Рейс в Европу

Выход «Газпромнефть Марин Бункера» в румынский порт Констанца.



ПОРТ КОНСТАНЦА

Один из самый больших портов Европы (4-е место). Способен принимать все суда, проходящие через Суэцкий канал.

К югу от Констанцы находится южное русло румынского канала Дунай — Черное море. Грузооборот порта — 45 млн тонн в год. Действуют 133 причала общей протяженностью 28,5 км.

Располагает специализированными терминалами для руды и угля, нефти и нефтепродуктов, химических продуктов и удобрений, цемента и стройматериалов, зерновых, замороженных продуктов, масла и мелассы. Кроме того, порт Констанца имеет современные паромные и контейнерные терминалы.

По пропускной способности порт Констанца — третий по величине на черноморском побережье



Фото: Евгений Уваров, FOTOLINK

«Газпром нефть» завершила сделку по приобретению румынского бункерного предприятия Marine Bunker Balkan S.A., работающего в морском порту Констанца. За счет этого бункерный бизнес компании получил доступ к одному из наиболее перспективных рынков — южноевропейскому.

Текст: Ольга Антипова

В СЕРЬЕЗНОЙ КОМПАНИИ

Мировой бункерный рынок сегодня на подъеме — по итогам 2012 года его объем превысил 240 млн тонн, и, согласно прогнозам, в долгосрочной перспективе планируется рост на 3% ежегодно. При этом 51% мирового рынка сегодня контролируют 10 крупнейших мировых бункерных компаний. Основное условие попадания в десятку — прежде всего разветвленная география присутствия, как правило, формирующаяся десятилетиями: сильнейшие игроки работают в 100 и более портах по всему миру, а, например, история ExxonMobil Marine Fuels, занимающей третье место в мире по объему бункеровок, приближается к 130 годам.

«Газпромнефть Марин Бункер» только в прошлом году отметил пятилетие, однако планы компании более чем амбициозны: попасть в топ-20 мировых бункерных компаний к 2025-му. И одним из шагов в этом направлении стал выход на растущий европейский рынок. «Для дальнейшей международной экспансии нам необходим опыт ведения бизнеса на европейском рынке, который сегодня является одним из наиболее насыщенных с точки зрения присутствия крупных игроков и одновременно непростым для работы с точки зрения тех мер регулирования, которые применяются сегодня и еще только готовятся к вводу в среднесрочной перспективе, — пояснил генеральный директор „Газпромнефть Марин Бункера“ Андрей Васильев. — Тем не менее условия для реализации проекта по выходу на международный рынок именно сейчас благоприятные».

ПОСТКРИЗИСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Пропускная способность порта Констанца составляет 120 млн тонн в год, что делает его третьим по величине на черноморском побережье после Стамбула и Новороссийска. Емкость бункерного рынка здесь оценивается в 350–400 тыс. тонн ежегодно. Согласно долгосрочным отраслевым прогнозам, рост судозаходов в порт Констанца и, что немаловажно, транзитного потока по Дунаю будет увеличиваться со скоростью не менее 1–2% в год.

Порт Констанца занимает площадь почти 4 тыс. гектаров, аккумулирует 10% бункерного рынка региона и является важным звеном стратегического транспортного коридора Европы по реке Дунай. В этом черноморском порту сегодня работают более 800 судоходных компаний — среди них такие гиганты, как CMA CGM, MSC, COSCO, Moller-Maersk, Zodiac. Достаточно высока доля судов с дедвейтом более 5 тыс. тонн — она составляет 44% в судозаходах и 86% в объемах бункеровки.

Серьезные коррективы в расстановку сил на бункерном рынке Констанцы внес мировой экономический кризис 2008–2009 годов. Количество судозаходов в эти годы резко снизилось, а вместе с этим — и потребность в топливе. В период роста, наблюдающегося здесь с 2010-го, восстановить предложение топлива сумели немногие компании, возник его дефицит, что позволило ВИНКам заполнить образовавшиеся бреши и в короткие сроки стать в Констанце полноправными игроками. Например, совместное предприятие австрийской компании OMV и румынской Petrom чувствует себя достаточно уверенно в сегменте речных бункеровок, 15% которого занимает. А «ЛУКОЙЛ-Бункер», располагая собственным и арендованным флотом, довел свою долю в морских бункеровках до 30%. Экспансии ВИНКов способствует и перспектива ввода с 2015 года экологических ограничений на содержание серы в бункерном топливе, заправляемом на побережье стран Евросоюза. Наиболее реальным сценарием эксперты считают замену мазута различными дистиллятами и дизтопливом, растущая популярность которого на авторынке может вызвать дефицит. По этому все чаще компании, не обладающие собственным ресурсом нефтепродуктов, стремятся продать свой бизнес в Констанце. Именно так поступила румынская Unicom Holding, выступившая продавцом по сделке с «Газпромнефть Марин Бункером».

ПИЛОТНЫЙ ВЫХОД

Изначально холдинг Unicom создавался для поставки угля и мазута румынским энергетическим компаниям, его основной профиль — железнодорожные перевозки, нефтяные терминалы в Румынии, торговля углем и битумом, а бункерный бизнес, по сути, сопутствующий. И средства, полученные от продажи бункерной инфраструктуры, компания направит на усиление конкурентных преимуществ на основных направлениях деятельности.

Инфраструктура Marine Bunker Balkan S.A. позволяет вести все необходимые топливозаправочных операции. В собственности Marine Bunker Balkan S.A. находятся два суднабункеровщика, судно-накопитель вместимостью 4 тыс. тонн, две причальные баржи и автоцистерны для перевозки дизельного топлива. Компания также арендует береговые резервуары в Oil Terminal Constanta.

Такая инфраструктура дает компании возможность работать не только в Констанце, но и в портах-сателлитах — Мангалии, Мидии и Аджиджи. Удобная логистика с нефтеперерабатывающих заводов NIS и возможность круглогодичных поставок с НПЗ «Газпром нефти» в России позволяют предоставлять клиентам топливо гарантированного качества по оптимальной цене, что может стать основой для долгосрочных партнерских отношений со многими крупнейшими судовладельцами.

«Мы рассматриваем проект в Румынии в качестве пилотного с точки зрения работы на мировом рынке, — отметил Андрей Васильев. — Надеемся, опыт, полученный здесь, позволит нам в дальнейшем не только продолжать развитие на других международных рынках, но и внедрять современные отраслевые стандарты качества операционной деятельности в России, оперативно реагируя на изменения рынка».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ