Культурная демонополизация

Культурная демонополизация

Обзор XI фестиваля кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске.

Фестиваль кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, похоже, обретает новое направление развития, трансформируясь из чисто светского мероприятия в настоящий трамплин для молодых режиссеров. Не исключено, что именно «Дух огня» станет базой для создания полноценного кинорынка дебютных фильмов в России. Программа 11-го по счету «Духа огня» была, как всегда, насыщенной, фестиваль обзавелся новым призом, учрежденным «Газпром нефтью».

Все кинофестивали мира делятся на две группы — фестивали для критиков и фестивали для зрителей. Проходящий в Ханты-Манскийске «Дух огня», несомненно, относится ко второй категории. Фестивальная программа не ограничивается одним только конкурсом, напротив, конкурсные показы — лишь часть того, что происходит на всех возможных киноконцертных площадках города. В программе нынешнего, 11-го по счету «Духа огня», к примеру, были: ретроспектива спортивного кино; программа «Выбор критиков», посвященная российскому кино 2000-х; авторская программа Андрея Плахова «Сибирская эйфория»; отдельные подборки детского кино и взрослой анимации; конкурс микрофильмов плюс театральные и концертные мероприятия.

БЛИЖЕ К ИНДУСТРИИ

Пока в планах директора фестиваля Сергея Соловьева — проведение питчингов, коротких презентаций, на которых режиссеры и продюсеры независимых фильмов встречаются с потенциальными инвесторами; а дальше, возможно, организация полноценного кинорынка дебютных фильмов. Подустав за последние 10 лет от формата светского мероприятия, «Дух огня» поворачивается в сторону индустрии. В этом году на фестивале прошли в пробном режиме два круглых стола, посвященных проблемам отечественного кино. Один — скорее теоретический, на котором ведущие российские кинокритики, приехавшие в ХантыМансийск представлять любимые фильмы нулевых, обсуждали проблему творческой стагнации и очевидного отсутствия новых громких имен в российской кинорежиссуре. Второй круглый стол, на котором выступали продюсеры и режиссеры из Южной Кореи, Великобритании, Испании, Китая плюс триумвират российских режиссеров (Вадим Абдрашитов, Владимир Хотиненко, Павел Чухрай) был посвящен куда более практической проблеме — квотированию проката национального кино. Горячие обсуждения уместности этих мер продолжаются в индустрии до сих пор.

Российские режиссеры, интересы которых призвано защитить квотирование, относятся к планам настороженно. По их мнению, авторы законопроекта плохо знакомы с реалиями российского кинопроката — и их начинания могут принести больше вреда, чем пользы. Впрочем, какими бы ни были акценты, фестиваль в Ханты-Мансийске — это в первую очередь фильмы.

В НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Традиционно «Дух огня» имеет два неравноценных конкурса — международный и российский. В российский картины попадают по остаточному принципу: все сколько-нибудь заметные отечественные дебюты обычно сразу же уходят на сочинский «Кинотавр» или на ММКФ, традиционно испытывающий дефицит российских участников. Другое дело международный конкурс — здесь российские дебютанты соревнуются с сильными противниками, обычно уже отмеченными участием в международных фестивалях. Сама программа конкурса дает вполне внятную картину ситуации в мировом кино. Дебютанты, как правило, работают в каком-либо из уже существующих мощных трендов и представляют не только себя, но и определенную популярную фестивальную тенденцию или кинематографическую школу.

К примеру, один из самых зрелых фильмов конкурса — «Каждый в нашей семье» Раду Жуде (бронзовый призер фестиваля) — снят в рамках школы нового румынского кино, бывшего сверхпопулярным еще пару лет назад и до сих пор ничуть не растратившего потенциал. Снятая без особых претензий, что называется — зрительская, бытовая трагикомедия о разборках внутри одной румынской семьи придерживается традиций социального реализма. Сюжет фильма довольно обычен: разведенная пара ссорится из-за ребенка, мать препятствует бывшему мужу встречаться с дочерью, в результате у отца случается нервный срыв и он устраивает в доме экс-супруги неловкую и смешную попытку взятия заложников. Работая всего лишь с четырьмя актерами и рулоном скотча, Жуде сумел разыграть в тесной малометражной квартире многоплановую семейную драму, которая смотрится на одном дыхании. Другая мощная традиция, представленная на фестивале, — китайский «капиталистический» реализм. Режиссерский дебют Хэй Венчаю «Счастливые 18 лет» снят на деньги частной компании, но в рамках генеральной линии компартии. Формально картина рассказывает о превратностях первой любви: героиня фильма, 18-летняя Хе На, живущая с матерью, бывшей звездой Пекинской оперы, случайно знакомится с любовницей любовника своей матери (коварный мужчина обманул обеих и скрылся), к тому же еще и беременной. Между девушками возникает нежная, даже слишком нежная дружба, а в это время государство начинает сносить старинные одноэтажные кварталы-футонги, где живет мама героини. Старики протестуют против реновации района, но Хе На, уже расставшаяся с любимой, произносит программную речь, в которой призывает не цепляться за прошлое, а с надеждой глядеть вперед. И точно — новые квартиры в высотках оказываются светлее и просторнее каморок исторической застройки. Будущее сулит радость, и над дорогой, по которой в автобусе едет к своему счастью Хе На, встает радуга.

ПРИЗ ЗА «МОРЕ» И МОРЕ ПРИЗОВ

Впрочем, сегодня начинающие режиссеры куда чаще обращаются к фестивальной конъюнктуре, чем к национальным школам, и этот расчет нередко оказывается верным. Именно таков случай серебряного призера «Духа огня», австралонемецкого фильма «Лоре» (режиссер Кейт Шортланд). Это тревелог, история пятерых детей офицера СС, весной 1945-го бегущих через всю Германию от наступающей Красной армии. Дети, воспитанные в национал-социалистическом духе, бредут по полуразрушенной стране в зону союзников, по пути сталкиваясь с изнанкой Третьего рейха, следами концлагерей и свидетельствами холокоста. Впрочем, фильм не так уж прямолинеен, ведь Шортланд выстраивает в нем два пласта повествования: в одном, поверхностном, она разыгрывает поучительную драму подростков, которые с ужасом открывают для себя преступления родителей. В другом, глубинном, показывает трагедию страны, за короткий срок превратившейся из завоевателя в завоеванного.

Главный приз «Духа огня» достался фильму дикому и симпатичному, самобытному и одновременно активно обращающемуся к истории кино — «Белоснежке» испанца Пабло Бергера. На первый взгляд черно-белая и немая «Белоснежка» кажется вторичной, так как еще свежа память о немом «Артисте» Мишеля Хазанавичуса, получившем «Оскара» в прошлом году. Однако Бергер придумал свою историю о девушке, убежавшей с бродячим цирком, еще 10 лет назад, и в отличие от «Артиста» «Белоснежка» играет не с нашими сегодняшними представлениями об эпохе немого кино вообще (часто ошибочными), а его конкретными, весьма специфическими образцами. Экзотическая, остроумная, местами несовершенная, но очень витальная «Белоснежка», безусловно, заслужила главный приз.

К сожалению, совсем непонятым жюри оказался российский участник конкурса — замечательный фильм Александры Стреляной «Море». Балансирующая на грани игрового и документального, тонкая, даже нежная картина, больше похожая на мозаику, альбом зарисовок, чем на четкий рассказ, «Море» посвящено Русскому Северу. Серым избам, белому песку, строгим, но веселым северным людям — поморам и их суровым необъезженным лошадям, семге и чайкам, штормам и граниту. Это настоящее поэтическое кино, говорящее на языке образов.

Но справедливость все-таки была восстановлена — именно фильму Стреляной достался новый, введенный только в этом году приз «Газпром нефти».

Александр Дыбаль,
Член Правления
«Газпром нефти»
Годы идут, а из всех искусств для нас важнейшим по-прежнему является кино. Для «Газпром нефти» главным культурным проектом уже много лет остается фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Этот фестиваль, на неделю погружающий Ханты-Мансийск в атмосферу мирового кинематографа, стал частью нашей программы социальных инвестиций «Родные города». Постоянное присутствие Ханты-Мансийска в международном культурном контексте мы оцениваем как важный фактор поддержания качества жизни в регионе. И это качество жизни поддерживается нами как фестивалем «Дух огня», так и такими проектами, как строительство в Ханты-Мансийске модернистского здания Шахматной академии или детского сада нового поколения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ