На север

История покорения Арктики: триумфы и трагедии в освоении высоких широт

Британская арктическая экспедиция 1875–1876 годов, возглавляемая Джорджем Стронгом Нэрсом. Участникам удалось достигнуть 83° с.ш.

Вверху слева: Голландский мореплаватель и исследователь Виллем Баренц три раза пытался покорить Арктику в поисках Северного морского пути в Ост-Индию
Вверху справа: Корабль «Фрам» — норвежская деревянная парусно-моторная шхуна, специально построенная для нужд полярных исследований в 1892 году
В центре: Стоянка одной из арктических экспедиций, 1875 год
Внизу слева: Дирижабль N-1 «Норвегия», на котором Руаль Амундсен в 1926 году достиг Северного полюса
Внизу справа: Французский ледокол в арктических льдах, гравюра 1854 года

Вверху: Самолет Михаила Водопьянова, на котором летчик участвовал в спасении челюскинцев в 1934 году
В центре: Советский исследователь Арктики Иван Папанин, возглавлявший первую в мире дрейфующую полярную станцию
В центре справа: Карта беспосадочного перелета Валерия Чкалова по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский
Внизу слева: Одна из 11 российских арктических экспедиций, проведенных в 1932 году
Внизу справа: Атомный ледокол «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой

Фото: FOTOBANK, FOTODOM, FOTOLINK

Арктику исследовали столетиями, но множество открытий еще впереди.

Хотите в Арктику? Проплыть по Северному морскому пути? Побывать на Северном полюсе? Погрузиться с аквалангом в Северное море? Нет проблем! Туристические агентства предлагают разнообразные туры: на лыжах или на собачьих упряжках, на корабле, самолете или вертолете. Cамое дорогое путешествие — круиз на ледоколе. Плавание протяженностью около месяца будет стоить пару десятков тысяч долларов. Недельный лыжный поход на полюс обойдется примерно в два раза дешевле. Есть и совсем бюджетные варианты — например, посещение архипелага Шпицберген. Всего несколько тысяч долларов — и вам предоставится возможность познакомиться с северным бытом, флорой и фауной в весьма комфортных условиях. В норвежском Лонгире есть пара отелей, кафе-рестораны, магазины, экскурсионные бюро и прочие блага цивилизации. Раньше город был центром угледобычи, а сейчас в нем для местных нужд функционирует всего одна шахта и живет всего около тысячи человек, работающих в туристической отрасли, занимающихся научными исследованиями и экологией. Можно попасть в Арктику и бесплатно — экологические организации и местные власти регулярно организуют акции по очистке островов от мусора, оставшегося на месте военных баз и промышленных объектов.

Все это звучит достаточно буднично. Арктика сначала перестала быть терра инкогнита для ученых, военных и промышленников, а теперь и для простых обывателей. Но, чтобы добиться этого, потребовались столетия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Еще в 1364 году новгородский воевода Александр Абакумович перешел через Полярный Урал и добрался до Обской губы. В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первую карту бассейна Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Оби. В 1595 году сибирские казаки березовского воеводы Никиты Траханиотова достигли реки Полуй и недалеко от ее впадения в Обь выстроили деревянный острог, который стал одним из первых русских поселений, основанных в Сибири. Впоследствии острог переименовали в Обдорскую заставу, затем — в Обдорскую крепость, вокруг которой вырос Обдорск, нынешний Салехард — единственный в мире город на полярном круге.

Новой вехой стал 1725 год, когда по указу Петра I была организована Первая Камчатская экспедиция, задачей которой было исследование Тихого и Северного Ледовитого океанов и подтверждение сведений о наличии пролива между Азией и Америкой. Руководил экспедицией Витус Беринг. Он же вместе с Алексеем Чириковым руководил Великой Северной экспедицией, в рамках которой с 1733 по 1743 год экспедиционные отряды впервые положили на карту морское побережье от Белого моря до Камчатки.

В конце XIX — начале XX века количество экспедиций значительно возросло. Известный русский флотоводец адмирал Степан Макаров в 1899 году совершил плавание к берегам Шпицбергена на ледоколе «Ермак» и провел там первые океанографические работы.

Большая роль в защите национальных интересов в Арктике принадлежит экспедициям Владимира Русанова. Его исследования стали важным этапом в борьбе России за укрепление контроля над архипелагом Новой Земли. В 1909–1911 годах экспедиции помешали захвату русской территории норвежцами, которые пытались объявить Северный остров Новой Земли территорией, никому не принадлежащей. Между тем на архипелаге были обнаружены многочисленные месторождения каменного угля, мрамора и диабаза.

Феодосий Чернышев, Георгий Брусилов, Георгий Седов, Федор Шмидт, Александр Чекановский, Иннокентий Толмачев, Александр Бунге, Эдуард Толль, Петр Кропоткин бороздили северные моря и острова, открывали новые земли и месторождения полезных ископаемых, прокладывали Северный морской путь, — в общем, делали Север частью большого мира.

ПОЛЯРНАЯ ГОНКА

Отдельная глава в истории освоения Арктики — это достижение Северного полюса. Путешественники всего мира стремились к этой точке, бились и погибали буквально за каждый градус северной широты. За XVII–XVIII века (первая официальная попытка достичь северной вершины Земли была предпринята Генри Гудзоном в 1607 году) вообще удалось продвинуться лишь с 80°23′ с. ш. до 80°48′ с. ш. (полюс находится на 90°00′).

Прорыв произошел в XIX веке. В марте 1827 года английский контр-адмирал Уильям Эдвард Пэрри отплыл из Англии на судне «Гекла» на Шпицберген, оттуда с небольшим отрядом на двух лодках, снабженных полозьями для передвижения по льду, отправился на север и 23 июля достиг 82°45′ с. ш. Это достижение продержалось почти 50 лет. В 1875 году на двух кораблях к Северному полюсу вышла британская арктическая экспедиция Джорджа Нэрса. Как и предыдущие исследователи, они высадили «десант», который не дошел до цели, но установил новый рекорд 83°20’26’’ с. ш.

В 1893 году норвежцы Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен решили пробиться к полюсу с помощью научного подхода и смекалки — они сконструировали специальное судно «Фрам» для дрейфа во льдах (корпус имел такую форму, что сжимающиеся льды выталкивали судно, а не ломали его). 24 июня 1893 года «Фрам» покинул порт Кристиания, 14 марта дрейфующее судно достигло 84°4′ с. ш., но дальше пробиваться вновь пришлось пешим ходом. Нансен и Йохансен рассчитывали на лыжах, в сопровождении трех собачьих упряжек, преодолеть 660 км до полюса за 50 дней. Но к 8 апреля они смогли добраться только до 86°14′ с. ш., после чего повернули назад.

Штурмовать вершину Земли начали и по воздуху. В июле 1897 года Соломон Андре с двумя компаньонами попытался долететь до Северного полюса на воздушном шаре с острова Датский на западе архипелага Шпицберген. Они пролетели около 475 км и сели на паковые льды, откуда пытались двигаться в восточном направлении, но вынуждены были повернуть обратно. Они погибли, так и не добравшись до Большой земли.

Новый рекорд установил герцог Луиджи Амедео в 1899 году. Сначала он дошел на корабле до островов (герцог выбрал Землю Франца-Иосифа), а затем на лыжах и собачьих упряжках. Часть его команды под руководством капитана Умберто Каньи 25 апреля 1900 года достигла точки 86°34′ с.ш. Это было примерно на 40 км дальше отметки Нансена. Дальше идти уже не было сил, да и продукты подошли к концу.

Экспедиции к Северному полюсу приобрели такую большую популярность, что в английском языке даже появился термин Farthest North, означавший самую северную широту, достигнутую экспедициями на их пути к Северному полюсу. Первыми стали утверждать, что достигли полюса (в 1908 и 1909 годах соответственно) американцы Фредерик Кук и Роберт Пири. Оба они шли на собачьих упряжках в сопровождении эскимосов. Но ни один из них не смог достоверно подтвердить факта достижения заветной цели. Русские исследователи, которые традиционно больше внимания уделяли изучению морей и земель в районе Северного морского пути, также отметились в гонке к полюсу. Но опыт этот оказался трагическим.

Экспедиция Георгия Седова в 1912–1914 годах, как считается, была плохо подготовлена, поэтому дважды зимовала в Арктике. 2 февраля 1914 года страдавший от цинги Седов вместе с матросами Григорием Линником и Александром Пустошным на трех собачьих упряжках вышли по льду из бухты Тихой к полюсу. Уже через неделю Седов не мог идти дальше, но приказал привязать себя к нартам, чтобы продолжить поход. 20 февраля, пройдя чуть более 100 км из более чем 2 тыс. км до полюса, Седов скончался среди льдов вблизи острова Рудольфа.

СОВЕТСКАЯ АРКТИКА

Первая Мировая война и последовавшая за ней революция в России охладили пыл полярных исследователей. Пешком дойти до полюса мало кто пытался, зато несколько человек пролетали над ним на разных летательных аппаратах. В 1926 году был совершен трансарктический перелет дирижабля «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена по маршруту Шпицберген — Северный полюс — Аляска. Два года спустя полет дирижабля «Италия» команды генерала Умберто Нобиле окончился катастрофой. Итальянцам на помощь поспешил ледокол «Красин», а экспедицию возглавлял Рудольф Самойлович — впоследствии основатель и первый директор Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) в Ленинграде.

Советские власти довольно скоро оценили ценность Cевера и, как только позволила экономическая ситуация, начали снаряжать арктические экспедиции. Например, 21 мая 1937 года с помощью самолета в район Северного полюса была доставлена группа из четырех человек под руководством Ивана Папанина. Они развернули дрейфующую станцию «Северный полюс-1», на которой провели девять месяцев и продрейфовали более 2 тыс. км. Их сняли со льдов в феврале 1938 годав районе Гренландии ледоколы «Таймыр» и «Мурман». В 1937 году впервые в мире советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный полет по маршруту Москва — Северный полюс — Америка. Расстояние в 9130 км экипаж преодолел за 63 часа 16 минут. В 1948 году начала работать высокоширотная экспедиция «Север-2», ее участники высадились на Северный полюс с самолетов, и это первое официально признанное покорение полюса человеком.

В советские времена в Арктике осуществлялись круглогодичные научные исследования, работали станции, ходили научные суда. В 1977 году атомоход «Арктика» впервые в надводном плавании достиг географической точки Северного полюса. А вот советские подводники сделали это гораздо раньше. В 1961 году на XXII съезде КПСС объявили о том, что ракетные подводные лодки научились ходить подо льдами Арктики, а в 1962‑м предоставили доказательства: подводный атомоход «Ленинский комсомол» (АПЛ К-3) специально дважды прошел подо льдами в точке Северного полюса, всплывал, и моряки высаживались на лед.

На северных архипелагах были организованы военные базы, проводились испытания стратегических вооружений, в портах базировался флот, были размещены засекреченные оборонные предприятия. Конечно, ни о каких туристах и речи быть не могло. Первые иностранные туристы высадились на Северном полюсе в 1990 году. Их доставил туда атомоход «Россия». В последующие годы эти рейсы стали регулярно осуществлять по два-три раза за лето атомные ледоколы «Советский Союз» и «Ямал». А вот на науку в современной России долгое время денег не хватало, исследования не велись вплоть до 2003 года, а военные ушли со своих баз.

Но в последние годы ситуация изменилась, и освоение Арктики вновь стало одним из приоритетов государства. В 2007 году была организована уникальная научноисследовательская полярная экспедиция «Арктика-2007» под руководством известного полярника Артура Чилингарова, в ходе которой подводные аппараты «Мир» впервые достигли дна под полюсом — на глубине свыше 4 км полярники установили титановую капсулу с российским флагом.

ДОРОГА ЖИЗНИ

Для чего человек столько веков стремился на север, в эти холодные и неприветливые моря и земли? Помимо свойственных людям любопытства, жажды открытий, стремления расширить границы своей среды обитания в случае с Арктикой есть еще пара весомых аргументов. Земли за полярным кругом оказались чрезвычайно богаты полезными ископаемыми, которые позволили СССР совершить серьезный экономический рывок после Великой Отечественной войны, а сегодня приносят львиную долю бюджетных денег.

Кроме того, есть еще Северный морской путь (СМП), который связывает Европу и Азию. Он примерно в два раза короче пути через Суэцкий канал: если из Мурманска до Японии через Суэц придется плыть 12,84 тыс. морских миль*, то по Северному морскому пути всего 5,77 тыс. миль. Для России важность СМП еще и в том, что по нему доставляются необходимые товары для северных регионов страны.

Главная проблема Северного морского пути — короткая навигация и необходимость использования ледоколов. В то же время льды — это и преимущество России, ведь у нашей страны есть атомный ледокольный флот (семь судов), пусть еще и советский. Новых судов в мире строится мало, но, похоже, отношение к проблеме в России меняется. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге началось строительство самого мощного, 60‑мегаваттного атомного ледокола в мире. Первый заместитель генерального директора «Росатома» Иван Каменских сообщил, что в декабре 2017 года ледокол должен быть достроен и передан «Росатомфлоту». Он отметил, что уже подписаны документы на строительство еще двух серийных ледоколов этого проекта.

Президент России Владимир Путин также недавно отметил, что правительство планирует «поддержать группировку ледокольного флота, как в обычном исполнении, так и с атомными энергетическими установками», напомнив, что недавно Россия возродила на Новосибирских островах военную базу, закрытую 20 лет назад. «Там осталась большая группа российских военнослужащих, которые восстанавливают инфраструктуру, аэропорт, взлетно-посадочную полосу... Там будут работать и метеорологи, сотрудники МЧС, которые все вместе должны будут обеспечить безопасность использования Северного морского пути», — подчеркнул господин Путин.

В общем, Арктика — это крайне перспективный в экономическом смысле регион. И все еще мало изученный, готовящий немало сюрпризов и испытаний. При этом снятие с региона грифа «Секретно» позволяет надеяться, что экономика не нанесет большого вреда уникальной северной природе, ведь теперь все проекты реализуются на виду у общественности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ