Нулевой сброс

Проблемы сохранения природы Заполярья. Методы «чистой» добычи — подходы «Газпром нефти»


Фото: FOTOBANK

Проблема сохранения арктической природы — тема для активного общественного обсуждения. Страхи, связанные с промышленными работами на северном крае земли вполне объяснимы, но малообоснованны. Современные технологии позволяют свести экологические риски к минимуму

ХРУПКОЕ СОКРОВИЩЕ

Сектор Арктики, прилегающий к России, охватывает более трети заполярных территорий — большую часть суши, пять из девяти арктических морей и добрую часть центрального бассейна Северного Ледовитого океана. Материковое заполярье в Америке и Северной Европе обрезано океаном, поэтому только в России наиболее полно представлены типичные арктические ландшафты, а также около 80% всех видов живых организмов, обитающих в Заполярье. Это и достояние нашей страны, и большая ответственность: Россия играет ключевую роль в сохранении биоразнообразия арктических экосистем.

Природа Арктики не только не отличается разнообразием, она еще и довольно примитивна и архаична. Поэтому значительная часть организмов, обитающих здесь, обладает низкой способностью к адаптации и невысокой устойчивостью к экстраординарным, в том числе антропогенным, воздействиям. Это касается, например, камнеломок и лишайников — основных представителей тундровой флоры, или лососеобразных, составляющих основу рыбного пресноводного промысла в Заполярье. Именно эта уязвимость обитателей Арктики и заставляет ученых говорить о ней как о регионе с исключительно хрупкой экосистемой.

Организация Объединенных Наций (ООН) сформулировала основные экологические риски, которые несет в себе производственная деятельность за полярным кругом. По мнению экспертов ООН, техногенное воздействие может привести к сокращению популяции и изменению среды обитания арктических животных, загрязнению северных морей стоками и разливами нефти и других опасных химических соединений. Для отслеживания ситуации в регионе в 1991 году арктические страны приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (AEPS). В 1996 году министерства иностранных дел стран арктического региона подписали Оттавскую декларацию и образовали Арктический совет. В 2011 году участники Совета заключили Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, в мае 2013‑го — Соглашение о защите арктических морей от разливов нефти.

ОПЫТНЫМ ПУТЕМ

Хотя экологические риски при добыче углеводородов, как и при любой другой производственной деятельности, существуют, они в значительной мере могут быть снижены до приемлемого уровня за счет применения лучших из существующих технологий и методов. Здесь интересен опыт западных компаний, ведущих разработки в арктической зоне. В частности, возможности освоения нефтегазовых месторождений в норвежской части Баренцева и Северного морей определялись с учетом результатов стратегической экологической оценки (СЭО), которая включала в себя описание биоразнообразия и перспектив развития судоходства и рыболовства. Оценку воздействия на окружающую природную и социальную среду получает и каждый инвестиционный проект, готовящийся к реализации. Такой подход позволяет выбрать наилучший вариант, обеспечивающий учет экологических факторов и минимизацию рисков.

Изучение влияния техногенных факторов на окружающую среду началось не сегодня. И поиск эффективных способов ликвидации последствий аварий активно ведется в Америке и Европе с 70‑х годов прошлого века — времени, когда промышленное покорение Арктики перестало быть далекой перспективой. Как показали опыты, хотя ликвидация разливов нефти и требует больших затрат и усилий в любых условиях, в ряде случаев уникальные условия арктической среды способствуют этому процессу. Так, например, естественная локализация нефтяного пятна, которую обеспечивает присутствие льда, может упростить задачу сбора и дать возможность выиграть время на подготовку соответствующих мероприятий. В свою очередь, низкие температуры и малые амплитуды волн в ледяном поле замедляют выветривание нефти*, что увеличивает окно реализации отдельных способов ее уборки. Полевые испытания распространения нефти в холодной воде и подо льдом показали, что если температура воды приближается к точке потери текучести нефти, то она перестает растекаться. При низких температурах увеличивается вязкость нефти, из-за чего нефтяное пятно в холодной воде обычно толще и меньше по площади, чем в теплых широтах. Также специалисты отмечают, что под сплошным и паковым льдом большой сплоченности разливы сырой нефти обычно локализуются на относительно небольшом расстоянии от источника разлива, в зависимости от подледных течений и характеристик неровности самого льда. Впрочем, крупные нефтегазовые компании в число приоритетов ставят, конечно, не ликвидацию последствий аварий (хотя и прорабатывают этот вопрос), а предотвращение любых внештатных ситуаций.

КЕССОН В ДЕТАЛЯХ

1 — волновой дефлектор

2 — ледовый дефлектор

3 — стойкое лакокрасочное покрытие танков хранения нефти

4 — защита от коррозии наложенным током

5 — слой насыпного грунта

6 — протекторная защита от коррозии

7 — бетон толщиной 3 м

8 — двухслойный стальной лист

9 — плакирование нержавеющей сталью

КОНСТРУКЦИЯ «ПРИРАЗЛОМНОЙ»

1 — устройство отгрузки

2 — жилой модуль

3 — верхнее строение

4 — вспомогательный модуль

5 — промежуточная палуба

6 — кессон

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРИРАЗЛОМНОГО

Начиная с 2010 года компания «ФРЭКОМ» проводит ежегодный экологический мониторинг в районе расположения МЛСП «Приразломная ». Исследования включают в себя гидрометеорологические наблюдения, отбор проб морской воды, донных отложений и биологического материала, а также наблюдения за птицами и морскими млекопитающими.

Результаты мониторинга, проведенного в 2012 году, показали, что экологическая обстановка в Печорском море в целом и в районе Приразломного месторождения не вызывает опасений. В частности, концентрации металлов в поверхностном и придонном слоях воды исследованного района гораздо ниже соответствующих рыбохозяйственных ПДК (предельно допустимая концентрация). Величины концентраций неполярных алифатических углеводородов, зарегистрированные на акватории исследований, не превышают таковые, зафиксированные в районе Приразломного в 2010 и 2011 годах. Полициклические ароматические углеводороды рассматриваются как приоритетные загрязняющие вещества, подлежащие контролю при мониторинге состояния окружающей среды. Общая концентрация ПАУ в воде района Приразломного в августе 2012 года изменялась от 18,6 до 143,7 нг/л в поверхностном слое и от 22,2 до 192,4 нг/л — в придонном. Из индивидуальных ПАУ преобладали нафталин и его метилированные производные. Рыбохозяйственная предельно допустимая концентрация установлена только для нафталина и составляет 0,004 мг/л или 4000 нг/л. В районе исследований концентрации нафталина были существенно ниже ПДК и не превышали 46,8 нг/л. Из антропогенных ПАУ наибольшей канцерогенной активностью обладает бенз(а)пирен. В исследованном районе концентрация бенз(а)пирена не превышала 0,01 нг/л, что значительно меньше предельно допустимой концентрации этого соединения в поверхностных водах — 5 нг/л.

«Полученные результаты подтверждают общий незначительный уровень загрязнения воды района Приразломного месторождения. В перспективе уровень загрязнения морской воды не окажет существенного влияния на состояние гидробионтов (водных организмов) в этом районе моря при условии сохранения уровня антропогенной нагрузки на экосистему», — говорится в отчете компании.

ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Основа безопасности арктических проектов нефтедобычи — многоуровневая система защиты: если на одном из уровней происходит сбой, существуют другие, позволяющие не допустить разлив либо минимизировать его. Внедряются и специальные методики тренировки персонала, обнаружения рисков на начальных стадиях, круглосуточный мониторинг.

Положительный практический опыт и новейшие разработки были использованы при конструировании и запуске в эксплуатацию первой российской морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», установленной на одноименном месторождении в Печорском море, оператором разработки которого выступает компания «Газпром нефть шельф».

Риски, связанные с разливами нефти и других вредных веществ, на МЛСП минимизируют с помощью целого комплекса технологий. Функционирование самой платформы основано на принципе так называемого нулевого сброса. Все, что попадает в Печорское море с технологического объекта — это вода для пожаротушения из системы объемного затопления и очищенные хозбытовые стоки. Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы будут закачиваться в специальную поглощающую скважину, а собранные дренажной системой и очищенные масло- и нефтесодержащая вода, загрязненные дождевая вода и снег — закачиваться обратно в пласт. Остальные отходы (тара, ртутные лампы, аккумуляторы и т.д.) будут вывозиться на берег. «Мокрый » способ хранения нефти (см. стр. 25) обеспечивает дополнительную безопасность объекту, так как исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Что касается рисков, связанных с добычей, то разработан подробный план предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН), который учитывает различные сценарии развития событий, включая такую крупную аварию, как разлив объемом 10 тыс. тонн. Для «Приразломной» произведен расчет сил и средств аварийных подразделений; организованы и оснащены собственные профессиональные команды по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, в том числе разливов нефти; организована работа с государственными профессиональными формированиями для ликвидации аварийных ситуаций.

Но это — на крайний случай. Вероятность возникновения которого, исходя из технологического оснащении платформы, крайне низка. Разливы нефти из скважины предотвращает использование современного противовыбросового оборудования аварийной системой прекращения добычи нефти, способной остановить процесс добычи всего за семь секунд, средств внутрискважинного контроля и клапанов-отсекателей, перекрывающих скважину при любых сбоях в системе.

ГЕННАДИЙ ЛЮБИН,
исполнительный директор «Газпром нефть шельфа»
Конструкция платформы такова, что экологические риски, связанные с эксплуатацией МЛСП «Приразломная», практически сведены к нулю. Платформа способна выдержать волновые, ледовые и температурные нагрузки, значительно превышающие те, которыми характеризуется данный арктический регион.

Тем не менее мы разработали подробный план ликвидации разливов нефти и закупили самое современное оборудование, обеспечивающее быструю и эффективную ликвидацию разливов, в том числе и в ледовых условиях. Конечно, наша основная задача — сделать так, чтобы это оборудование никогда не пришлось применять. При этом мы продолжаем изучать все появляющиеся на рынке новинки в этой области и, если у нас будет возможность качественно улучшить наше оснащение, — мы ей воспользуемся.
ВАЛЕНТИН МИНАСЯН,
эколог, генеральный директор компании «Фрэком»
Биологические процессы в Арктике идут медленнее, чем в более благоприятных регионах планеты. В этой связи учет экологиче- ских рисков здесь приобретает особое значение. В первую очередь риски связаны с разливами нефти, ликвидация которых в услови- ях ледовитого моря — трудная задача. В этой связи нефтедобываю- щие компании разрабатывают особые технологии добычи, хране- ния и перевозки нефти. Например, корпус МЛСП «Приразломная» выполнен из нескольких слоев стали с заполнением бетоном, что исключает аварию при воздействии льдов. Следующий риск — загрязнение вод. Даже незначительное изменение концентраций различных веществ в морской воде может привести к гибели целых групп организмов. В этой связи при работах на шельфе должен мак- симально применяться нулевой сброс.

Шум, вибрация, горение факелов также неблагоприятно влияет на биоту. Необходимо грамотно выбирать места размещения объек- тов. Нельзя полностью исключить экологический риск, но миними- зировать его и сделать управляемым — наша задача!