Базовая программа

Базовая программа

Программа развития нефтебазового хозяйства

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ СИСТЕМЫ «ГАЗПРОМ НЕФТИ»

Реорганизация системы розничных продаж началась в июне 2013 года с объединения предприятий нефтепродуктообеспечения в три кластера: центральный в Санкт-Петербурге, уральский в Екатеринбурге и сибирский в Новосибирске. Таким образом, всей российской сетью АЗС «Газпромнефть» будут управлять три предприятия: «Газпромнефть-Северозапад», «Газпромнефть-Урал» и «Газпромнефть-Новосибирск».
За мелкий опт и региональную логистику отвечает компания «Газпромнефть-Региональные продажи», зарегистрированная в Санкт-Петербурге. Компания имеет четыре филиала-кластера: центральный в Москве, уральский в Тюмени, западносибирский в Омске и восточносибирский в Кемерово. Центральный оптовый кластер начал работу в апреле 2013 года. В его состав вошли Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ивановская, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Тверская и Ярославская области. Уральский и сибирские кластеры начали операционную деятельность с 1 июня 2013 года.
В рамках реорганизации сбытовой системы «Газпром нефти» созданы еще четыре компании: «Газпромнефть-Терминал»(хранение и перевалка нефтепродуктов), «Газпромнефть-Транспорт» (транспортировка топлива), «Газпромнефть-Лаборатория» (контроль качества) и «Газпромнефть-Корпоративные продажи» (работа с корпоративными клиентами).


Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран



Модернизации подвергнутся резервуарные парки, зоны приема и отпуска нефтепродуктов, планируется строительство современных инженерных сетей, очистных сооружений






Инфографика: Михаил Симаков
Примечание: изображения сформированы с помощью компьютерных программ моделирования, за счет чего их вид может не соответствовать виду реальных объектов

Нефтебазовое хозяйство — один из ключевых элементов цепочки производства и реализации нефтепродуктов, обеспечивающий стабильность всей системы. Реализация программы развития нефтебазового хозяйства «Газпром нефти» должна обеспечить рост объемов перевалки при сокращении затрат на содержание самой системы.

Текст: Сергей Орлов

ВМЕСТЕ С ЭКОНОМИКОЙ

Нефтебазы выполняют роль распределительных центров, получающих топливо с заводов и отпускающих его собственной сети АЗС, а также другим сетям и мелкооптовым покупателям. По большому счету нефтебаза — это склад. Соответственно, необходимость в таких перевалочных пунктах появилась, как только применение нефти и продуктов ее перегонки достигло промышленных масштабов.

Сначала эти масштабы позволяли использовать для хранения обычные деревянные бочки. Откуда, собственно, и появилась используемая до сих пор единица измерения объема нефти — bаrrel (англ. «бочка»). С ростом объемов производства резервуары для хранения нефти стали выкапывать прямо в земле, облицовывая стенки жирной глиной, препятствующей утечкам. Кстати, емкость таких резервуаров могла превышать 100 тыс. кубометров. Малоэффективные при хранении нефтепродуктов с высокой испаряемостью земляные амбары сменили каменные, впрочем, также не решившие проблему потерь от испарения. В начале XX века на бакинских нефтепромыслах появились первые железобетонные резервуары. Но главный шаг, определивший нынешний облик всех нефтехранилищ, был сделан еще во второй половине XIX века. Сначала в 1864 году в США был сооружен первый большой металлический резервуар, правда, прямоугольный, а в 1878 году по проекту выдающегося инженера Владимира Шухова в России построили цилиндрический резервуар из металла — прообраз нынешних хранилищ.

Что касается стратегии размещения нефтебаз, то она всегда была привязана к существующим производствам, путям транспортировки и точкам сбыта нефти и нефтепродуктов. На рубеже XIX и XX веков главной транспортной артерией России была Волга, соединяющая Каспий и бакинские нефтепромыслы с центром империи. Соответственно, и старейшие нефтебазы страны — Махачкалинская, Астраханская, Сормовская, Симоновская в Москве.

Развитие промышленности и транспорта, механизация сельского хозяйства, автомобилизация определили стремительный рост объемов добычи, переработки нефти и, соответственно, сбытовых сетей. Впрочем, если в первые десятилетия существования Страны Советов речь шла скорее о восстановлении дореволюционных объектов, постепенно укрупнявшихся, то после войны началось построение мощной системы нефтепродуктообеспечения. К началу 80‑х годов прошлого века она включала в себя более 1,2 тыс. нефтебаз и около полутысячи их филиалов, порядка 10 тыс. стационарных и передвижных АЗС. Однако система эта развивалась в СССР по особым правилам — правилам плановой экономики, ее структура основывалась на принципе централизованного управления и призвана была удовлетворять потребности в первую очередь народного хозяйства, а не частных потребителей. Тем более она не вписывалась в новые рыночные условия, по которым страна стала жить за чертой 1990 года. Постепенно развивавшиеся вертикально интегрированные компании обновляли оборудование АЗС и нефтебаз, выстраивали сбытовые сети, исходя из возможности получения максимальной прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ. Но процесс модернизации и строительства АЗС значительно отличается от реконструкции нефтебаз, через которые проходят огромные потоки нефтепродуктов, услугами которых пользуются не только сбытовые «дочки», но и независимые компании, более того, на которых нередко держится вся система нефтепродуктообеспечения целых районов. Тем более сложная задача — глобальная комплексная перестройка сети нефтебаз. Однако без этого невозможно общее развитие бизнеса. В 2013 году «Газпром нефть» первой среди нефтяных компаний начала реализацию комплексной программы модернизации и реконструкции нефтебазового хозяйства.

СЕТЕВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Большая часть нефтебаз «Газпром нефти» была спроектирована и построена как раз в советский период с учетом реалий того времени: расположения промышленной инфраструктуры, железнодорожных и водных путей, автомобильных дорог. Естественно, что за прошедшие несколько десятков лет ситуация изменилась. Массу проблем выявило техническое обследование нефтебаз, определившее, что их решение возможно только за счет реконструкции и технического перевооружения большей части объектов.

К маю 2013 года была разработана программа развития нефтебазового хозяйства до 2020 года стоимостью более $1 млрд. К этому моменту в компании изменилась и схема управления системой нефтепродуктообеспечения. До 2013 года нефтебазами «Газпром нефти», как и АЗС, управляли региональные предприятия нефтепродуктообеспечения (ПНПО). В нынешнем же году 48 нефтебаз компании перешли под управление новой структуры — «Газпромнефть-Терминал», созданной в рамках программы реорганизации всей модели региональных продаж. Очевидно, что подобное разделение в управлении сбытом позволяет не только более эффективно решать оперативные задачи, но и становится положительным фактором при реализации стратегического проекта развития нефтебазового хозяйства.

По стратегии развития бизнеса «Газпром нефти», объем продаж нефтепродуктов конечным потребителям планируется увеличить. При существующей конфигурации нефтебазового хозяйства обеспечение растущих потребностей ПНПО в услугах приема, хранения и отпуска нефтепродуктов уже в ближайшие годы может стать практически нерешаемой задачей, поэтому сеть «Газпромнефть-Терминала» будет оптимизироваться: закроется ряд малых нефтебаз, их объемы будут переданы более крупным объектам, расположенным в тех же регионах. Согласно программе, число нефтебаз сократится почти в полтора раза с 48 до 31. Это позволит снизить операционные расходы на содержание нефтебазового хозяйства примерно на 100 млн рублей в год. При этом объемы перевалки к 2020 году возрастут в два раза — с 5,8 млн тонн до 11,8 млн тонн в год. Реализация этой программы уже началась — в октябре и декабре 2013 года закрыты и законсервированы четыре нефтебазы. Объекты будут реконструироваться по типовым базовым моделям, разработанным исходя из объема перевалки: 10 небольших с реализацией до 150 тыс. тонн в год, 14 средних — от 150 тыс. до 500 тыс. тонн в год и пять крупных нефтебаз, способных обрабатывать свыше 500 тыс. тонн в год.

ТИПОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Типовое проектирование имеет ряд преимуществ. Такой подход позволяет сократить затраты на разработку проектной документации, упростить выбор технологических систем. В первую очередь при модернизации нефтебаз будут внедряться современные автоматизированные системы управления объектами и заменяться основное оборудование, что позволит повысить надежность процессов и сократить количество персонала. Модернизации подвергнутся резервуарные парки, зоны приема и отпуска нефтепродуктов, планируется строительство современных инженерных сетей, очистных сооружений.

Крайне важно, что проект комплексной реконструкции нефтебазового хозяйства будет реализовываться без остановки технологического процесса. В 2014–2015 годах планируется включить в периметр активной реализации проекта Кемеровскую, Новокузнецкую и Шабровскую нефтебазы, с 2010 года строительно-монтажные работы ведутся на Омской нефтебазе. Впрочем, программа развития нефтебазового хозяйства предусматривает не только закрытие неэффективных объектов и реконструкцию действующих. Логика развития розничной сети предполагает и появление новых нефтебаз. Строительство абсолютно нового склада светлых нефтепродуктов уже началось в Ленинградской области.

Новый объект в поселке Гладкое Тосненского района станет самой современной нефтебазой в регионе: при его строительстве применяются прогрессивные проектные решения, новейшие технологии, обеспечивается автоматизация технических и бизнес-процессов.

Проект предусматривает строительство современной системы слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и автоматизированной системы налива в бензовозы. Резервуарный парк объемом 40 тыс. тонн формируется из резервуаров, позволяющих значительно сократить испарение нефтепродуктов и оснащенных системой рекуперации, улавливающей до 95% паров. Объект будет максимально защищен и с точки зрения промышленной и пожарной безопасности. Склад оборудуется датчиками довзрывных концентраций, температуры, давления. Разработана система мониторинга инженерных систем, которая позволит при возникновении любой аварийной ситуации за несколько секунд передать информацию на дежурный диспетчерский пункт.

«Газпром нефть» инвестирует средства в модернизацию инфраструктуры района — реконструкцию железнодорожной станции, автомобильной дороги, трансформаторной подстанции и строительство пожарного депо. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию нефтебазы запланирован на середину 2016 года.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ТИПОВОЙ НЕФТЕБАЗЫ ТБМ1000

По этой типовой базовой модели будут реконструироваться самые крупные нефтебазы «Газпром нефти», способные обрабатывать потоки нефтепродуктов свыше 500 тыс. тонн в год


Инфографика: Михаил Симаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ