Первая заливка

Первая заливка

Рынок конвейерных заливок масла и смазочных материалов.
Опыт «Газпром нефти»

Текст: Сергей Орлов

Сопровождать автомобиль на протяжении всего цикла эксплуатации, от производства до утилизации, — заветная мечта и идеальная модель для любого производителя масел. Первый шаг на этом пути — конвейерная заливка, приносящая небольшой доход, но позволяющая выйти в гораздо более прибыльный сегмент сервисного обслуживания и обеспечивающая продвижение на розничном рынке.

Рынок первой (конвейерной) заливки, конечно, невозможно сравнивать по масштабу с сегментами фасованных масел или даже сервисной заливки. По данным Discovery Research Group, которые приводит РБК, в целом объем российского рынка моторных масел в 2012 году составил 579,57 тыс. тонн. Прогноз объема рынка масел первой заливки на 2013 год — 17,3 тыс. тонн. Естественно, емкость этого сегмента напрямую связана с состоянием автомобильного рынка. По данным Росстата, с января по октябрь в России было произведено 1,6 млн легковых автомобилей. Это на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2012‑го. Производство грузовых автомобилей за то же время уменьшилось на 2,8% — до 168 тыс. штук. То есть динамика отрицательная — в первую очередь за счет насыщения рынка на фоне общего снижения покупательской способности в связи с общим экономическим спадом. Соответственно, снижаются и объемы рынка конвейерных заливок масла. Однако привлекательность этого сегмента не в объемах, а в возможности изначально сориентировать автовладельцев на использование масла одного производителя на протяжении всей эксплуатации автомобиля.

ИДЕАЛЬНОЕ МАСЛО

С точки зрения автопроизводителей, товарные масла делятся на две группы: продукты первой и сервисной заливки. Масло первой заливки попадает в агрегат еще до окончания сборки автомобиля, поэтому еще называется маслом конвейерной заливки. Порядок заправки связан как с технологией самого сборочного процесса, так и с необходимостью предварительных испытаний ответственных агрегатов — например, каждый двигатель до окончательной установки необходимо обкатать и протестировать.

11% российского рынка конвейерной заливки занимает сегодня «Газпромнефть-СМ»

После завершения сборки автомобиль своим ходом перемещается в зону готовой продукции, откуда отправляется к месту продажи. На следующем этапе дилер обязан убедиться в полной исправности автомобиля, провести предпродажное обслуживание, в ходе которого при необходимости доливаются все масла и технические жидкости. Таким образом, к потребителю автомобиль попадает в полной готовности к эксплуатации. Автопроизводитель жестко регламентирует и пробег, после которого автомобиль должен проходить сервисное обслуживание, где масло первой заливки заменяется на сервисное.

При этом маслам первой заливки автоконцерны уделяют особо пристальное внимание. «Строго говоря, это масло, идеально удовлетворяющее требованиям конкретного автопроизводителя, — пояснил начальник отдела по работе с производителями техники OEM „Газпромнефть-СМ“ Николай Дорошенко. — Для получения допуска к первой заливке масла проходят полный цикл испытаний, подтверждающих как соответствие базовым требованиям,общепринятым в отрасли, например ACEA или API, так и сугубо специфичным требованиям, обусловленным особенностями конструкции конкретного автомобиля».

Масла первой заливки зачастую разрабатываются в партнерстве специалистами масляной, присадочной и автомобильной компаний. В ходе таких совместных проектов, которые в полной мере можно квалифицировать как R&D*, производится полный цикл разработок, начиная от обоснования требований конструкции агрегата и заканчивая тестированием нескольких вариантов формуляций будущего «идеального масла».

Трудоемкость и стоимость таких проектов высока, но вложения окупаются, так как речь идет о достижении технологического лидерства. Производитель масла получает эксклюзивный продукт с защищенными правами на первую заливку, присадочная компания — надежный рынок сбыта технологии, автоконцерн — надежный и экономичный в эксплуатации агрегат, наличие которого — конкурентное преимущество на рынке.

Пример подобного сотрудничества — разработка масла первой заливки для группы ГАЗ в 2008–2010 годах. Совместно с присадочными компаниями специалисты «Газпромнефть-СМ» разработали рецептуры, которые испытывались на двигателях ЯМЗ-238ДК, ЯМЗ-236НЕ2—3, ЯМЗ-7511 в инженерно-конструкторском центре компании «Автодизель». В результате новое масло получило допуск к первой заливке на конвейере Ярославского моторного завода. Дальнейшее сотрудничество получило развитие уже в области сервисных продуктов с увеличенным интервалом до замены для двигателей серии 650, производящихся по лицензии Renault на Тутаевском моторном заводе.

Другой пример совместной разработки, но уже в сегменте спецмашин — универсальное трансмиссионно-гидравлическое масло для агрегатов техники под брендом «Четра» концерна «Тракторные заводы». Высокие требования производителя к низкотемпературным свойствам и универсальности применения определили высокий уровень эксплуатационных свойств, соответствующий спецификации Caterpillar TO-4. В настоящее время проводятся совместные масштабные полевые испытания продукта в регионах с различными климатическими условиями. Эта разработка должна заместить на конвейере ГОСТовский продукт, что обеспечит машинам новый уровень эксплуатационных свойств.

Есть у «Газпромнефть-СМ» и опыт совместных инжиниринговых проектов. Помимо поставок масел на сборочную линию производственной площадки «Мерседес-Бенц Тракс Восток», идет внедрение автоматизированного комплекса по заправке масел и технических жидкостей.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Сегодня в России, по данным Минпромторга РФ, действует 12 автосборочных кластеров. Этот жесткий каркас обеспечивает стабильность расстановки сил в сегменте первой заливки масел. Особенно учитывая, что многие партнерства производителей масел и автомобилей в России — просто продолжения существующих уже много лет международных альянсов. «Рынок масел первой заливки — сложный и не ждет новых игроков с распростертыми объятиями, однако сегодня компания уже занимает на нем 11%‑ную долю», — отметил начальник отдела развития продаж в специальных каналах (ОЕМ) «Газпромнефть-СМ» Борис Горбунов. Всего в России, по данным РБК, 39 производственных площадок ОЕМ. Резервы для роста можно оценить исходя из структуры рынка, который условно делится на три сегмента.

Первый — это производственные площадки, где практически нет барьеров для вхождения новых игроков. «У таких производителей нет соглашений о стратегическом сотрудничестве, это значит, что теоретически любая компания может предложить поставлять свою продукцию», — рассказал Борис Горбунов. Второй сегмент на рынке масел первой заливки — это компании, для которых должны быть разработаны абсолютно новые продуктовые решения, а порой целые линейки новых масел. Третий сегмент — самый сложный. Это компании, у которых уже есть соглашения о стратегическом сотрудничестве с какими-либо производителями масел. Как правило, это международные нефтегазовые корпорации с глобальным присутствием на мировом рынке масел — лидеры мирового рынка.

«ГАЗПРОМНЕФТЬ — СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Располагает пятью производственными площадками в России, Италии и Сербии. Общий объем производства — 450 тыс. тонн высококачественных масел, смазок и технических жидкостей в год. Система менеджмента компании «Газпромнефть-СМ» и ее производственных активов соответствует требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001. Ассортимент продукции включает более 400 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (свыше 1000 товарных позиций).

Компания «Газпромнефть-СМ» занимает 14% рынка смазочных материалов России, а также работает на рынках Восточной и Северной Европы, в странах СНГ и Балтии, Центральной Азии, Доминиканской Республики и других регионах. Всего продукция компании представлена более чем в 40 странах мира.

В идеале развитие компании на рынке масел первой заливки — это перевод предприятий первой и второй категорий в третью за счет заключения с ними собственных договоров о стратегическом партнерстве. Совсем свежий пример такого движения — заключение «Газпромнефть-СМ» соглашения о стратегическом партнерстве с «Лифан Моторс Рус» о поставках масла на сборочную площадку Derways в Черкесске, где производятся китайские автомобили Geely и Lifan. Помимо стабильного объема продаж, это сотрудничество обеспечивает и дальнейший контакт «Газпром нефти» с обширной дилерской сетью Lifan в России и владельцами автомобилей этих марок. «Под капотом каждого Lifan, собранного в нашей стране, теперь размещаются специальные таблички с логотипом компании в качестве рекомендованного производителя масел и списком одобренных продуктов, так что владелец всегда будет знать, что выбрать. Это лучший способ коммуникации, — пояснил Борис Горбунов. — Кроме того, в подобных соглашениях практически всегда существует специальный пункт, где указывается, какое масло должно использоваться при прохождении техобслуживания в сервисах официальных дилеров, и эта информация доступна в сервисных книжках. А у каждого автопроизводителя в стране десятки фирменных техцентров».

Таким образом, небольшой доход от поставок масел первой заливки многократно увеличивается за счет выхода в сегмент послепродажного обслуживания и маркетингового эффекта в рознице.

Помимо Lifan, у «Газпромнефть-СМ» есть соглашение о стратегическом партнерстве с еще одним китайским ОЕМ — Chery, и компанией «Чери Автомобили Рус».

Кроме того, компания уже второй год поставляет синтетические моторные и трансмиссионные масла первой заливки для General Motors (бренды Opel, Chevrolet и Cadillac), чьи автомобили выпускаются на площадке"Автотор" в Калининграде. Кстати, для конвейера General Motors «Автотора» технологи «Газпромнефть-СМ» разработали масло стандарта dexos1®, использующееся при первой конвейерной заливке. А всего за год в компании создали девять новых видов масел. Это пример работы с автопроизводителями, входящими во вторую категорию.

Определенные возможности для развития существуют и с компаниями, уже имеющими стратегических партнеров. «Основные объемы там приходятся на других поставщиков масел, но мы реализуем некоторое количество фасованных масел и налив. Таким образом компания сотрудничает, например, с ГАЗом и КамАЗом, — рассказал Борис Горбунов. — В таких случаях инженеры и технологи стараются использовать новые технологии, активно сотрудничать с научными организациями, что позволяет создавать новые высококачественные продукты».

Из 11% российского рынка конвейерной заливки, которые сегодня занимают «Газпромнефть — смазочные материалы», около 3% приходится на поставки в рамках соглашений о стратегическом партнерстве. О перспективе укрепления рыночных позиций в «Газпромнефть-СМ» говорят осторожно, ссылаясь на стагнацию российского авторынка. В качестве ориентира на 2014 год рассматривается увеличение общей доли до 15%.

ОЕМ КАРТА РОССИИ

По данным Минпромторга
В России 39 производственных площадок ОЕМ*

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ОЕМ В 2013 ГОДУ

Экспертная оценка специалистов ОПСК ГПН — СМ


** Расчет емкости рынка произведен на основании информации о объеме производства автомобилей на территории РФ в 2012 г. (Автостат)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ