Общественный запрос

Общественный запрос

Изменение подходов компании к благотворительной деятельности

Текст: Владимир Шутилин
Фото: Евгений Листюк, Олег Рукавицын, Дмитрий Ловецкий

Эффективность, прозрачность, управляемость — эти определения, как правило, употребляются, когда речь идет о бизнес-процессах. Однако они вполне применимы и к такой тонкой и деликатной сфере, как благотворительность

Нефтегазовые компании всегда были фундаментом экономической, а значит, и социальной стабильности для регионов деятельности. И дело не только в формировании местных бюджетов за счет налоговых платежей. Строительство объектов социальной инфраструктуры, поддержка коренного населения, реализация масштабных программ в сферах культуры, спорта, образования — в советские времена статус градо-, районообразующего предприятия налагал особую ответственность. Однако и с изменением политического строя, экономической и социальной моделей развитие территорий деятельности всегда было в приоритете у нефтяников.

Традиционно социальные программы нефтегазовых компаний формировались (а по большей части формируются и сейчас) на основании запроса со стороны власти. Поэтому и основная форма реализации социальных проектов для российских нефтяников сегодня — оглашения о социально-экономическом сотрудничестве с руководством регионов и муниципальных образований. Разовые же запросы граждан удовлетворяются с помощью благотворительных пожертвований. Однако, как показывает практика, использование такого сочетания не всегда оптимально и с точки зрения оценки эффективности социальных инвестиций, и в плане оперативности реагирования на общественный запрос местных сообществ. Именно из этих предпосылок исходили специалисты блока корпоративных коммуникаций «Газпром нефти», модернизируя концепцию социальной деятельности в регионах.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ

Национальный менталитет, «особый путь» в формировании рыночных отношений — все это, конечно, существует, однако можно уверенно говорить о том, что крупный отечественный бизнес становится все ближе к международным образцам. Это касается не только масштаба и географии, но и модели построения производственных и управленческих процессов, технологического уровня, и в том числе принципов выстраивания отношений с обществом и собственными сотрудниками. То есть того, что входит во всеобъемлющее понятие «социальная ответственность». В этой модели фокус в формировании программ социальных инвестиций смещается от предложений властей к запросам со стороны самого общества, при этом благотворительная деятельность глубоко интегрирована не только в систему управления репутацией, но и в корпоративную культуру компании.

Внедрения новых инструментов социальных инвестиций требует и сама «внешняя среда»: активность местных сообществ становится все выше, а основные запросы населения нацелены на формирование качественной социальной среды.

В 2012 году в «Газпром нефти» появилась программа «Родные города», уточняющая подходы компании к социальным инвестициям в регионах присутствия. Главный принцип — оценка социальных инвестиций как вклада в человеческий капитал, в развитие социально-экономического и культурного потенциала регионов, где ведут свою деятельность предприятия компании, и, следовательно, как фактора эффективности реализации корпоративной стратегии. «Родные города» стали платформой, объединяющей социальные проекты «Газпром нефти» в более чем 20 регионах России, странах СНГ и дальнего зарубежья. При этом программа позволяет учитывать региональные особенности, использовать запросы общества в качестве исходного посыла при формировании конкретных проектов, не исключая применения и действующих инструментов, таких как социально-экономические соглашения (СЭС).

РОДНЫЕ ГОРОДА

«Газпром нефть» вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие российских регионов как хозяйствующий субъект, крупный налогоплательщик и работодатель, партнер органов власти и локальных сообществ.

Подходы компании к социальным инвестициям уточняет программа «Родные города», основная цель которой — повышение качества жизни в регионах присутствия. В рамках программы реализуются проекты, направленные на развитие социальной инфраструктуры, городской среды, поддержку спорта, здравоохранения, образования, сохранение и развитие культуры местных сообществ.

Программа социальных инвестиций «Родные города» охватывает все регионы присутствия «Газпром нефти».

Обновление позиции компании в глобальном масштабе социальных инвестиций стало основой и для пересмотра концепции благотворительной деятельности, поскольку существующая ориентация на удовлетворение разовых запросов по договорам благотворительного пожертвования не позволяла решить задачи, стоящие перед «Родными городами». Обновленная концепция также предполагает включение общественного запроса в процесс формирования благотворительных проектов, что позволит принимать инвестиционные решения, которые будут иметь наибольший социальный эффект.

Если говорить об инструментарии, то разовые пожертвования по запросу сменит адресная благотворительность, вместо регулярных волонтерских акций запускается программа корпоративного волонтерства, а на смену собственным социальным проектам придут грантовые конкурсы социальных инициатив. Это позволит системно решать социальные проблемы территорий, вовлекать локальные сообщества в реализацию проектов, повысить их отдачу и качество управления. Коррекция позволит развивать социальные компетенции сотрудников, а в целом речь идет о формировании в компании культуры благотворительности, которая должна стать частью общей корпоративной культуры.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ

Главное отличие адресной корпоративной благотворительности от пожертвований по запросу — сужение области оказания помощи. Усилия будут сконцентрированы на одном направлении — помощи тяжелобольным детям.

Значимость оказания неотложной медицинской помощи детям в дополнительных комментариях не нуждается и напрямую связана с концепцией всей программы социальных инвестиций: изменяя судьбы людей, вполне реально повысить качество социальной среды в регионах присутствия компании. При этом адресная помощь будет оказываться только через благотворительный фонд, то есть профессиональную организацию. И слово «профессиональная» здесь ключевое — примеров, когда попытки оказать помощь больному ребенку давали результат противоположный желаемому именно из-за отсутствия опыта, медицинских знаний, необходимых связей, огромное количество.

Все остальные благотворительные проекты будут отбираться на специальных грантовых конкурсах. По сути, речь идет о формировании благотворительных программ по проектному принципу финансирования на конкурсной основе. Такой подход позволяет выбрать только проекты, актуальные для конкретного региона в конкретное время. За счет того, что пул приоритетных проектов определяется на основе запросов, поступающих от местного сообщества и в диалоге с ним, конкурс, по сути, становится инструментом диагностики социального климата, ожиданий и запросов территории. А реализация проектов совместно с самими местными жителями делает грантовые конкурсы инструментом вовлечения местного сообщества в процесс социальных преобразований. Избежать распыления сил и средств планируется и за счет жесткой привязки направлений проектов к программе «Родные города».

Грантовые конкурсы социальных инициатив позволяют поддержать малобюджетные проекты, которые тем не менее в максимальной степени направлены на развитие территории. Кроме того, проекты, выбранные в рамках грантовых конкурсов, ориентированы на максимальное использование инфраструктуры, созданной в регионах при реализации социально-экономических соглашений, что значительно повышает общую эффективность инвестиций компании. Пилотный проект грантовых конкурсов социальных инициатив уже стартовал в Оренбурге.

Сделаны первые шаги и в формировании масштабной программы корпоративного волонтерства. Это добровольное участие сотрудников в социально значимой деятельности на благо местных сообществ при поддержке своей компании, а значит, речь идет о получении разнонаправленного эффекта. С одной стороны, компания выполняет социальные запросы, с другой, трансформируется корпоративная культура самой компании, ведь волонтерские акции — это основа для формирования команды, в которой взаимоуважение и доверие — основа межличностных отношений. Важно, что концепция корпоративного волонтерства предполагает активное использование идей самих сотрудников компании при разработке программы социальной активности. Идеи для волонтерской акции может предложить каждый, и в случае поддержки со стороны коллег, а также соответствия предложения политике благотворительной деятельности компании, волонтеры смогут получить необходимые средства на проведение акции.

Сделаны первые шаги и в формировании масштабной программы корпоративного волонтерства. Это добровольное участие сотрудников в социально значимой деятельности на благо местных сообществ при поддержке своей компании, а значит, речь идет о получении разнонаправленного эффекта. С одной стороны, компания выполняет социальные запросы, с другой, трансформируется корпоративная культура самой компании, ведь волонтерские акции — это основа для формирования команды, в которой взаимоуважение и доверие — основа межличностных отношений. Важно, что концепция корпоративного волонтерства предполагает активное использование идей самих сотрудников компании при разработке программы социальной активности. Идеи для волонтерской акции может предложить каждый, и в случае поддержки со стороны коллег, а также соответствия предложения политике благотворительной деятельности компании, волонтеры смогут получить необходимые средства на проведение акции.

Планируется, что заниматься благотворительностью уже в рамках новой концепции компания начнет с самого начала 2014 года.

АННА КАЗАРИНА,
Начальник управления региональной политики
«Газпром нефти»
Реализация новой концепции благотворительной деятельности позволит в максимальной степени решить задачи по развитию территорий присутствия компании.

Это важная часть комплексной программы социальных инвестиций «Родные города», серьезно скорректировавшей региональную политику компании, делающей ее более прозрачной и эффективной. Теперь она полностью соответствует принципам устойчивого развития в части его социальной составляющей, а успешность решения задач в сфере развития территорий напрямую связана со стабильностью производственных процессов.