5+

Корректировка стратегий развития премиальных бизнес-единиц.

«Газпром нефть-Аэро» занимает первое место в России по объему реализации авиационного топлива «в крыло»

«Газпромнефть Марин Бункер» работает в 24 российских морских и речных портах

2012-й для премиальных бизнес-единиц «Газпром нефти» стал не просто годом подведения итогов пятилетней работы. Все компании актуализировали долгосрочные стратегии развития, расширив горизонт планирования на пять лет и обозначив цели до 2025 года.

Текст: Ольга Антипова

НА ВЗЛЕТЕ

Создание на базе отвечающих за реализацию нефтепродуктов в премиальных рыночных сегментах подразделений, таких как бункеровка судов, заправка авиатопливом, производство и реализация смазочных материалов, отдельных предприятий — логичный с точки зрения эффективного развития бизнеса шаг, который сделали практически все вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). По этому пути пошла и «Газпром нефть», создав пять лет назад компании «Газпромнефть — смазочные материалы», «Газпромнефть-Аэро» и «Газпромнефть Марин Бункер». Продуктовые бизнесединицы за очень короткий даже по меркам современного бизнеса срок заняли лидирующие позиции в премиальных сегментах российского рынка.

По объему розничных продаж авиационного и бункерного топлива «Газпром нефть» в России уверенно сохраняет первое место. А продукция производства «Газпромнефть — смазочные материалы» сегодня успешно конкурирует с давно зарекомендовавшими себя продуктами западных производителей.

Сегодня «Газпромнефть-Аэро» занимает первое место в России по объему реализации авиационного топлива «в крыло» и является единственным поставщиком услуг по топливозаправке на аэродромах Министерства обороны. Компания работает в 38 российских и 90 зарубежных аэропортах. На отечественном рынке «Газпромнефть-Аэро» обладает крупнейшей собственной сбытовой сетью, насчитывающей 31 топливозаправочный комплекс (ТЗК). Все это обеспечивает авиатопливному бизнесу «Газпром нефти» 18%-ную долю российского розничного рынка. При этом «Газпромнефть-Аэро» уверенно опережает конкурентов по объему продаж и активно осваивает новые рыночные ниши, обеспечивая НПЗ «Газпром нефти» устойчивый спрос на все более широкий ассортимент марок авиационного керосина.

Впрочем, качественный рост — одно из ключевых направлений развития «Газпромнефть-Аэро». «Мы планируем развивать конкурентные преимущества компании как за счет выхода в новые регионы, так и с помощью расширения ассортимента предлагаемых авиатоплив, — подтвердил генеральный директор „Газпромнефть-Аэро“ Владимир Егоров. — Параллельно будем продолжать активную работу по формированию сбытовой сети в крупных аэропортах, расположенных в транзитных коридорах. Сегодня такие авиаузлы находятся преимущественно в Сибири и странах СНГ. Стратегическая цель „Газпромнефть-Аэро“ остается неизменной: войти в первую десятку мировых лидеров авиатопливообеспечения».

В долгосрочной перспективе прогнозируется, что авиаперевозки — а с ними и мировой авиатопливный рынок — будут динамично развиваться. Потребление авиационного топлива в мире к 2025 году увеличится на 46% относительно сегодняшних объемов — до 374 млн тонн. При этом в Европе объем продаж вырастет на 11%, а темпы развития в России и СНГ будут выше рынка на 56 и 58% соответственно. К 2025 году компания увеличит объем продаж авиакеросина до 5,3 млн тонн — это на 6% выше показателей, запланированных на 2020 год. Основной объем топлива будет реализовываться с собственных ТЗК, которых к 2025-му будет уже 58. Сбытовая сеть расширится до 220 аэропортов в мире, а доля на российском рынке составит 31,4%, увеличившись с 30,8% в 2020 году.

ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ

В 2012 году компания «Газпромнефть Марин Бункер » реализовала «в борт» около 1,8 млн тонн судового топлива, подтвердив статус лидера по розничным продажам в России. В составе собственного флота «Марин Бункера» семь судов, бункеровка осуществляется в 24 российских морских и речных портах.

Что касается развития бункерного рынка, то к 2025 году мировое потребление бункерного топлива ожидается на уровне 350 млн — на 40% больше, чем сегодня. Главным трендом на международном рынке бункеровки эксперты считают постепенный переход от мазута к использованию более экологичных низкосернистых видов топлива. В ряде акваторий уже сейчас применяются достаточно жесткие требования к качеству судового топлива: с июля 2010 года введены ограничения на содержание серы (не более 1%) для акваторий Балтийского и Северного морей, а с августа 2012-го такие же правила применяются в североамериканских территориальных водах. В перспективе требования к экологическим характеристикам судовых топлив будут только повышаться. Поэтому, несмотря на общую тенденцию роста объемов бункеровки в мире, наиболее вероятный сценарий развития рынка к 2020 году — постепенное замещение мазута дизелем и другими видами топлива. «Учитывая рыночные тенденции, „Газпромнефть Марин Бункер“ планирует наряду с созданием терминальной сети в России и расширением собственного флота развивать направление бункеровки судов сжиженным природным газом путем участия в проекте по СПГ „Газпрома“ и формирования нового сегмента рынка бункеровки, — сообщил генеральный директор „Газпромнефть Марин Бункера“ Андрей Васильев. — Важным шагом в развитии компании станет также активная международная экспансия, запланированная уже в среднесрочной перспективе».

В 2012 году объем продаж G-Energy вырос почти в 2,5 раза

Актуализированная стратегия компании до 2025 года предусматривает увеличение целевого показателя объемов реализации бункерного топлива на уровне 8,2 млн тонн — на 1,2 млн тонн больше, чем плановая цифра 2020 года. По-прежнему важной инициативой остается развитие собственной терминальной сети и флота. К 2025 году планируется, что в состав терминальной сети войдут семь объектов, а флот предполагается увеличить до 20 судов, пять из которых будут приобретены в период с 2020 до 2025 год. Реализация стратегии развития бункерного бизнеса позволит «Газпром нефти» сохранить лидирующие позиции на бункерном рынке России и войти в первую двадцатку крупнейших международных бункерных компаний.

РОСТ КАК ПО МАСЛУ

Масла, сходящие с конвейеров пяти российских и зарубежных производственных площадок компании «Газпромнефть — смазочные материалы» (ГПНСМ), реализуются сегодня в 38 странах мира. Недавно география продаж была расширена за счет выхода на рынки Турции, Ирака, Болгарии и Финляндии. Продуктовая линейка ГПНСМ включает 400 наименований и более 1300 товарных позиций. По экспертным оценкам, флагманский бренд компании — G-Energy — в прошлом году вошел в десятку наиболее популярных импортных брендов моторных масел в России. В 2012 году объем продаж G-Energy вырос почти в 2,5 раза. Компания дополнила линейку премиальных продуктов, начав в 2012-м выпуск технических жидкостей, которые уже получили ряд одобрений ведущих мировых автопроизводителей.

По словам генерального директора ГПНСМ Александра Трухана, компания уже опережает темпы развития, заложенные в «Стратегии-2020»: «По итогам 2012 года компания увеличила долю на рынке фасовки в России до 12%, хотя бизнеспланом предусмотрен лишь 11%-ный показатель. На 2020 год цель — 16% рынка, и это вполне достижимо».

По прогнозам аналитиков, до 2025-го потребление масел в России вырастет на треть. В первую очередь увеличится спрос на высокотехнологичную продукцию, что связано как с обновлением автомобильного парка, так и с использованием новейшей промышленной техники. При этом потребление фасованных масел вырастет почти на 50%. Одновременно усилится и конкуренция со стороны отечественных производителей. Модернизация НПЗ позволит российским компаниям со временем перейти от производства базовых масел 1й группы API к выпуску более качественных 2-й и 3-й групп базовых масел, которые сегодня в основном импортируется. С учетом этих тенденций по сравнению с ориентиром 2020 года объем продаж фасованной продукции к 2025-му планируется увеличить почти на 12% — до 330 тыс. тонн в год, — доля на рынке фасованных масел вырастет с 16 до 18%.

Важными направлениями работы станут создание полного продуктового предложения для производителей автомобилей и другой техники, а также развитие собственного центра Research & Development. Это значит, что «Газпромнефть— СМ» продолжат активную работу по тестированию моторных масел и улучшению формул продуктов, параллельно повышая эффективность производства. Планируется и дальнейшее расширение продуктовой линейки. Помимо премиального бренда G-Energy появится массовый бренд фасованных масел «Газпромнефть». Ключевым этапом в развитии компании станет организация собственного производства базовых масел 2-й и 3-й групп. Стратегическая цель бизнеса масел — создание компании-лидера по технологиям среди российских производителей и дальнейшая международная экспансия брендов G-Energy и «Газпромнефть».

Уже сегодня можно говорить о том, что достижения последних пяти лет заложили основу для выполнения продуктовыми бизнес-единицами задач, обозначенных стратегией до 2020 года.
Высокие темпы развития бизнес-единиц, отвечающих за производство и продажу смазочных материалов, бункеровку судов и заправку авиатопливом, подкрепленные инвестициями «Газпром нефти», обеспечат в дальнейшем не только поступательное развитие в рамках ранее утвержденной стратегии, но и реализацию еще более амбициозных планов: целевые показатели для всего бизнеса до 2025 года были увеличены.
Работа над актуализацией стратегии до 2025 года также была очень интересной: благодаря опыту и профессионализму менеджмента и сотрудников, принимавших участие в актуализации стратегии, нам удалось добиться настоящего прорыва с точки зрения детализации бизнес-инициатив, глубины погружения в рыночную специфику, а также постановки маркетинговых целей.

Леван Кадагидзе
Директор коммерческой
Дирекции «Газпром нефти»