Сопредельные возможности

Сопредельные возможности

Развитие битумного производства «Газпром нефти» в Казахстане.

«Газпром нефть» приобрела битумный завод в Казахстане. Таким образом лидер экспортных поставок битума в соседнее государство получает статус местного производителя. Это позволит компании укрепить свои позиции на перспективном казахском рынке битумных материалов и в Среднеазиатском регионе.

МЕСТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Емкость и тенденции роста битумного рынка во многом определяются степенью развития в регионе дорожной сети и темпами ее расширения. С этой точки зрения перспективы битумного рынка Казахстана очевидны.

Программа развития транспортной инфраструктуры в стране на 2010–2014 годы предполагает проведение ремонта более чем 20 тыс. км дорог на сумму свыше $5 млрд. Еще $7 млрд будет выделено на создание транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай», строительство которого планируется завершить в 2014 году. Трасса пройдет по территории пяти областей Казахстана и потребует реконструкции почти 2,5 тыс. км автодорог.

Кроме того, по данным Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, в дорожной отрасли республики активно реализуются проекты строительства дорог на концессионных условиях, что обуславливает более широкое применение высококачественных современных материалов и технологий.

В целом, по прогнозам экспертов, потребление в стране битума в 2013 году приблизится к отметке 1 млн тонн. При этом сложившаяся в настоящее время ситуация с производством битума на территории Казахстана оставляет желать лучшего.

Лидер битумного рынка — Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) — единственное в республике производство битума из собственного сырья и самое масштабное, располагающее установкой мощностью 1,5 тыс. тонн в сутки. Между тем в 2011 году ПНХЗ выпустил лишь 141 тыс. тонн битумов. Основная причина недозагрузки — низкое качество битума из-за большого содержания парафинов в нефти и, как следствие, низкий спрос на продукцию. В результате из четырех колонн окисления установки даже в сезон загружена только одна.

Есть в республике и более мелкие битумные заводы — точнее, предприятия по переработке гудрона, поступающего в основном из России. Мощность производства ТОО «Управление автомобильных дорог» (УАД), расположенного в Кызылординской области, составляет 500 тонн в сутки, но за весь сезон 2011-го УАД выпустило 6 тыс. тонн битумов. Недозагрузка мощностей этого предприятия также обусловлена невысоким качеством сырья и, соответственно, готовой продукции. А вот АО «Асфальтобетон-1» из Алма-Аты при такой же мощности произвел 48 тыс. тонн битумов. Однако у этого завода другая проблема — развитие производства, расположенного в черте мегаполиса, ограничивают требования экологической безопасности.

В такой ситуации потребность Казахстана в битуме вынужденно закрывают импортом из России. Лидер в этих поставках — Омский НПЗ «Газпром нефти», географическое положение которого оптимально с точки зрения работы с Казахстаном.

Битум в соседнее государство поставляли также газпромовский «Салаватнефтеоргсинтез» и «Орскнефтеоргсинтез», до 2011 года принадлежавший «Русснефти», Задействованы в схеме поставок битума в Казахстан и такие крупные российские нефтяные компании, как «Роснефть» и ТНК-BP.

Впрочем, с покупкой ТОО «Битумный завод» «Газпром нефть» из разряда экспортеров переходит для потребителей битумных материалов Казахстана в разряд местных производителей.

ЗАВОД С ИГОЛОЧКИ

ТОО «Битумный завод» — казахстанская компания с собственными перерабатывающими мощностями, расположенными в 30 км от Шымкента, третьего по значимости города страны. Это новый технологический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2011 году и предназначенный для выпуска широкого ассортимента продукции, соответствующей как казахстанским, так и российским стандартам качества. Сейчас предприятие производит вязкий дорожный битум марок БНД.

Максимальная производительность битумной установки завода — 850 тонн в сутки (280 тыс. тонн в год). Кроме хорошего технического уровня завод под Шымкентом обладает еще одним важным конкурентным преимуществом — географическим. Он расположен рядом с транзитным коридором «Западная Россия — Западный Китай». При этом в южном климатическом районе Казахстана, где размещен завод, продолжительность дорожно-строительного сезона существенно больше, чем в России и северных регионах Казахстана.

Конечно, омский битум и раньше пользовался хорошим спросом у дорожников Казахстана, однако с приобретением нового завода «Газпром нефть» получила возможность предложить конечному потребителю продукт с рядом полезных опций. Теперь битум высокого качества можно будет с завода направлять потребителям в горячем состоянии и сразу использовать в работе, что значительно снижает затраты и риски изменения товарных характеристик, возникающие при повторяющихся разогревах или длительном хранении нагретого битума.

Продукция на новом заводе «Газпром нефти» будет производиться из российского сырья — гудрона с Омского НПЗ. Битум, который ранее экспортировался из Омска в Казахстан и другие государства Средней Азии, теперь будет направляться на удовлетворение растущего спроса на эту продукцию внутри России.

РАЗВИТИЕ ПО ЭТАПАМ

По оценке руководителя направления развития бизнеса департамента битумных материалов «Газпром нефти» Андрея Билкея, приобретение производственного актива на территории Казахстана укрепит позиции компании на рынке республики, в первую очередь в центральной и южной частях. Есть перспективы и по освоению рынка Средней Азии — например, до Ташкента всего несколько десятков километров. Правда, пока в департаменте битумных материалов «Газпром нефти» особо не афишируют столь далеко идущие планы. «Мы не собираемся ограничиваться приобретением завода и работать на тех мощностях, которые нам достались при покупке, а намереваемся активно развивать битумное направление в регионе на базе нового завода, — отметил начальник управления разработки и внедрения новых материалов департамента Игорь Миронов. — Какие конкретно это будут инвестиционные проекты, покажет более детальная проработка».

Есть в Казахстане и потребности в полимерно-модифицированных битумах, а близость контейнерной станции в Шымкенте позволяет говорить о возможности поставок битумных материалов в отдаленные регионы республики в фасованном виде. Однако это — в будущем, а уже с начала сезона 2013 года новый битумный завод начнет работу под брендом «Газпром нефти».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ