Старый новый порт

Старый новый порт

Репортаж с Новопортовского месторождения.

Появление в белой пустыне островка цивилизации воспринимается как настоящее чудо

 Несмотря на относительную близость к Салехарду, большую часть года попасть на Новопортовское можно только вертолетом — дорог в тундре нет

50-градусный мороз для этих широт — обычное явление

«Газпром нефть» продолжает освоение Новопортовского месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Если в начале прошлого года промысел представлял собой точку на карте, то сегодня проект приобретает вполне осязаемые очертания: на Новопортовском уже ведется эксплуатационное бурение и полным ходом идет строительство инфраструктуры подготовки и транспорта нефти.

Текст: Сергей Орлов

Дневные рейсы в Салехард в это время года — одно название. Световой день в Заполярье в середине декабря длится всего два часа. А вот —10, которыми встречала нас столица Ямала, — это, скорее, из разряда аномалий, так как даже средний температурный максимум зимы здесь —16°C. Но пронизывающий ветер, метущий колючую поземку, дал представление о том, как несладко здесь может быть, когда температура опускается на 20, 30, а иногда и 50 градусов ниже ноля.

Впрочем, все встало на свои места уже через сутки: на Новопортовском месторождении, до которого от Салехарда полтора часа вертолетом по направлению к Северному Ледовитому океану, уже -33. И появление в белой пустыне островка цивилизации, представленной россыпью балков, буровой вышкой и резервуарами с логотипами «Газпром нефти», воспринимается как настоящее чудо.

НЕДОСТУПНАЯ НЕФТЬ

Новый для «Газпром нефти» актив на самом деле уже достаточно стар. Новопортовское месторождение открыто в 1964 году. Тогда же были проведены сейсмические исследования, пробурены 29 разведочных скважин, проделана работа по проектированию и подсчету запасов. Запасов оказалось достаточно, но извлечь их хотя бы с минимальной рентабельностью технологический уровень 1970-х категорически не позволял. Еще одну попытку подобраться к новопортовским газу и нефти геологи предприняли в 1980-м. За шесть лет были пробурены еще 69 разведочных скважин, переоценены запасы, сформирован план эксплуатационного бурения. Который так и не был реализован. На этот раз камнем преткновения стала транспортировка углеводородов с месторождения — строительство инфраструктуры вышло бы в неразумные суммы для страны, вступающей в последнюю пятилетку существования, отнюдь не сопряженную с расцветом экономики.

Следующую попытку проектирования предпринял «Газпром добыча Надым» уже в 2000 году, но когда уточненные запасы по нефти перевалили через отметку в 200 млн тонн и стало ясно, что это скорее не газовое месторождение, а нефтяное, с высоким газовым фактором, лицензию на его разработку решено было передать «Газпром нефти».

ОБУСТРОЙСТВО ЗА ПОЛГОДА

Обустройство месторождения началось только в мае прошлого года, но сейчас Новопортовское уже выглядит достаточно обжитым. Из вагонов-балков построен целый городок со своими «спальниками», «офисными центрами», «домами быта» и, конечно, баней. В отдельном вагоне установлено оборудование, обеспечивающее месторождение сотовой связью и доступом в интернет. Ну а одной из первых, по словам начальника промысла Игоря Хафизова, появилась столовая. Сейчас она уже состоит из четырех вагонов, половина из которых отдана под склады. «Местные заходят, интересуются — нет ли бара, но у нас сухой закон», — поделился начальник промысла. Мы проверили: бара действительно нет, а кормят в столовой вкусно.

Из 400 человек, работающих сейчас на месторождении, сотрудников «Газпром нефти» всего 15. Бурением занимается БК «Евразия», а строительством наземных объектов и инфраструктуры — «Мостострой-12». Основной на сегодня объект — Центральный пункт сбора нефти (ЦПС) — построен и фактически подготовлен к пуску всего за полгода. Сюда будет поступать продукция скважин, здесь будет отделяться газ, который после подготовки в установке низкотемпературной сепарации станет топливом для производства электроэнергии. Подготовленную товарную нефть по напорному трубопроводу протяженностью 107 км планируется отправлять к приемосдаточному пункту на побережье Обской губы, в район мыса Каменный. На первом этапе реализации проекта добываемый вместе с нефтью газ будет храниться в пласте. Бурение эксплуатационных скважин также началось в мае прошлого года.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ С ГЕОЛОГИЕЙ

На окнах штабного вагона буровиков вместо занавесок — флаги «Крыльев Советов»: работает самарская экспедиция. Вахтовый режим — 20 дней по 11 часов в сутки без перерывов на выходные и праздники. С мая по декабрь пробурены пять скважин куста: одна наклоннонаправленная и четыре горизонтальных. Самая глубокая — 3437 м, с длиной горизонтального участка 832 м. По меркам «Газпром нефти» строятся скважины на Новопортовском небыстро — в среднем 30 дней. Как объясняют буровики, это обусловлено в первую очередь сложной конструкцией скважин.

Средняя глубина залегания нефти на двух основных горизонтах месторождения — Новопортовском и Юрском — от 1000 до 2500 м. Впрочем, преодоление сложностей вполне обоснованно — нефть здесь высококачественная. Единственный недостаток — повышение вязкости нефти в зоне низких температур, поэтому все наземные трубопроводы и резервуары на Новопортовском изначально проектируются подогреваемыми.

Впрочем, пока упор на добычу не делается. Параллельно с бурением ведутся геофизические исследования, уточняются геологические модели, подбираются оптимальные конструкции скважин и технологии повышения нефтедобычи. Максимальная пиковая добыча на Новопортовском прогнозируется порядка 8,5 млн тонн нефти и 8–10 млрд кубометров газа в год. Выйти на нее планируется в 2018-м. Пока прогнозы подтверждаются — и по пробуренным скважинам дебиты даже чуть выше проектных 130 тонн.

ТРИ ЭТАПА НА ПЯТИЛЕТКУ

По словам исполнительного директора «Нового Порта» Дениса Кашапова, проект освоения месторождения разбит на три фазы, что обусловлено сложной структурой актива: четыре основных объекта месторождения (из 19) включают в себя 80% запасов. Наиболее изученные запасы, подтвержденные разведочным бурением, на участках с менее мощными газовыми шапками будут разрабатываться в ходе реализации первой фазы проекта. Во вторую фазу войдет освоение менее изученных участков, малых объектов, подход к к которым будет вырабатываться в ходе работы с первой группой объектов. В ходе третьей фазы — в 2018 году — начнется реализация проекта по монетизации попутного и прорывного газа. Есть планы и по вовлечению в разработку пяти месторождений из нераспределенного фонда, расположенных рядом с Новопортовским.

Активный рост месторождение ожидает уже в ближайшие три года. «В 2015-м мы предполагаем добывать уже более 3 млн тонн нефти, — уточнил Денис Кашапов. — С 2013 по 2015 год в реализацию проекта планируется инвестировать более 100 млрд рублей».

Проблема внешнего транспорта, ставшая фатальной в 1980-е, сейчас будет решаться за счет использования морфлота. На сегодня единственный рентабельный вариант — круглогодичный вывоз нефти танкерами при поддержке ледоколов по Северному морскому пути. Но это решение актуально лишь на период опытно-промышленной эксплуатации с небольшими годовыми объемами добычи — порядка 400 тыс. тонн. Как будет развиваться транспортная система в дальнейшем, пока неясно — разрабатываются несколько вариантов, в том числе прокладка железнодорожной ветки и строительство трубопровода. Для перехода к новому этапу инвестирования и полномасштабной разработке месторождения выбор предстоит сделать уже к концу нынешнего года.

И за этот же 2013 год планируется пробурить еще один куст с отработкой технологий добычи, продолжить возведение ЦПС, начать строительство нефтепровода до мыса Каменного и погружного терминала в акватории Обской губы. Приступить к круглогодичной отгрузке нефти планируется в 2014 году.

ПРОЕКТНЫЙ КОНВЕЙЕР

Новый Порт — лишь один из пула новых проектов «Газпром нефти». По словам генерального директора компании «Газпромнефть-Развитие», управляющей крупными проектами, Дениса Сугаипова, плановые темпы роста портфеля — один крупный проект в год. По сути, в компании создается конвейер, на который поступают новые активы от дирекции по геологоразведочным работам и развитию ресурсной базы и, пройдя через «Газпромнефть-Развитие», сходят с него уже полноценными добывающими предприятиями. «Эти месторождения неслучайно не были разработаны раньше, — отметил Денис Сугаипов. — Они находятся либо в сложных, труднодоступных регионах, либо присутствуют геологические сложности: карбонатные коллекторы, трещиноватость, нефтяные оторочки, — и ключи к разработке этих месторождений не были найдены до сих пор».

Активный поиск этих ключей, который ведет «Газпром нефть», должен увеличить объемы добычи компании в 2013 году на 5 млн т.н.э., в 2014-м — прибавить еще 10 млн тонн. Инвестиции растут пропорционально развитию проектов: за 2012–2013 годы с 36 до 81 млрд рублей, в 2014–2015-м цифра перевалит уже за 100 млрд рублей. Пока при таких затратах в существующих налоговых условиях проекты освоения месторождений на севере ЯНАО балансируют на грани рентабельности. Однако если государство поддержит планы нефтяников, продолжив работу по модернизации системы налого обложения отрасли, то гигантские запасы Ямала и арктического шельфа обеспечат энергетическую безопасность стране на десятилетия и столетия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ