По новым правилам

По новым правилам

Процесс реорганизации системы сбыта в «Газпром нефти»

Текст: Юлия Неменова
Фото: Александр Таран

Процесс реорганизации системы сбыта в «Газпром нефти» запущен — задолго до закрепления требования о ее разделении российскими нефтекомпаниями на законодательном уровне. В компании уверены, что работа в рамках одобренных антимонопольщиками торговых практик позволит не только сделать сбыт более прозрачным, чего добиваются контролирующие органы, но и повысить его эффективность.

Чаще всего в мировой истории разделение бизнеса нефтегазовых компаний проходило по сценарию и под диктовку государства. Сегодняшняя российская ситуация не так однозначна. С одной стороны, о необходимости разделить оптовый и розничный бизнес уже давно говорят антимонопольщики. С другой — именно по такой схеме сегодня работает большинство ведущих компаний во всем мире. «Эта идея давно витала в воздухе, во всем мире реализация топлива через АЗС, оптовые продажи, транспортировка и хранение нефтепродуктов осуществляются самостоятельными предприятиями, а не одним юридическим лицом», — отметил директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Но как бы то ни было, инициатива в этом разделении целиком принадлежит компании, и первый шаг она сделала сама, разработав и в феврале 2013 года подписав с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) «Правила торговой практики ОАО „Газпром нефть“ в отношении реализации бензинов и дизельных топлив в Российской Федерации» (далее — Правила)*.

СТРУКТУРА БИЗНЕСА

Инфографика: Надежда Андрианова

ТОРГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Правила устанавливают принципы, способы и прочие условия оптовой реализации нефтепродуктов «Газпром нефтью» и ее дочерними обществами. Кроме того, документ определяет порядок ценообразования, заключения договоров купли-продажи и поставки нефтепродуктов, описывает квалификационные требования, предъявляемые к покупателям в рамках действующего законодательства. При этом Правила учитывают требования Гражданского кодекса РФ, более десятка федеральных законов, правительственных распоряжений, постановлений и поручений, а также решений и предписаний ФАС и ряда других нормативных документов — как государственных, так и действующих внутри компании.

Вся эта титаническая работа проведена ради решения трех основных задач:

  • обеспечения максимальной прозрачности процесса сбытовой деятельности компании;
  • предупреждения нарушений действующего российского законодательства;
  • информирования всех заинтересованных сторон о политике «Газпром нефти» в сфере реализации нефтепродуктов на внутрироссийских оптовых рынках.

Основные принципы этой политики — преимущество удовлетворения спроса на внутреннем рынке страны, равнодоступность, равные условия сделок и единый порядок ценообразования для всех контрагентов, а также публичность и доступность информации о ценообразовании.

ВНУТРЕННИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Исходя из Правил, российские продажи являются приоритетными для компании, однако и само распределение нефтепродуктов на внутреннем рынке также приоритезировано. В первую очередь топливом обеспечиваются государственные, судебные и правоохранительные органы. 10% бензина и 5% дизельного топлива, произведенного на заводах компании, «Газпром нефть» в обязательном порядке реализует на биржевых торгах. Этот объем установлен совместным приказом Минэнерго и ФАС России. Конечно, в случае изменения законодательства объем реализации топлива на бирже может быть пересмотрен. И лишь в третью очередь компания реализует топливо дочернему обществу — «Газпромнефть-Региональным продажам» (ГРП), а затем крупным промышленным предприятиям по долгосрочным договорам.

И именно ГРП будет реализовывать нефтепродукты мелким оптом — сама «Газпром нефть» этим больше не занимается, осуществляя только крупнооптовые поставки по трубопроводам, а также железнодорожным и водным транспортом. Новая компания может приобретать топливо как Московского, Омского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов, так и других НПЗ, и реализовывать его, поставляя автомобильным транспортом. ГРП также реализует нефтепродукты в соответствии с обозначенными в Правилах приоритетами: в первую очередь по государственной программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на льготной основе, затем для обеспечения тендерных и конкурсных процедур, затем — сетям АЗС «Газпромнефть» и сетям АЗС, принадлежащим третьим лицам (или другим компаниям), а также другим покупателям. Может «Газпромнефть-Региональные продажи» продавать нефтепродукты и на биржевых торгах.

ЦЕНОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Один из самых значимых разделов Правил определяет принципы ценообразования. Главное — всем покупателям должны быть обеспечены недискриминационные ценовые условия.

Что касается крупнооптовых цен, то на их формирование влияет целый ряд экономических и технологических факторов. Понятно, что цены различаются в зависимости от марки топлива и условий договора поставки. Но если говорить о компании «Газпромнефть-Региональные продажи», то здесь цена реализации определяется просто: исходя из стоимости приобретенных нефтепродуктов, затрат на реализацию (в том числе на хранение и транспортировку), а также необходимости получения экономически обоснованной прибыли. Поскольку хранением и транспортировкой в результате реорганизации занимаются две отдельные компании — «Газпромнефть-Терминал» и «Газпромнефть-Транспорт», — соответственно, стоимость их услуг будет видна в цепочке формирования цен у «Газпромнефть-Региональных продаж». Таким образом достигается одна из целей разделения бизнеса с точки зрения антимонопольного ведомства — система ценообразования становится прозрачной.

Общие принципы работы компании «Газпромнефть-Терминал» также описаны в Правилах. Она из Новосибирска управляет всеми нефтебазами, где хранится топливо, принадлежащее дочерним обществам «Газпром нефти», и оказывает услуги приемки с заводов, хранения и отпуска нефтепродуктов. При этом услуги могут оказываться как компании «Газпромнефть-Региональные продажи», так и третьим лицам при наличии технических возможностей. Тарифы на услуги по хранению топлива определяются отдельно для каждой нефтебазы с учетом рыночной стоимости этой услуги в конкретном регионе, а также затрат на эксплуатацию нефтебазы.

ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ДОЧЕРНИХ ЗАВИСИМЫХ ОБЩЕСТВИ ФИЛИАЛОВ ОХВАТИТ ВСЕ РЕГИОНЫ ПРИСУТСТВИЯ СБЫТА «ГАЗПРОМ НЕФТИ», ЧТО ПОЗВОЛИТ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Инфографика: Михаил Симаков

РОЗНИЦА И ЛОГИСТИКА

Процесс транспортировки нефтепродуктов в Правилах не регламентирован, однако в результате реорганизации сбытовой системы «Газпром нефти» появилась еще одна новая компания — «Газпромнефть-Транспорт». Предприятие, зарегистрированное в Омске, будет предоставлять услуги по доставке нефтепродуктов автотранспортом с заводов и нефтебаз на АЗС сети «Газпромнефть», а также оптовым клиентам. «Газпромнефть-Транспорту» будут переданы все бензовозы, принадлежащие «Газпром нефти » в России. Ранее перевозками занималось внутреннее подразделение «Газпром нефти». Среди главных целей создания компании в «Газпром нефти» называют оптимизацию количества транспорта и снижение затрат на перевозки.

Правилами не регламентируются и розничные продажи, упоминается только, что «Газпром нефть» не осуществляет самостоятельно розничную реализацию нефтепродуктов и что этим занимается розничное предприятие, которое продает топливо через сеть АЗС. После реорганизации в России остаются три розничных компании, созданных на базе существовавших ранее «Газпромнефть-Северо-Запада», «Газпромнефть-Урала» и «Газпромнефть-Новосибирска». «Под управлением каждого из этих юридических лиц будет по пять отделений, — рассказал начальник департамента розничных продаж дирекции региональных продаж „Газпром нефти“ Алексей Бобров. — Таким образом сеть АЗС „Газпромнефть“ — это торговая марка, которая представляет собой три независимых юридических лица».

* Полный текст Правил публикован на официальном сайте «Газпром нефти»
Дмитрий Шепельский,
Генеральный директор
«Газпромнефть-Региональных продаж»

В результате реорганизации возник один новый процесс — взаимоотношение опта и розницы. Теперь розница становится для нас, «Газпромнефть-Региональных продаж», таким же клиентом, как и другие. Подчеркну — крупнейшим клиентом, и наши отношения будут строиться на рыночных принципах.