Александр Крылов: «Разделение покажет финансовые результаты каждого вида бизнеса»

Александр Крылов: «Разделение покажет финансовые результаты каждого вида бизнеса»

Александр Крылов

Фото: Петр Титаренко

Директор по региональным продажам «Газпром нефти» рассказал СН о новых стратегических целях сбытового блока, его реорганизации и связанных с этим ожиданиях.

— «Газпром нефть» начала реорганизацию системы региональных продаж. Что принципиально поменяется в структуре компании?

— Если раньше сбытовые предприятия «Газпром нефти» в России были зарегистрированы по территориальному признаку и занимались реализацией нефтепродуктов и оптом, и в розницу и доставкой топлива на АЗС, то теперь появляются восемь новых дочерних предприятий. Каждое из них отвечает за определенное направление бизнеса: одно — за оптовые продажи по всей стране, три — за розничную сеть, остальные четыре — соответственно за хранение топлива, его транспортировку, контроль качества нефтепродуктов, обслуживание корпоративных клиентов.

— Реорганизация сбытового бизнеса «Газпром нефти» совпадает с инициативами ФАС, однако не ограничивается просто разделением опта и розницы. Появляется целый ряд новых компаний. В чем необходимость столь масштабных организационных изменений?

— Проект разработан не только в соответствии с инициативами Федеральной антимонопольной службы — реорганизация позволит повысить эффективность и розничных, и оптовых продаж. Например, если говорить о сети АЗС, то три года назад мы ставили себе целью к 2020-му продавать через одну АЗС 3,8 тыс. тонн топлива в год. Но уже в 2012-м этот показатель составил 6,1 тыс. тонн. К 2020 году компания планировала реализовывать топливо мелким оптом в 27 регионах РФ и СНГ, а фактически в прошлом году их число выросло до 36. Розничные продажи велись в 26 регионах — столько же регионов присутствия в рознице планировалось к 2020 году.

— То есть уже к концу 2012 года сбытовые предприятия «Газпром нефти» достигли целей, обозначенных в стратегии развития до 2020 года?

— Да, и возникла необходимость пересмотра этого документа. Ранее компания была нацелена на наращивание масштабов бизнеса — увеличение числа станций и построение сильного бренда сети АЗС «Газпромнефть». Эта фаза пройдена. В основе новой стратегии, разработанной до 2025 года, лежит рост эффективности каждой отдельной АЗС и сети в целом. К 2025 году средняя прокачка АЗС должна превысить 8 тыс. тонн в год. При этом решено сократить темпы роста сети. Вместо запланированных к 2020 году 2100 заправок компания увеличит их число до 1880. Сейчас в России и странах СНГ у компании 1300 АЗС.

— Почему реорганизация и появление новых предприятий положительно повлияют на эффективность?

— Укрупнение центров принятия решений позволит повысить качество управления, консолидировать ответственность и прибыльность каждого канала, исключить неэффективные сделки и непроизводительные затраты, а также снизить риски антимонопольного регулирования.

В результате реорганизации произойдет упрощение и укрупнение структуры продаж: предприятий становится меньше, и каждое отвечает за большую территорию. Разделение покажет финансовые результаты каждого вида бизнеса — их будет легче отследить: мы сможем увидеть, к примеру, в каких регионах более прибыльна розница, а где — опт, сколько стоит транспортировка топлива до каждого региона. Повысится эффективность корпоративного управления — укрупнение предприятий позволит централизовать большинство управленческих и сервисных функций.

— А есть изменения, обусловленные именно инициативами ФАС?

— ФАС не раз предлагала разделить сбытовой бизнес нефтяных компаний на оптовый и розничный, мотивируя это необходимостью формирования более прозрачных цен и установления рыночных условий сделок. Следуя этим инициативам, в феврале 2013 года «Газпром нефть» и ФАС подписали «Правила торговой практики ОАО „Газпром нефть“ в отношении реализации бензинов и дизельных топлив в Российской Федерации», определяющие основные принципы оптовой реализации нефтепродуктов, в том числе приоритетность поставок на внутренний рынок и единый порядок ценообразования как для своей сети АЗС, так и для других контрагентов. «Правила торговой практики» подразумевают, что оптовыми и розничными продажами нефтепродуктов должны заниматься разные юридические лица. Таким образом создание компании «Газпромнефть-Региональные продажи» для управления оптовыми продажами и передача сети АЗС под управление трех розничных предприятий соответствуют инициативам ФАС.

После разделения наша розница становится для предприятия «Газпромнефть-Региональные продажи» таким же клиентом, как и другие розничные сети на рынке.

— Изменятся ли принципы формирования цен на нефтепродукты?

— Принципы не изменятся — цены, как и раньше, будут зависеть от рыночной ситуации, в том числе размера акцизов, стоимости транспортировки топлива от завода до региона. Однако в результате разделения оптового и розничного бизнеса цена топлива будет одинаковой как для собственной сети, так и для остальных контрагентов. Поскольку за доставку нефтепродуктов на АЗС будет отвечать «Газпромнефть-Транспорт» и будет известна стоимость транспортировки, цепочка формирования цены на нефтепродукты станет более прозрачной.

— В какие сроки пройдет реорганизация и когда будут заметны результаты?

— Мероприятия по реорганизации запланированы до конца 2014 года, однако уже сейчас они выполняются с опережением графика. В первом квартале 2014-го будут подведены первые итоги.