Первый этап

Пуск установок гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты на Московском НПЗ

Текст: Ольга Антипова

Пуск установок гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты завершил первый этап реконструкции Московского НПЗ. На втором «Газпром нефть» займется увеличением объема и глубины переработки нефти на МНПЗ. По оценкам экспертов, даже небольшое увеличение доли на крупнейшем в стране и продолжающем рост столичном рынке нефтепродуктов оправдывает вложение нефтекомпаниями серьезных средств.

В ПОГОНЕ ЗА ПРЕИМУЩЕСТВАМИ

Присутствие на столичном розничном рынке всех ВИНК, а также большого количества независимых трейдеров делает Москву и область регионом с самой высокой конкуренцией в России. Самый загруженный транспортом (порядка 6,7 млн автомобилей в 2012 году), ежегодно он потребляет более 9 млн тонн бензинов и дизельного топлива.

Правда, по мнению экспертов, столичный рынок, будучи самым крупным в России, одновременно и наиболее близок к насыщению. Несмотря на это, прогнозируемый темп роста спроса — порядка 3–5% ежегодно — делает выгодным занятие даже небольшой его доли.

Дефицита нефтепродуктов на нем нет и не предвидится с учетом мощностей всех снабжающих его нефтеперерабатывающих заводов. Оптовые поставки нефтепродуктов в Московский регион осуществляют практически все крупнейшие российские нефтяные компании. Самое неудобное положение с точки зрения логистики еще совсем недавно было у «Роснефти». Компания, вынужденная доставлять топливо с Самарской группы заводов, обещала построить в столичном регионе нефтеперерабатывающий завод, по мощности сопоставимый с единственным местным производством — Московским НПЗ «Газпром нефти». Однако покупка активов ТНК-ВР делает для госкомпании эти планы неактуальными: поставки в Московский регион теперь ведутся преимущественно с принадлежащего «РН Холдингу» (ранее — «ТНК-ВР Холдинг») Рязанского НПЗ. ЛУКОЙЛ, доставляющий топливо в столицу с Нижегородского НПЗ, выбрал другую стратегию, заявив о намерении построить дополнительный нефтепродуктопровод мощностью более 3 млн тонн в год из Нижнего Новгорода в Московскую область. Необходимые договоренности были достигнуты с областным правительством, однако пока конкретных шагов по реализации этого проекта не последовало.

«Газпром нефть», безусловно, имеет сегодня наиболее выгодное положение, располагая собственным НПЗ не то что в регионе — в пределах МКАД. Однако технологическая база МНПЗ требовала серьезного обновления.

ЧИСТЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Современный набор технологий позволяет нефтезаводам европейской части России производить топливо сопоставимого качества. По этому сегодня основные улучшения происходят в области не столько эксплуатационных, сколько экологических характеристик. Согласно последним исследованиям, тема экологии становится все более и более актуальной и обсуждаемой в крупных мегаполисах, а потребители сегодня все чаще приобретают товары, руководствуясь их «чистотой». В Москве эта тенденция, пожалуй, прослеживается наиболее ярко, чем в общем по стране. И в конце прошлого года, когда в России готовились к переходу на топливо 3-го класса Технического регламента, столичное правительство объявило о переходе мегаполиса к стандарту «Евро-4». Московский НПЗ «Газпром нефти», снабжающий бензином и дизтопливом порядка 40% столичного рынка, включая область, к этому моменту уже более полугода производил нефтепродукты, соответствующие 4-му классу. Тем не менее со следующим шагом в компании не стали ждать — и уже в середине 2013 года с опережением Технического регламента МНПЗ полностью перешел на выпуск бензинов и дизеля стандарта «Евро-5». Это стало возможным после завершения строительства двух новых установок — гидроочистки бензинов каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, а также за счет масштабной реконструкции установки гидроочистки дизтоплив.

Новая установка гидроочистки бензина каткрекинга позволяет производить в год 1,2 млн тонн топлива, соответствующего стандарту «Евро-5», содержание серы в котором снижено в 15 раз по сравнению с бензином третьего экологического класса, разрешенным на сегодняшний день к обороту в России. Объем инвестиций в строительство объекта составил 5,7 млрд рублей. Еще больших вложений потребовало строительство «Изомалка».

Установка изомеризации легкой нафты мощностью 650 тыс. тонн в год и стоимостью 10,9 млрд рублей позволяет выпускать высокооктановый компонент бензинов с нулевым содержанием серы, ароматических и непредельных углеводородов. Смешение изомеризата с другими компонентами бензинов уменьшает содержание в них ароматики, бензола, олефинов, повышает их октановые характеристики и уменьшает воздействие на окружающую среду. За счет внедрения установки изомеризации легкой нафты в технологическую схему МНПЗ увеличатся объемы выпуска бензинов Аи-95 пятого экологического класса.

Ввод в эксплуатацию новых установок стал завершающим шагом в реализации первого этапа модернизации Московского НПЗ «Газпром нефти», направленного на повышение качества продукции. По данным специалистов завода, с переходом предприятия на топливо с пониженным содержанием серы вредные выбросы от автомобилей, заправляющихся им в Москве и области, в следующем году сократятся на 25%.

БОРЬБА ЗА ЛОЯЛЬНОСТЬ

Активно осваивают производство топлив 5-го класса все нефтеперерабатывающие заводы центральной части России, что позволит Москве перейти на него полностью уже в ближайшее время. Однако существенное улучшение экологической ситуации в регионе, несмотря на усилия властей, невозможно без соответствия повышенным экологическим характеристикам всего московского автотранспорта. Ситуация с частными автомобилями здесь и так лучше, чем по стране, а городские власти со своей стороны сделали многое в этом направлении, обновив, например, парк общественного транспорта, активно реализуя программу перевода автобусов на газомоторное топливо. И именно в розничном сегменте, по оценке экспертов, развернется основная конкурентная борьба.

Сегодня в Москве и области работают более 1,8 тыс. АЗС. Крупнейшие игроки — так же, как и в опте, «Роснефть» (с приобретением ТНК-ВР и ее сетей), ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», вместе По данным Маркет-сканера ЕМИС занимающие примерно треть рынка. Представлена и «Татнефть», немалая доля у независимых трейдеров, которую, по всей видимости, они уступать не собираются.

В борьбе за потребителя, во всяком случае в Московском регионе, все менее значимым становится фактор цены, а основная борьба разворачивается на поле качества топлива и дополнительных услуг на АЗС. Эти факторы обуславливают лояльность клиентов, особенно необходимую в условиях рынка со множеством игроков.

Специалисты утверждают, что в Москве сегодня растет спрос на дополнительный сервис на АЗС. Более востребованными становятся магазины, кафе, актуален современный дизайн — все, чем располагают АЗС, работающие в премиальном сегменте. Конкуренция переходит в область привлечения постоянных потребителей, для которых одним из важнейших преимуществ сети будет ее бренд. С точки зрения сочетания качества топлива и дополнительных услуг лидерами рынка являются Shell (хотя количество его заправок и невелико), ЛУКОЙЛ, ВР, их стремительно догоняет «Газпром нефть». Компания проводит реконструкцию собственной сбытовой сети — за последние два года модернизировано более 30 станций из почти сотни, работающих в Москве. Полностью московские заправки «Газпром нефти» будут обновлены к 2015 году, большинство из них станут комплексами с магазинами, кафе, банкоматами, платежными терминалами и широким спектром дополнительных услуг. Не последнюю роль играют и маркетинговые акции и программы. В борьбе за потребителя все крупные сети запускают программы лояльности, объявляют долгосрочные рекламные акции, все реже балуя автомобилистов обычными разовыми скидками. А с учетом базовых прогнозов о том, что в перспективе темпы роста лакомого московского рынка будут замедляться, маркетологам крупных компаний еще не раз придется ломать головы, чем бы еще удивить все более взыскательных клиентов.

Александр Дюков,
Председатель Правления «Газпром нефти»
Завершение первого этапа модернизации Московского НПЗ является знаковым событием для «Газпром нефти». С этого момента все нефтеперерабатывающие активы компании, на 2,5 года опережая требования Техрегламента, перешли на выпуск топлив стандарта «Евро-5».

Повышение качества бензина и дизельного топлива производства Московского НПЗ позволит обеспечить жителей Москвы и Центрального региона России топливом, соответствующим европейским стандартам, сократить количество вредных выбросов в атмосферу и существенно улучшить экологическую ситуацию.

Реализация следующего этапа модернизации МНПЗ, направленного на увеличение объемов переработки нефти, будет способствовать наращиванию поставок высококачественного топлива на московский рынок.


КОЛИЧЕСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В МОСКВЕ
И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 2007–2012 ГОДЫ


КОЛИЧЕСТВО АЗС В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТОЯНИЮ
НА КОНЕЦ 2012 ГОДА


ПОСТАВКИ БЕНЗИНА В МОСКВУ И МОСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ В 2012 ГОДУ


ПОСТАВКИ ДТ В МОСКВУ И МОСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ В 2012 ГОДУ

По данным Маркет-сканера ЕМИС