Экстремальная энергия

Экстремальная энергия

Разработка и производство специализированных моторных масел для автогонок

G-Energy Racing — инновационный продукт, разработанный на основе данных, полученных в ходе реальных гонок

Производство спортивных масел может быть выгодным бизнесом — это подтверждает пример Elf, выступающего эксклюзивным партнером World Series by Renault

Фото: Евгений Уваров

Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» первой в России разработала и начала производство специализированных моторных масел для автогонок — G‑Energy Racing. Уникальный продукт не предназначен для массового потребителя, поэтому вряд ли появится на рынке в ближайшее время, однако работа «в гоночном режиме» позволит компании приобрести новые компетенции, сделать серьезный технологический рывок.

Текст: Сергей Орлов

Моторные масла для гонок — особый продукт. Они появились еще в тридцатые годы, когда различные соревнования на автомобилях обрели популярность. Но уже тогда стало понятно, что обычное моторное масло для таких случаев не подходит. Во время гонок двигатель автомобиля испытывает колоссальные нагрузки, которых нет при эксплуатации в обычном режиме. Прежде всего это постоянная работа на высоких оборотах — четыре-пять тысяч, — когда сжигается гораздо больше топлива. Соответственно, к маслам предъявляются более строгие требования.

ПОД НАГРУЗКОЙ

Активное развитие автоспортивной программы «Газпромнефть — смазочные материалы» начали два года назад. Это позволило специалистам компании провести серьезную исследовательскую работу, оценить условия, в которых работают агрегаты автомобиля во время гонок. Например, во время «Дакара» двигатель работал на оборотах от нуля до восьми тысяч, его температура колебалась в основном в пределах 80–135 градусов по Цельсию, а на некоторых особо сложных участках достигала 150 градусов.

Нагрузка на двигатель в таких условиях считается экстремальной — двигатель обычного автомобиля работает при температуре 70–90 градусов, а нагреть его до 135 градусов и вовсе считается нереальным. «При таких условиях понижается щелочное число, можно сказать, что масло умирает — теряет свои свойства. Нарушается режим смазки, что негативно сказывается на двигателе», — рассказал начальник отдела испытаний и технической поддержки «Газпромнефть — смазочных материалов» Станислав Дорошенко. Из-за специфических условий использования спортивные масла имеют более короткий срок службы — они полностью меняются обычно через 3–4 гонки. Главное для моторного масла — обеспечить стабильную смазку и отвод температуры от деталей двигателя, именно поэтому в двигателях спортивных автомобилей используются преимущественно синтетические масла, которые гораздо более устойчивы к экстремальным нагрузкам.

В ПОИСКАХ РЕЦЕПТУРЫ

В мире индустрия спортивных масел сформировалась уже давно. Все крупнейшие мировые нефтяные компании имеют специальные линейки: французские Motul и Elf (входит в Total), Castrol (входит в ВР). При разработке собственного специализированного моторного масла «Газпромнефть — смазочные материалы» опирались на опыт ведущих производителей. «Технология производства спортивных масел — очень сложный технологический и химический процесс, — отметил Станислав Дорошенко. — Это многолетняя кропотливая работа аналитиков, в ходе которой необходимо проводить многочисленные исследования и испытания». В компании «Газпромнефть — смазочные материалы» пошли по такому же пути: сначала в результате собственных испытаний определили, какими именно свойствами должно обладать моторное масло, которое сможет применяться гоночными командами. Получив разные варианты рецептуры, в компании продолжили тестирование получившегося продукта. «Все варианты рецептур тщательно проверялись, на основании чего в состав готового продукта вносились соответствующие изменения. Это очень трудоемкий процесс, требующий точных расчетов и использования самого современного оборудования. В итоге мы создали абсолютно новый продукт, по качеству ничем не уступающий, например, маслу Motul», — сообщил начальник отдела испытаний и технической поддержки «Газпромнефть — смазочных материалов».

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

По словам заместителя генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса «Газпромнефть-СМ» Романа Зимовца, компания первой в России заинтересовалась темой спортивных масел: «В этом бизнесе две составляющие — возможность наращивания компетенций сотрудников и технологическое развитие всей компании, так как процесс создания специализированных масел отличается от производства обычных. Благодаря работе над новыми продуктами мы приобретаем новое оборудование, новые знания. Это полноценная научноисследовательская работа, в которой российские компании делают лишь первые шаги. Многое приходится заимствовать за рубежом, но очень часто новые технологии являются коммерческой тайной, которую не купишь ни за какие деньги. Поэтому развитие собственных технологических компетенций — основа для успешного развития в этой области». Тщательные лабораторные испытания, мониторинг масел в процессе реальной эксплуатации с последующим полным разбором двигателя и его тщательным анализом — необходимые инструменты развития такого рода компетенций. Наличие автоспортивной программы позволило «Газпромнефть-СМ» получить новую площадку для этого.

Российский рынок специализированных масел можно оценить в 5 тыс. тонн в год. Для сравнения объем рынка моторных масел превышает 300 тыс. тонн. Пока коммерческие продажи G-Energy Racing не предусмотрены, хотя в компании и рассматривают такую возможность. Тем более что с развитием в России автоспорта это может стать по-настоящему выгодным бизнесом. Во многих гонках существует эксклюзивный партнер — только он имеет право поставлять масло для автомобилей, участвующих в соревнованиях. Такая практика существует в Formula Renault, которая сотрудничает с компанией Elf. Главное в бизнесе, уверен Роман Зимовец, эффект масштаба. Так, опытом «Газпромнефть-СМ» уже заинтересовался Ярославский моторный завод, который разрабатывает спортивные двигатели для тяжело нагруженных грузовиков. Компании обсуждают возможность создания автоспортивных масел для дизельных двигателей, а это значит, что у «Газпромнефть-СМ» может появиться еще одна уникальная площадка для развития технологий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ