На здоровье!

Многоуровневая система корпоративного спорта «Газпром нефти».


Фото: Дмитрий Ловецкий, Никита Кутенков, Андрей Баталов, Игорь Симкин

Корпоративный спорт давно уже стал неотъемлемой частью жизни многих российских и зарубежных компаний. Где-то делают акцент на проведении соревнований, где-то — на посещении сотрудниками фитнес-центров. И лишь в немногих крупных компаниях корпоративный спорт представляет собой многоуровневую систему, которая способна решать сразу несколько задач. К таким компаниям относится и «Газпром нефть».

Активный рост бизнеса «Газпром нефти» сопровождается появлением и интеграцией новых активов, ростом численности персонала. В такой ситуации задача укрепления горизонтальных связей внутри компании, формирования у сотрудников предприятий общекорпоративной самоидентификации становится крайне актуальной. Система корпоративного спорта, поддерживающая процесс продвижения ключевых ценностей компании, — в числе самых эффективных инструментов решения этой задачи.

Есть у спорта и утилитарная бизнес-функция: снижение издержек на оплату больничных листов. По оценкам экспертов National Institute for Occupational Safety & Health, американские компании ежегодно теряют как минимум $190 млрд, оплачивая рабочие дни, пропущенные сотрудниками по болезни. Убытки российского бизнеса по тем же причинам составляют не менее 200 млрд рублей в год.

Корпоративный спорт — это еще и инструмент повышения лояльности сотрудников компании. Не менее эффективный, кстати, чем, например, наличие хорошего социального пакета или перспективы дополнительного образования. Возможность заниматься спортом или участвовать в различных мероприятиях совместно с членами семьи, как правило, воспринимается с энтузиазмом. Особенно учитывая наличие бесплатных и льготных спортивных и оздоровительных программ, включающих посещение бассейнов, катков, фитнес-центров.

Корпоративную спортивную систему «Газпром нефти» можно условно разделить на два больших пласта. Первый — оздоровительные и тренировочные занятия. Второй — корпоративные спортивные мероприятия.

В рамках комплекса физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий и в Корпоративном центре, и в дочерних обществах компании для сотрудников организуются бесплатные занятия игровыми видами спорта, на многих предприятиях предоставляется возможность посещать бассейн и групповые оздоровительные секции. Такие занятия посещают более 20% сотрудников. Для сравнения: по данным российского Минспорта, в 2012 году в целом по стране регулярно занимались физкультурой и спортом менее 10% взрослого населения.

Логичным дополнением программы служат соглашения с фитнес-центрами и бассейнами. Как правило, предприятие выкупает определенное количество абонементов и распределяет их пропорционально численности персонала структурных подразделений. Принципиально иной подход реализован в программе «Фитнес» Корпоративного центра — здесь заключены такие соглашения с сетевыми фитнес-центрами, согласно которым сотрудники компании и члены их семей могут приобретать абонементы самостоятельно, но со значительной корпоративной скидкой, достигающей подчас 35–40% от стандартных расценок.

Календарь спортивных праздников компании также обширен. Главные события года — летние и зимние общекорпоративные спортивные игры, на которые съезжаются сотрудники из всех регионов деятельности компании. Но это лишь вершина пирамиды — подобные праздники в течение года проходят практически на каждом предприятии. Ключевая цель — командообразование (причем за счет многоуровневой системы проведения корпоративных мероприятий), охватывающее все уровни: предприятия, бизнес-направления, компании.

«Спортивные праздники дают сотрудникам возможность сменить обстановку, провести день на свежем воздухе, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, а возможно — даже узнать кого-то с неожиданной стороны», — считает Александр Чембулаев, директор Омского завода смазочных материалов, где в 2013 году прошла первая собственная спартакиада.

«Мы поддерживаем стремление сотрудников к здоровому образу жизни. Подобные мероприятия способствуют укреплению командного духа и благоприятно сказываются на эмоциональном настрое», — вторит ему Виталий Вяткин, управляющий директор «Газпромнефть-Трейдинга». Австрийская «дочка» «Газпром нефти» невелика, поэтому собрать команду для участия в корпоративных играх не может, зато ее сотрудники второй год подряд участвуют в Венском марафоне.

Конечно, присутствует в спортивных играх и определенный соревновательный элемент. Например, из победителей общекорпоративных игр формируется сборная компании, участвующая в отраслевых и межкорпоративных соревнованиях. Впрочем, само существование сборной, за которую можно болеть в сражениях с командами отраслевых конкурентов-партнеров, также несет мощный объединяющий заряд. С 2010 года команды «Газпром нефти» участвуют в спартакиадах работников «Газпрома», с 2007-го — в Между народных играх Спортивной лиги ТЭК в Турции, а с 2011 года — в Балканских играх работников ТЭК Восточной Европы.

«В систему корпоративного спорта „Газпром нефти“ вовлечены тысячи работников компании; десятки корпоративных секций и оздоровительных программ на предприятиях, обширный календарь соревнований и спортивно-массовых праздников направлены на получение максимального эффекта от вложений в спорт, — отметила начальник отдела взаимодействия с региональными органами власти Анна Казарина. — Решение этой задачи требует концептуального подхода, поэтому сейчас все многолетние наработки в сфере корпоративного спорта закрепляются в Концепции спортивно-оздоровительной работы „Газпром нефти“ — документе, не только обозначающем основные направления спортивно-оздоровительной работы, но и связывающем корпоративный спорт с основными бизнес-процессами».

Дмитрий Лобач,
начальник управления внутрикорпоративных
коммуникаций «Газпром нефти»
По сути, спортивные соревнования соответствуют целевой модели корпоративной культуры, принятой в «Газпром нефти», — культуре результата. Спорт — это прямая проекция корпоративной жизни: в нем есть измеримые параметры результата, который нужно достичь, и при этом победа, достигнутая в честной борьбе, — победа любой ценой неприемлема.

Само понятие «команда» всем ясно и в спорте, и в бизнесе, причем наличие эффективной команды — один из важнейших факторов успеха. С этой точки зрения спортивные мероприятия — отличная площадка для неформального общения и реальная возможность оценить масштаб бизнеса «Газпром нефти», понять, что, несмотря на географическую удаленность предприятий и различия в производственных процессах, все коллективы живут по одним и тем же правилам и стандартам. И спортивные правила игры лишний раз это подтверждают.