Труба зовет

Перестройка схем транспортировки нефтепродуктов с Московского НПЗ с учетом модернизации завода и влияния внешних факторов.







Объем транспортировки через трубопроводную систему вырастет за счет сокращения перевозок железнодорожным транспортом, а доля автоперевозок практически не изменится



Фото: FOTOBANK, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Евгений Уваров

Масштабная модернизация производства Московского нефтеперерабатывающего завода, итогом которой должна стать трансформация предприятия в современный высокотехнологичныйкомплекс, предполагает существенную перестройку логистических схем и транспортной инфраструктуры. К 2020 году МНПЗ переориентирует отгрузку продукции с железнодорожного транспорта на трубопроводный

Текст: Евгений Третьяков

КАЧАТЬ, А НЕ ВОЗИТЬ

В модернизацию Московского НПЗ до 2020 года планируется вложить более 130 млрд рублей. Программа предполагает фактически создание нового высокотехнологичного перерабатывающего комплекса. Серьезной коррекции подвергнется и схема отгрузки нефтепродуктов с МНПЗ. Главное изменение — рост объема транспортировки через трубопроводную систему за счет сокращения перевозок железнодорожным транспортом. Если сегодня «трубопроводная доля» в общем объеме отгрузок составляет 31%, то к 2020 году она должна вырасти практически в два раза. Доля перевозок по железной дороге при этом сократится втрое с нынешних 46%, а вот доля отгрузок продукции автотранспортом практически не изменится. Такое перераспределение обуславливается целым рядом причин.

Во‑первых, результатом модернизации станет сокращение доли темных нефтепродуктов в общем объеме производства МНПЗ — соответственно, вырастет доля светлых. На экспорт перестанет поставляться прямогонный бензин, выпуск мазута к 2020 году вообще планируется прекратить — все это снижает потребность в железнодорожных перевозках.

Во‑вторых, по планам компании, 100% авиационного керосина, 85% автомобильных бензинов и 65% дизельного топлива, производящихся на МНПЗ, должны продаваться в Московском регионе. А для этого гораздо выгоднее и эффективнее использовать московский кольцевой нефтепродуктопровод и автотранспорт, чем железную дорогу.

Не решен еще вопрос и с модернизацией железнодорожной инфраструктуры, сейчас используемой Московским НПЗ, но не принадлежащей заводу. К изменениям подталкивает и политика правительства Москвы в транспортной сфере: если ограничение движения большегрузного транспорта по Московской кольцевой автодороге (МКАД) на ритмичности и объемах перевозок нефтепродуктов не отразилось, то планы задействовать Малое железнодорожное кольцо столицы для пассажирских перевозок несут определенные риски. В то же время существующая в Москве трубопроводная инфраструктура вполне сможет удовлетворить логистические потребности компании.

МОСКОВСКИЕ КОЛЬЦА

В Московском регионе построена уникальная трубопроводная система. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки, кольцом охватывающий столицу, протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении). Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Расчетная мощность нефтепродуктопровода — более 7 млн тонн нефтепродуктов в год.

Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами. Трубу к Ленинграду протянули от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах, который расположен примерно в 150 км от города. Основной распределительный узел был построен в Красном Бору, от него протянули распределительные трубопроводы до аэропорта Пулково и нефтебаз в Морском порту, Ручьях и Шушарах.

Трубопроводную систему в столичном регионе начали строить в 1970 году, то есть когда в Ленинградской области ее организация уже завершалась. Ранее были построены две линии нефтепродуктопровода от Рязанского НПЗ, которые сегодня включены в МНПП. Московский НПЗ был включен в систему МНПП после ее сдачи в эксплуатацию в 1974 году. Полностью строительство всех сооружений на кольцевом нефтепродуктопроводе было закончено только в 1984 году.

Сегодня в МНПП через линейную производственно диспетчерскую станцию «Володарская» поступает продукция с трех НПЗ — Московского «Газпром нефти», Рязанского ТНК‑ВР и Нижегородского ЛУКОЙЛа, а отгрузка осуществляется через четыре автоматизированные станции налива — «Володарскую», «Солнечногорскую», «Нагорную» и «Новоселки». Общая емкость резервуарного парка в настоящее время — 386 тыс. кубометров. Важная особенность московского кольцевого нефтепродуктопровода — подключение к нему всех основных аэропортов московского авиаузла: Шереметьево, Домодедово и Внуково.

ДВУСТОРОННЯЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Сейчас московский кольцевой нефтепродуктопровод со всей инфраструктурой принадлежит «Мостранснефтепродукту» (дочернее общество группы «Транснефтепродукт», в свою очередь входящей в структуру «Транснефти»). В последние годы компания проводит активную программу модернизации объектов МНПП. Обновляется резервуарный парк, устанавливаются современные системы пожаротушения, диагностики трубопроводов, меняется насосное оборудование, ведется работа по автоматизации управления и контроля технологических процессов. В июне 2012 года завершилась реконструкция автоматизированной системы налива, которая позволила значительно увеличить объем отгрузки нефтепродуктов и повысила точность учета нефтепродуктов.

Однако для реализации принципиального соглашения «Газпром нефти» с «Транснефтепродуктом» об увеличении объемов прокачки продукции по системе МНПП необходима дополнительная модернизация инфраструктуры и кольцевого трубопровода, и самого МНПЗ, поскольку пропускная способность трубопроводной системы будет исчерпана уже к 2018 году. Для устранения этой проблемы на заводе, в частности, должно быть заменено насосное оборудование, чтобы обеспечить увеличение объемов прокачки. Кроме того, уже в следующем году к МНПП планируется подключить принадлежащую «Газпром нефти» нефтебазу «Павельцы» («Универсал‑Нефть»), что также будет способствовать расширению мощностей магистрального продуктопровода.

Естественно, реконструкция системы отгрузки нефтепродуктов Московского НПЗ не ограничивается только «трубопроводными проектами». Снижение объемов выпуска нефтепродуктов с низким переделом высвобождает имеющиеся мощности транспортной инфраструктуры предприятия под отгрузку других видов продукции. Например, в нынешнем году планируется прекратить выпуск прямогонного бензина — соответственно, эстакаду, которая работала на его отгрузку, предполагается перевести на отгрузку всего объема бензина Аи‑92 или судового маловязкого топлива. А существующих мощностей для отгрузки мазута и битума будет достаточно и в долгосрочной перспективе. Под отгрузку автомобильных бензинов и дизельного топлива планируется построить новую железнодорожную эстакаду, полным ходом идет подготовка к строительству нового автотерминала для отгрузки бензинов, дизеля и авиационного керосина.

Итогом реализации транспортной стратегии «Газпромнефть‑МНПЗ» должно стать построение логистической схемы, отвечающей сбытовым потребностям и производственным возможностям модернизированного Московского НПЗ. А предприятия, аэропорты и жители столичного региона будут надежно обеспечены необходимыми объемами топлива.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ