Трансевразийские планы

Трансевразийские планы

Развитие авиатопливного бизнеса в Киргизии в свете планов по созданию транзитного хаба в аэропорту Манас.

Наибольшим потенциалом для получения статуса базовой авиакомпании хаба в Бишкеке сегодня обладает Turkish Airlines, располагающая большим современным авиапарком

МАНАС

Международный аэропорт, расположенный в 23 км к северо-западу от столицы Киргизии — города Бишкек. Аэропорт назван именем героя киргизского эпоса по инициативе писателя Чингиза Айтматова. Относится к классу 4Е (по классификации ИКАО), может принимать все типы воздушных судов. Перрон площадью 242 тыс. кв. м имеет 38 стоянок для средне- и дальнемагистральных самолетов. В 2012 году аэропорт обслужил 1,056 млн пассажиров.

В рамках программы модернизации ТЗК в Манасе реконструируются технологические объекты, идет замена парка подвижных средств заправки, обновляется лабораторное оборудование

«ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО КЫРГЫЗСТАН»

Совместное предприятие ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и ГП «ТЗК Манас» (правительство Кыргызской Республики), созданное в феврале 2011 года на основе Меморандума о сотрудничестве в области авиатопливообеспечения в Кыргызской Республике и в соответствии с межправительственными договоренностями.

По результатам инспекции ТЗК «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» в международном аэропорту Манас, проведенной в конце 2012 года Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), комплексу присвоен наивысший статус качества авиатопливообеспечения, предусматривающий заправку воздушных судов ведущих авиаперевозчиков без ограничений.

Фото: DIOMEDIA

Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» — "Газпромнефтъ-Аэрог — продолжает формирование сбытовой сети в крупных аэропортах, расположенных в транзитных коридорах Сибири и Средней Азии. Один из стратегических проектов программы — развитие бизнеса в международном аэропорту Манас, где правительство Киргизии планирует создать крупней транзитный хаб*.

Текст: Михаил Чепижко

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Киргизию вряд ли сегодня можно отнести к странам с развитой экономикой. Развал СССР нанес сокрушительный удар по промышленному сектору государства, окончательно оправиться от которого не удалось до сих пор. Фиксирующийся с начала XXI века экономический рост во многом связан с инвестициями в киргизскую национальную экономику мощных соседей — России, Китая, Казахстана.

В общем-то и особого природного потенциала для развития у страны нет. Киргизия не имеет выхода к морю. Более трех четвертей территории Киргизии занимают горы.

Однако Киргизия находится в центре трансевразийского сообщения — и это делает республику стратегическим регионом. Для «Газпром нефти» среднеазиатский рынок привлекателен еще и за счет логистической близости Омского НПЗ компании. Сеть АЗС «Газпромнефть» сегодня главный топливный ретейлер страны, активное развитие здесь планирует и «Газпромнефть-Аэро».

Основные перспективы интеграции республики в общеевропейское транспортное пространство, по оценке властей Киргизии, связаны сегодня с развитием международного аэропорта Манас (Бишкек), где «Газпром нефть» располагает собственным топливозаправочным комплексом (ТЗК). В 2012 году предприятие «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» реализовало в Манасе 217 тыс. тонн авиатоплива. Компания заправляет около 80% всех регулярных и чартерных рейсов, выполняющихся авиакомпаниями «Аэрофлот», «Кыргызстан», Turkish Airlines, Fly Dubai, Air Bishkek, «Волга-Днепр», «Якутия», Avia Traffic Company. В рамках контракта с агентством по обеспечению энергоресурсов «ДЛА-Энерджи» дочернее предприятие «Газпромнефть-Аэро» поставляет топливо и для Центра транзитных перевозок США (ЦТП), который служит базой для воздушных судов американских ВВС, обеспечивая более 50% потребностей базы в авиатопливе. Однако здесь речь идет только о поставках — «в крыло» борта ВВС США «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» не заправляет.

Впрочем, согласно последним заявлениям правительства Кыргызской Республики, ЦТП вообще должен прекратить работу в 2014 году — и развитие Манаса пойдет по гражданскому сценарию. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики до 2017 года предполагает создать здесь мультимодальный транспортно-логистический центр.

УСЛОВИЯ ХАБООБРАЗОВАНИЯ

Основное условие для успешного развития хаба — наличие базового авиаперевозчика, выполняющего из аэропорта около 50% всех рейсов. Пожалуй, наибольший потенциал стать такой хабообразующей компанией в Бишкеке сегодня у Turkish Airlines, располагающей большим современным авиапарком. Через Бишкек пролегают не только пассажирские рейсы этой авиакомпании из Стамбула, но и грузовые маршруты. На Turkish Airlines приходятся 15–20% от ежемесячного объема потребления авиатоплива Манаса.

С 1 мая 2013 года «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» заправляет все рейсы турецкой авиакомпании в Бишкеке. Долгосрочное рамочное соглашение с Turkish Airlines основывается на котировках Platts, а победить в тендере авиаперевозчика «дочке» «Газпромнефть-Аэро» удалось, в том числе, благодаря нацеленности российского оператора на выполнение еще одного условия, необходимого для успешного функционирования хаба, — наличия в аэропорту инфраструктуры, позволяющей обслуживать большое количество воздушных судов.

По словам гендиректора «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» Тилектеша Исаева, в 2012 году была проведена полная реконструкция технологического трубопровода ТЗК, уставлены современные фильтрационные установки, позволяющие фильтровать топливо с тонкостью до 1 микрона. Кроме того, построены современные пункты налива в топливозаправщики, полностью заменен парк подвижных средств заправки, приобретен топливозаправщик с подъемной платформой, позволяющий обслуживать все типы судов, даже крупнейший в мире пассажирский самолет Airbus A380. Общая сумма инвестиций в модернизацию ТЗК в 2011–2012 годах превысила 150 млн рублей.

ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Развитие бизнеса в Киргизии для «Газпромнефть-Аэро» — один из стратегических приоритетов. «Мы стремимся к расширению бизнеса в Сибири и Средней Азии, высоко оцениваем потенциал и перспективы рынка, — отметил генеральный директор „Газпромнефть-Аэро“ Владимир Егоров. — В 2013 году мы продолжим модернизацию нашего ТЗК в Манасе: запланированы работы по реконструкции насосных станций, модернизации лабораторного оборудования и прочего на 25 млн рублей».

В то же время от успешности деятельности российского авиатопливного оператора во многом зависит «самочувствие» авиационной отрасли страны. «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» вносит весомый вклад в формирование бюджета Кыргызской Республики, — отметил заведующий отделом внешней политики, заместитель руководителя аппарата президента Кыргызской Республики Сапар Исаков. — Регулярные поставки качественного авиационного топлива по оптимальной цене способствуют развитию наших пассажирских и грузовых перевозок«.

Действительно, у компании существует программа оптимизации стоимости авиатоплива в Манасе, базирующаяся в первую очередь на логистических преимуществах, связанных с близостью ОНПЗ. В частности, для внутренних авиарейсов сохраняются цены на авиакеросин в нижнем ценовом сегменте по Среднеазиатскому региону. А планы «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» по увеличению объемов продаж авиатоплива за счет привлечения новых авиакомпаний на киргизский рынок ведут к росту пассажиро- и грузопотока.

Что касается пополнения республиканского бюджета, то по итогам 2012 года правительство Киргизии как совладелец ОсОО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» получит около 1 млрд рублей дивидендов. Еще 150 млн рублей составили налоговые и социальные отчисления предприятия.

* Хаб (англ. hub — «ступица колеса», «центр») — в общем смысле, узел сети. В авиации (на англ. часто gateway — «шлюз„») — узловой аэропорт, крупный пересадочный и логистический транспортный узел с необходимым набором сервисов, имеющий выгодное географическое положение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ