Налоговая повестка

Налоговая повестка

Основные направления налоговой политики на трехлетнюю перспективу.

Текст: Екатерина Епрынцева

Наступление майских праздников для значительной части бизнес-сообщества, и в частности — представителей нефтегазового сектора, ассоциируется не только с продолжительными каникулами, но и, конечно, с представлением Министерством финансов Основных направлений налоговой политики — документа, являющегося ориентиром планируемых изменений законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации на трехлетнюю перспективу.

НА ЕВРОПЕЙСКОМ УРОВНЕ

В нынешнем году Министерство финансов России представляло направления на 2014, 2015 и 2016 год. При этом впервые проект документа сначала получили возможность оценить и обсудить депутаты Государственной думы — парламентские слушания прошли до его утверждения правительством. Окончательное одобрение проект основных направлений получил на заседании правительства РФ 30 мая. В итоговой версии основные направления предоставили массу поводов для размышления.

Документ, представленный Минфином, содержит не только прогнозы. Крайне интересен и блок аналитической информации, фиксирующий действующий уровень налоговой нагрузки в российской экономике и структуру налоговых доходов консолидированного бюджета страны. Согласно Основным направлениям, доля нефтегазовых фискальных платежей в общем объеме налоговых и таможенных доходов бюджета за 2011–2012 годы превысила 30%. Около 90% составили поступления от добычи нефти в совокупных нефтегазовых налоговых и таможенных доходах бюджета. При этом общий уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации сопоставим с уровнем стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, таких как Великобритания, Германия, и существенно выше, чем в США и Канаде.

ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА Рф ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОБЫЧИ И ЭКСПОРТА НЕфТИ И ГАЗА, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИИ/ПЕРЕДАЧИ
НЕфТЕПРОДУКТОВ В 2006–2012 ГОДАХ (% ВВП)

НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (% К ВВП)

Понятно, что при таком уровне налоговой нагрузки любые изменения фискального окружения становятся ключевыми для бизнеса. Для «Газпром нефти» важной вехой на пути к повышению эффективности, в первую очередь инвестиционной, должно стать завершение работы по подготовке нового налогового режима для добычи углеводородов на шельфе, а также по разработке специального налогового режима для трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), право применять который, однако, обязывает налогоплательщика вести прямой раздельный учет нефти. Еще одно значимое новшество — введение формульного порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче природного газа и газового конденсата (СН писала об этом в № 96), а также рассмотрение возможности снижения ставки экспортной пошлины на нефть при увеличении ставки НДПИ на нефть. Законодательное закрепление этих инициатив, особенно при условии, что будут учтены и интересы «Газпромнефти», заключающиеся в исключении предприятий группы из числа налогоплательщиков, уплачивающих НДПИ на природный газ по повышенным ставкам, а также в отказе от условия о необходимости ведения прямого раздельного учета при добыче ТРИЗов для возможности применения понижающих коэффициентов НДПИ, безусловно, должно оказать положительное влияние на экономику соответствующих проектов компании.

Однако далеко не все грядущие изменения в законодательстве можно отнести к новшествам, попадающим в графу со знаком «плюс».

Главные презентованные Минфином неприятности для нефтяников — индексация ставок акцизов на нефтепродукты высоких классов. Авторы Основных направлений объясняют необходимость этих мер дефицитом средств в дорожных фондах, основной источник наполнения которых — именно акциз. Активное обсуждение вопроса о повышении ставок для компенсации выпадения доходов, связанных с переходом крупнейших российских нефтеперерабатывающих заводов на производство высококачественных моторных топлив, с которых уплачивается меньший акциз, началось в апреле 2013 года. Пока окончательное решение по поводу изменения ставок акцизов на нефтепродукты не принято в связи с тем, что до конца не понятен сам объем выпадающих доходов дорожных фондов. Однако исходя из экономической природы акциза как косвенного налога уже сейчас можно говорить о том, что повышение ставок негативно отразится прежде всего на конечном потребителе.

СТИМУЛЫ И НАДЕЖДЫ

Среди прочих актуальных изменений, затрагивающих интересы «Газпром нефти», — инициативы правительства РФ по совершенствованию системы налогообложения процентных выплат по облигациям российских компаний, которые планируется реализовать в рамках работы по созданию международного финансового центра и улучшения инвестиционного климата. В частности, Министерство финансов предлагает с 1 января 2014 года полностью освободить от налогообложения процентные доходы по еврооблигациям и корпоративным облигациям, выплачиваемые иностранным организациям, не зарегистрированным на территории офшорных юрисдикций. Для «Газпром нефти» корректировка однозначно положительна, поскольку автоматически освобождает компанию от обязанности удерживать налог на прибыль с процентных выплат иностранным инвесторам по еврооблигациям, которые будут выпущены после 1 января 2014 года. Ранее освобождение распространялось лишь на выпуски, осуществленные до 1 января 2014-го.

Кроме того, предполагается продолжить работу по созданию благоприятных налоговых условий на территории России, что должно способствовать выводу российского бизнеса из офшоров. Для этого планируется предоставлять льготы по налогу на прибыль организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Восточной Сибири. Однако нефтегазовую отрасль это послабление не коснется — инвестиционные проекты по добыче нефти и природного газа исключены из периметра льготируемых. Предложения же Министерства энергетики РФ, касающиеся необходимости завершения законодательной работы по продлению налоговых каникул на территории Восточной Сибири до 2022 года, исключения условия о применении системы прямого раздельного учета при добыче ТРИЗов, вообще не нашли отражения в итоговом варианте документа. Как и идея ввести снижающий базу по налогу на прибыль повышающий коэффициент для расходов на увеличение КИН и применение методов увеличения нефтеотдачи пластов. И важнейшее для группы «Газпром нефть» предложение о продлении до 2022 года льготы по НДПИ при добыче нефти на полуострове Ямал по аналогии с действующей льготой, предусмотренной для севера Ямало-Ненецкого автономного округа.

Но диалог с правительством продолжается, и нефтяники не теряют надежды, что эти инициативы Минэнерго в дальнейшем все же будут воплощены в жизнь, как и глобальная идея о переходе нефтяной отрасли к налогообложению финансового результата.

10 ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДА

  1. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

    Снижение ставки налога на прибыль на 10 лет для участников инвестиционного проекта (0% — федеральный бюджет, 0–10% — бюджет субъекта РФ). Проект не может быть направлен на:
    • добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях;
    • производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
    • осуществление деятельности, по которой применяется ставка 0% по налогу на прибыль.

  2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОБЫЧИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
    • Завершение разработки специального режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке ТРИЗов и новых морских месторождений;
    • введение формульного порядка исчисления НДПИ при добыче природного газа и газового конденсата;
    • рассмотрение возможности снижения ставки экспортной пошлины на нефть при увеличении ставки НДПИ на нефть.

  3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
    • Освобождение с 1 января 2014 года процентного дохода по еврооблигациям и корпоративным облигациям, выплачиваемого иностранным организациям, не зарегистрированным на территории офшорных юрисдикций;
    • ограничение возможности проведения налогового контроля цен по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с правилами ТЦО;
    • включение в общую налоговую базу по налогу на прибыль доходов (расходов) по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
    • объединение налоговых баз по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными вне организованного рынка;
    • установление абсолютных предельных значений ставок процентов, в пределах которых сумма начисленных процентов признается в расходах;
    • распространение действующих правил ТЦО в отношении суммы процентов, ставки по которым превышают устанавливаемое предельное значение.

  4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА


    Подготовка к переходу до 2018 года на налог на недвижимость организаций:
    • определение концепции налогообложения объектов недвижимости;
    • разработка методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения.

  5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    Учет для целей налогообложения потерь (недостач) в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации.

  6. АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
    • 2014–2015 годы: ежегодное повышение ставок акциза на автомобильный бензин класса 5 до 700 руб./т., на автомобильный бензин класса 4 — до 500 руб./т.;
    • 2016 год: возможное сохранение подакцизных ставок на уровне 2015 года, за исключением ставок для автомобильного бензина класса 5.

  7. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
    • Продление до 2016 года действующей ставки страховых взносов: 30% в пределах налогооблагаемой базы (568 тыс. рублей в 2013 году); 10% — сверх установленной предельной величины.

  8. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УКЛОНЕНИЮ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФШОРОВ
    • Подготовка предложений по внесению в законодательство РФ положений о контролируемых иностранных компаниях (CFC-rules) и конечных получателях дохода;
    • разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями;
    • установление возможности участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом и предоставление представителям иностранных налоговых органов возможности участия в налоговых проверках в РФ;
    • установление в Налоговом кодексе РФ понятия «налоговый резидент».

  9. УПРОЩЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ЕГО СБЛИЖЕНИЕ С БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ
    • Исключение метода оценки материально-производственных запасов по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
    • установление права на списание стоимости малоценного имущества в течение срока его полезного использования;
    • признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
    • исключение понятия «суммовые разницы» и квалификация их в качестве курсовых;
    • уточнение порядка учета доходов и расходов от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, оплата по которым производится в рублях.

  10. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
    • Упрощение порядка документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота;
    • увеличение до 1 месяца срока для подготовки возражений по актам налоговых проверок;
    • рассмотрение возможности применения вычета «входящего» НДС, относящегося к экспортным операциям, в момент приобретения товаров (работ, услуг), а не в момент подтверждения факта экспорта;
    • расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок;
    • установление ограничения налогового вычета НДС в отношении всех видов расходов, принимаемых для целей налогообложения в пределах норматива.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ