Газовый фактор

Газовый фактор

Развитие газомоторного направления на российском топливном рынке.

Ежегодно с выхлопными газами автомобилей в атмосферу выбрасывается свыше 14 млн тонн вредных веществ — это более 40% от общего объема промышленных выбросов. Поиск альтернативных видов топлива, оказывающих меньшее воздействие на окружающую среду, ведется все активнее. Учитывая низкую по сравнению с бензином и дизелем стоимость газомоторного топлива (ГМТ), развитие этого сегмента рынка приобретает очертания не только социального, но и выгодного экономического проекта.

ВАРИАНТЫ ГАЗИФИКАЦИИ

В России, как и во всем мире, распространены два вида газомоторного топлива — компримированный природный газ (КПГ, или метан) и сжиженный углеводородный газ (СУГ, или пропанбутан), — схожих по экологическим и экономическим преимуществам по сравнению с традиционным топливом: бензином и дизелем.

В выхлопных газах автомобиля, работающего на КПГ или СУГ, содержится примерно в пять раз меньше вредных веществ, чем в выхлопных газах автомобиля с бензиновым двигателем. За счет перевода силовой установки автомобиля на работу от СУГ содержание оксида углерода в выхлопе снижается в 2–3 раза, окиси азота — в 1,2 раза, углеводородов — в 1,9 раза, отсутствуют со единения серы. Газ не образует отложений в топливной системе, поэтому и срок эксплуатации двигателя продлевается примерно в 1,5–2 раза.

Кроме того, газомоторное топливо значительно дешевле бензина или дизеля. Перевод автомобильной техники, особенно общественного и грузового транспорта, на газ сокращает стоимость автоперевозок и снижает издержки во всех отраслях экономики и в социальной сфере. По сравнению с бензином и дизельным топливом стоимость СУГ ниже на 30–50%, КПГ — на 60–70%. Компримированный природный газ считается более экономичным и более экологически чистым, однако СУГ — гораздо распространенней, в частности, из-за большего удобства его производства и транспортировки.

Исходя из этого строится и структура потребления: СУГом заправляют автомобили в основном автовладельцы — физические лица, а на КПГ работает пассажирский и грузовой транспорт муниципальных и крупных коммерческих предприятий, а также спецтехника и сельскохозяйственная техника.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОБЕЛ

КПГ заправляют на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Фактически это мини-заводы по производству топлива. Газ поступает на станцию по газопроводу, проходит очистку, осушку и после сжатия поступает на раздаточную колонку. СУГ реализуется на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС), которые принципиально не отличаются от обычных АЗС. Сжиженный углеводородный газ, произведенный на заводе, привозят на станцию в автоцистернах, сливают в емкость для хранения, а затем реализуют через топливно-раздаточные колонки. На станциях нового формата — многотопливных автозаправочных комплексах (МАЗК), сочетающих в себе функции АГНКС и АГЗС, кроме бензина, дизельного топлива и уже привычного СУГ реализуется и КПГ.

По данным на февраль 2013 года, в 58 регионах России действовали 246 АГНКС с суммарной ежегодной проектной производительностью около 2 млрд кубометров КПГ. Это достаточно серьезная мощность, однако в 2011 году через них было реализовано всего 361,6 млн кубометров компримированного природного газа: это на 4,8% больше, чем в 2010-м, но лишь 18% от проектной производительности российских АГНКС. В 2012 году, по предварительным данным, через российские АГНКС реализовано 390 млн кубометров КПГ, что уже на 8% больше, чем в 2011-м. Основной сдерживающий фактор процесса — недостаточно развитая инфраструктура по заправке автомобилей. По данным агентства «Автостат», на конец 2012 года российский автопарк насчитывал более 37 млн транспортных средств. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 90 тыс. единиц.

Возможностей заправить автомобиль СУГом существенно больше. По данным «Газпром газэнергосетей», сейчас в стране более 3 тыс. АГЗС и свыше 1 млн газобаллонных автомобилей. Кроме того, стоимость переоборудования легкового автомобиля для работы на КПГ может достигать 50 тыс. рублей, а для работы на СУГ — в два раза ниже. Тем не менее мировой опыт показывает, что вложенные средства окупаются за счет экономии на ГСМ. Кроме того, автомобиль становится двухтопливным, то есть сохраняет возможность работы как на газе, так и на бензине.

Использование КПГ в качестве моторного топлива активно развивается более чем в 80 странах мира. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе — 26%. «Газовые» автомобили выпускают все ведущие мировые автопроизводители. Всего в мире насчитывается 14,7 млн автомобилей на КПГ, что составляет 1,5% мирового парка автотранспорта. Таким образом развитие газомоторного направления напрямую завязано на решении инфраструктурных проблем. И локомотивом в этом процессе выступает группа «Газпром». Которая, кстати, активно планирует развивать это направление и в Европе.

На европейском рынке газомоторного топлива группа «Газпром» представлена через компании Gazprom Germania GmbН и Vemex. В 2012 году Gazprom Germania GmbH увеличила количество принадлежащих ей АГНКС на территории Германии — с 2 до 6. К 2015 году планируется довести их количество до 15.


«ЯРОВИТ» ОТПРАВИЛСЯ В «СЕВЕРНЫЙ ЛЕС» ЧЕРЕЗ МАЗК «ГАЗПРОМНЕфТЬ»

На многотопливном автозаправочном комплексе «Газпромнефть», расположенном на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге, прошла заправка газомоторным топливом автомобилей спортивной команды «Яровит-ё-моторспорт». Два автомобиля команды (спортивный гибридный кроссовер и грузовик технической поддержки), оборудованные битопливными двигателями, были заправлены метаном для участия в единственном в мире снежно-ледовом ралли-рейде «Россия — Северный Лес», который проходит на горнолыжном курорте «Игора» в Ленинградской области.

Из всех участников гонок «Россия — Северный Лес» только команда «Яровит-ё-моторспорт» выступает на автомобилях, заправленных метаном. Новая машина команды «Яровит» — оригинальный автомобиль с гибридным двухтопливным двигателем — может работать как на бензине, так и на сжатом газе из баллонов, размещенных за кабиной водителя.

МИЛЛИАРД НА МЕТАН

В России «Газпрому» принадлежат 210 АГНКС, то есть 85% станций. Согласно «Целевой комплексной программе развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007–2015 годы», планируется ввод в действие еще как минимум 200 АГНКС в различных регионах России и увеличение мощности газозаправочной сети до 2,6 млрд кубометров в год, что позволит к 2015-му обеспечить рост численности автотранспорта и сельхозтехники, заправляемых КПГ, более чем на 50 тыс. единиц. Ежегодная продажа КПГ в России должна увеличиться до 700 млн кубометров. Это приведет к сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу более чем на 1 млн тонн в CO-эквиваленте.

Одна из главных задач сегодня — создание и развитие региональных рынков газомоторного топлива. Пока основной объем продаж КПГ сконцентрирован в Ставропольском и Краснодарском краях, Свердловской, Челябинской, Ростовской и Тульской областях, Башкортостане. На эти регионы пришлось 52,1% от общего объема реализации КПГ в России.

Для изменения ситуации в 2012 году была создана специализированная компания «Газпром — газомоторное топливо». Предложения по совместному развитию газомоторной инфраструктуры были направлены в 69 субъектов РФ. Сформирован перечень пилотных инвестиционных проектов по строительству АГНКС, согласно которому в 2013 году начнется строительство 17 газонаполнительных компрессорных станций в 10 регионах России: Татарстане, Вологодской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской областях, Пермском и Ставропольском краях.

Особое внимание уделяется востоку России. В 2012 году с органами исполнительной власти Приморского и Хабаровского краев и Сахалинской области впервые утверждены семилетние программы по переводу автотранспорта на газомоторное топливо. С Калужской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской областями подписаны соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива.

В 2013 году на строительство АГНКС планируется затратить 1 млрд рублей.

ГАЗ В СЕТИ

Сеть АЗС «Газпромнефть» — одна из крупнейших в России, это мощный канал реализации газомоторного топлива, в первую очередь сжиженного углеводородного газа. В России через розничную сеть АЗС «Газпромнефть» СУГ реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в СевероЗападном регионе и Краснодарском крае. Заправить автомобиль газом можно на 89 станциях: 85 продают СУГ, 4 — КПГ. В декабре 2012 года в Санкт-Петербурге открылся первый многотопливный автозаправочный комплекс, где одновременно реализуются и СУГ, и КПГ.

В планах компании увеличение количества многотопливных станций, объем продаж СУГ к 2020 году решено увеличить в три раза, а перспективы развития станций «Газпромнефть» с возможностью заправки КПГ напрямую связаны со стимулированием перехода муниципальных и коммерческих транспортных предприятий на этот вид топлива.

В 2013 году новые многотопливные автозаправочные комплексы с возможностью заправки СУГ и КПГ сети «Газпромнефть» должны появиться в Центральном и Северо-Западном регионах. В долгосрочной перспективе компания планирует построить шесть МАЗК на трассе М10 и пять — на М1.

Алексей Миллер,
Председатель Правления «Газпрома»
Развивая рынок КПГ и стимулируя рост числа автомобилей с газовыми двигателями, мы одновременно заботимся об окружающей среде и города, и страны в целом, ведь КПГ — один из наиболее экологически чистых видов топлива. Его преимущества сегодня уже очевидны и понятны многим бюджетным и коммерческим организациям, активно эксплуатирующим автотранспорт на природном газе.