Столичный форпост

Столичный форпост

Планы развития авиатопливозаправочного бизнеса в аэропортах московского авиационного узла.

Аэропорты московского авиационного узла (МАУ) ежегодно демонстрируют уверенный рост пассажирои грузопотоков, превышающий общероссийскую и европейскую динамику. С началом работы нового топливозаправочного комплекса «Газпромнефть-Аэро» в международном аэропорту Шереметьево компания рассчитывает укрепить свои позиции в регионе.

По итогам 2012 года потребление керосина в МАУ, включающем аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково, увеличилось на 4% — до 3,8 млн тонн. В свою очередь в 2012-м «Газпромнефть-Аэро» увеличило объем продаж авиатоплива «в крыло» в московском авиаузле на 8% — до 906 тыс. тонн, — заняв более 23% рынка. Начало работы собственного топливо заправочного комплекса (ТЗК) «Газпромнефть-Аэро» в Шереметьево — еще один большой шаг в развитии компании в столичном регионе. Шаг, который полностью вписывается в политику российского правительства, направленную на обеспечение недискриминационного доступа к топливо заправочной инфраструктуре на территории аэропортов и повышение конкуренции на авиатопливном рынке. Добиться этого предполагается за счет создания в аэропортах России системы альтернативных ТЗК.

ТЗК С ЗАДЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Новый ТЗК «Газпромнефть-Аэро» стал частью системы топливообеспечения аэропорта Шереметьево. Технологическое оборудование комплекса полностью автоматизированно и соответствует требованиям российских и международных стандартов. Склад нефтепродуктов включает четыре резервуара общей вместимостью порядка 18 тыс. кубометров. В 2012 году инфраструктура комплекса была расширена за счет строительства перронного пункта налива авиатоплива мощностью 300 кубометров в час, были закуплены 18 современных топливозаправщиков, а также оформлены лицензии и другая разрешительная документация, необходимые для ведения операционной деятельности в Шереметьево. Авиакеросин в ТЗК поставляется по продуктопроводу с Московского НПЗ.

По словам заместителя генерального директора по продажам и логистике «ГазпромнефтьАэро» Валерия Шитченко, собственный топливозаправочный комплекс в одном из крупнейших российских аэропортов позволяет создать выгодную систему ценообразования и гарантировать российским и иностранным авиакомпаниям необходимый объем поставок керосина. «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» уже заправляет регулярные рейсы авиакомпаний «Волга-Днепр», «Аэрофлот», Nordwind на Северном перроне Шереметьево (терминалы А, В, С). В 2013 году планируется начать заправку на более оживленном Южном перроне (терминалы D, E, F).

В проект нового топливозаправочного комплекса изначально заложена возможность модернизации в соответствии с развитием международного аэропорта Шереметьево и строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Например, емкостный парк склада нефтепродуктов может быть расширен до 25 тыс. кубометров. Сейчас на территории комплекса завершается строительство лаборатории, оснащенной современным оборудованием, которое позволит определять физико-химические показатели топлива по российским требованиям (ГОСТ) и международным стандартам (ASTM).


Инфографика: журнал «Инфографика», infographicsmag.ru

СТАВКА НА КАЧЕСТВО

По прогнозам экспертов, к 2020 году объем потребления авиатоплива московским авиаузлом может вырасти до 5 млн тонн. Рост масштабов авиатопливного бизнеса в Москве заложен и в долгосрочную стратегию развития «Газпромнефть-Аэро». Разумеется, развитие в МАУ не ограничивается исключительно Шереметьево.

Стратегия реализации авиатоплива «Газпромнефть-Аэро» в международных аэропортах Домодедово и Внуково предполагает активное привлечение к сотрудничеству иностранных авиаперевозчиков и увеличение объемов реализации керосина. Одно из главных конкурентных преимуществ компании — качество сервиса. Как стратегический партнер Между народной ассоциации воздушного транспорта (IATA) «Газпромнефть-Аэро» внедряет на российском рынке международные стандарты обслуживания. Так, в 2012 году компания застраховала риски, связанные с возможным возмещением ущерба третьим лицам и окружающей среде. Действие договора страхования распространяется на объекты и оборудование компании во всем мире. Сумма выплат по каждому страховому случаю может достигать $500 млн. Таким образом «Газпром нефть-Аэро» стала одной из первых компаний на российском рынке авиатопливообеспечения, заключившей договор страхования гражданской ответственности со всемирной географией действия.

Внедрение международных стандартов качества работы позволило «ГазпромнефтьАэро» заключить долгосрочное соглашение с авиакомпанией Emirates на заправку всех регулярных рейсов перевозчика в московском аэропорту Домодедово. Это позволило увеличить долю «Газпромнефть-Аэро» в поставках авиа топлива в аэропорт до 43% по итогам года. В 2013-м компания планирует заключить контракты на заправки в Домодедово с новыми иностранными партнерами.

В международном аэропорту Внуково «Газпромнефть-Аэро» заправляет регулярные рейсы в Россию французской авиакомпании Aigle Azur по маршруту Париж (Орли) — Москва (Внуково). Заправки французской авиакомпании ведутся в рамках стратегического соглашения между авиатопливной «дочкой» «Газпром нефти» и концерна Total — Air Total International, по которому компании открыли друг другу доступ к своим сетям аэропортов присутствия, в том числе под заправки регулярных, разовых и чартерных рейсов вне расписания.

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Согласно долгосрочной транспортной стратегии России, объем авиаперевозок в стране к 2020 году должен вырасти вдвое. Пассажиропоток увеличится до 250–290 млрд пасс.-км (на 80–110%), объем грузоперевозок до 10,1–11,6 млрд т-км (на 95–120%). При этом самый активный рост ожидается именно в Центральном федеральном округе (ЦФО).

В московском авиаузле средний ожидаемый темп роста — порядка 7% в год. У «Газпром нефти» в столичном регионе есть важное логистическое преимущество, которое позволяет прогнозировать рост доли компании в МАУ, — наличие собственного нефтеперерабатывающего завода. И именно с учетом развития авиатопливного направления строилась долгосрочная стратегия развития Московского НПЗ.

В инвестпрограмме завода заложен двойной рост производства авиатоплива за счет увеличения объема переработки нефти до 12 млн тонн в год, строительства комплексной установки переработки нефти и комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля (ГК ВГО) мощностью 1,5 млн тонн с максимальной выработкой керосина.

В результате с 0,6–0,7 млн тонн керосина в год (617 тыс. тонн по итогам 2012 года) объем производства авиатоплива вырастет к 2020-му до 2 млн тонн, что будет соответствовать 31% рынка ЦФО.

Владимир Егоров,
Генеральный директор
«Газпромнефть-Аэро»
Наличие собственного топливозаправочного комплекса в одном из крупнейших аэропортов московского авиаузла расширяет возможности компании по осуществлению бесперебойных поставок авиатоплива и способствует развитию конкурентной среды. В перспективе, учитывая планы дальнейшего развития аэропорта Шереметьево, емкостный парк ТЗК может быть увеличен почти в полтора раза.