Разнонаправленная модернизация

Разнонаправленная модернизация

Обзор изменений в системе налогообложения нефтяной отрасли в 2013 году.

В 2013 году ожидаются несколько изменений налогового законодательства, которые окажут существенное влияние на бизнес нефтяных компаний. Новый порядок предоставления льготных экспортных пошлин на нефть расчистит русло для притока инвестиций, в котором, впрочем, появятся и новые камни: повышение акцизов на нефтепродукты, отмена некоторых налоговых льгот приведут к увеличению налогов

ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ

Одно из важнейших положительных для нефтяных компаний изменений вступает в силу 1 апреля. Прозрачность механизму таможенно-тарифного стимулирования освоения новых участков недр должна обеспечить новая системная методика предоставления пониженной экспортной пошлины на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти. Сейчас ставки экспортной пошлины ежемесячно устанавливаются правительством на основе мониторинга цен марки Urals на роттердамских и средиземноморских сырьевых рынках.

Новая методика предусматривает льготный порядок взимания пошлин на нефть для низкорентабельных месторождений Восточной Сибири, Ненецкого автономного округа, Каспийского моря, севера Ямало-Ненецкого автономного округа и морских акваторий. Льготными для нефтяных компаний станут и месторождения сверхвязкой нефти (более 10000 мПа × с в пластовых условиях) — для них устанавливается нулевая ставка экспортной пошлины на 10 лет, до 1 января 2023 года.

Основными критериями для получения льгот будут новизна месторождения (степень выработанности запасов менее 5%), величина начальных извлекаемых запасов нефти (не менее 10/5 млн тонн при подаче заявления до/позднее 1 января 2014 года), а также ведение раздельного учета нефти.

Кроме того, в рамках утвержденной системной методики особые формулы, применяемые при расчете пониженных ставок экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, будут закреплены нормативными актами, что позволит компаниям более точно планировать и прогнозировать сумму таможенных платежей. С введением нового порядка при цене нефти марки Urals менее $365 за тонну будет действовать нулевая пошлина. После превышения этого порогового значения пошлина будет рассчитываться по формуле 45% × (Urals — 365$/т).

Пониженная ставка экспортной пошлины будет предоставляться до достижения нормы внутренней рентабельности (IRR) проекта 16,3%, то есть Минэнерго России будет самостоятельно определять количество нефти, налогообложение по льготной ставке экспортной пошлиной которой обеспечит проекту рентабельность до достижения IRR 16,3%.

Группе «Газпром нефть» утверждение единой методики должно обеспечить рост экономической эффективности таких новых проектов, как разработка Мессояхской группы, Новопортовского, Приразломного, Тымпучиканского, Игнялинского, Куюмбинского, Вакунайского, Юрубчено-Тохомского (в пределах Терско-Камовского лицензионного участка) месторождений.

БЕЗ СТИМУЛОВ

Изменение порядка расчета ставок экспортной пошлины, несущее нефтяникам некоторое фискальное потепление, 1 июля частично уравновесит повышение ставок акцизов на высококачественные нефтепродукты. Ставки акцизов на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов вырастут в среднем на 6%. Это решение, по оценке властей, позволит увеличить сборы в бюджет, однако идет вразрез с проводившейся до последнего времени политикой стимулирования выпуска высококачественных нефтепродуктов. До сих пор ставки для бензина и дизеля высоких экологических классов только снижались — повышались акцизы на топлива 3-го класса и ниже. По расчетам специалистов «Газпром нефти», дополнительные налоговые отчисления за счет роста ставок акцизов составят за 2013–2014 годы 3,4 млрд рублей.

С 1 июля 2013 года будет расширен и перечень подакцизных товаров. Платить налог теперь придется за топливо печное бытовое, которое вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки или вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360°C.

Идея о введении нового подакцизного товара была озвучена на заседании налогового подкомитета комитета Госдумы по бюджету и налогам 6 ноября 2012 года. По оценке директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ильи Трунина, «выпуск дизельного топлива под маркировкой печного топлива является способом ухода от уплаты акциза».

Еще один «минус 2013» — отмена льготы по налогу на имущество в отношении объектов инфраструктуры. То есть с начала года повышены ставки налога на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также «сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью». До конца 2012 года для таких объектов действовал нулевой коэффициент, однако к 2018-му налоговые ставки будут постепенно расти до 1,9%. В 2013 году ставка составит 0,4%. Для «Газпром нефти» это означает не только рост налоговой нагрузки приблизительно на 200 млн рублей в 2013–2015 годах, но и рост тарифов на электроэнергию и транспортировку углеводородного сырья нефте- и газопроводами.

Чтобы частично компенсировать дополнительную нагрузку, а также для стимулирования компаний к обновлению основных фондов, из объекта обложения налогом на имущество исключено любое движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.

НЕОДНОЗНАЧНАЯ АМОРТИЗАЦИЯ

Если создание системной методики расчета экспортной пошлины на нефть и повышение акцизов — процессы, которым несложно присвоить знаки «+» и «—», то оценить эффект от изменений порядка расчета налога на прибыль организаций столь однозначно нельзя. Уточнение порядка начисления амортизации по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, — однозначно положительный момент. Теперь начисление амортизации осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, независимо от срока подачи документов на государственную регистрацию. Раньше же компании сталкивались с тем, что не могли производить амортизационные отчисления до подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию. В связи с этим возникало немало налоговых споров в судах, Минфин публиковал многочисленные разъяснения.

«Газпром нефть» до уточнения порядка начисления придерживалась консервативного подхода и рассчитывала амортизацию таких основных средств после выполнения двух условий: ввода объектов в эксплуатацию и наличия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав. Теперь до подачи документов на государственную регистрацию средства на уплату налога отвлекаться не будут. Однако пока не ясно, как будет определяться момент начала начисления амортизации по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, но документы по которым не поданы на государственную регистрацию. В то же время исключение возможности применения повышающего коэффициента (2. — СН) к основной норме амортизации в отношении основных средств, которые используются в условиях агрессивной среды и повышенной сменности с 1 января 2014 года — фактор для бизнеса негативный. Эта норма была введена в Налоговый кодекс в 2002 году и для налогоплательщика означает возможность ускоренного списания амортизации по основным средствам, использующимся в условиях Крайнего Севера, повышенной сменности оборудования (свыше двух смен), контактирующих с взрыво-, пожароопасной и токсичной средой. С 2014 года такое ускоренное списание амортизации возможно только в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2013-го.

ЛЬГОТЫ НА РАЗВИТИЕ

Изменения налогового ландшафта российской нефтяной отрасли могут быть значительно серьезнее, чем те, что уже законодательно закреплены в 2012 году, — за счет законопроектов, находящихся в разработке или на рассмотрении у парламентариев. Одна из наиболее обсуждаемых законодательных инициатив — изменение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для шельфовых проектов, месторождений с трудно извлекаемыми запасами нефти, а также продление налоговых каникул для Восточной Сибири.

Законопроект о продлении действия нулевой ставки НДПИ для новых проектов добычи нефти на территории Восточной Сибири (Республика Саха, Красноярский край, Иркутская область) сейчас готовится к рассмотрению Госдумой РФ. Согласно текущей редакции законопроекта, продление налоговых каникул предусмотрено для месторождений со степенью выработанности запасов на 1 января 2013 года не более 5%, а также при условии, что лицензия на право пользования недрами выдана до 1 января 2007-го. Срок продления налоговых каникул определен аналогично предусмотренному для территорий севернее 65-го градуса северной широты ЯНАО: на 10 лет с 1 января 2012 года или до достижения накопленного объема добычи нефти в 25 млн тонн.

Для «Газпром нефти» продление налоговых преференций для Восточной Сибири актуально по Куюмбинскому, Тымпучиканскому и Юрубчено-Тохом скому (в пределах Терско-Камовского лицензионного участка) месторождениям. Действующей редакцией Налогового кодекса для этих месторождений предусмотрена нулевая ставка НДПИ на нефть до 31 декабря 2016 года. Для проектов разработки Вакунайского и Игнялинского месторождений действуют налоговые льготы до 2022 года.

Еще одно возможное новшество — применение дополнительных понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть, характеризующих степень сложности добычи (Кд) и выработанность залежи (Кдв). В зависимости от показателя проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины нефтяной залежи, а также вязкости нефти пониженный коэффициент Кд может принимать значение от 0 до 0,8. Коэффициент Кдв устанавливается в зависимости от степени выработанности залежей. При этом на законодательном уровне предполагается закрепить порядок определения начальных извлекаемых запасов, исходя из чего можно будет устанавливать понижающие коэффициенты, учитывая накопленную добычу с начала разработки конкретного участка недр.

Инесса Яшнева,
Начальник налогового
департамента «Газпром нефти»
В конце 2012-го — начале 2013 года федеральные органы власти и бизнес-сообщество очень активно работали над модернизацией налогового законодательства. Вырабатывались варианты корректировки как специфических для нефтяной отрасли налогов и пошлин, таких как экспортная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, акциз, так и общекорпоративных налогов — налога на прибыль, на имущество.

Эта совместная работа — работа на будущее государства и с точки зрения бюджетных перспектив, и в плане развития нефтегазового сектора, обеспечивающего энергетическую и в целом экономическую безопасность страны. От активного участия в данном процессе нефтяников, и «Газпром нефти» в частности, во многом будет зависеть эффективность адаптации как новых, так и уже действующих крупнейших проектов в области добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов.