Завтрак на заправке

Завтрак на заправке

Тенденции развития российского рынка сопутствующего бизнеса
на АЗС.

Согласно стратегии, продажа сопутствующих товаров на заправках сети «Газпромнефть» должна стать эффективным розничным бизнесом

К 2020 году кафе планируется разместить на 70% станций «Газпромнефть»

Экобоксы для сбора опасных отходов — новшество санкт-петербургских АЗС «Газпром нефти»

Товары под собственными розничными брендами занимают центральное место на полках магазинов АЗС «Газпромнефть»

Фото: Евгений Уваров, Виталий Коликов, Андрей Жуков

Российские автовладельцы при выборе АЗС все больше внимания обращают на наличие дополнительных услуг — от подкачки шин и мойки до возможности снять наличные в банкомате и выпить кофе. Эксперты не предрекают скорой трансформации российских автозаправочных станций по западному шаблону в точки реализации топлива при торговых комплексах, однако очевидно, что и время станций-киосков, где не продается ничего, кроме бензина, уходит в прошлое

Текст: Юлия Неменова

Результаты регулярных опросов клиентов АЗС сети «Газпромнефть» в целом ожидаемы: главные факторы, влияющие на выбор заправки, — качество топлива и его стоимость. В то же время наличие магазина и кафе на станции важно для 47% посетителей, а среди автовладельцев с доходом выше среднего на качество инфраструктуры обращают внимание и вовсе 62% респондентов. Наличие спроса на дополнительные услуги у потребителей определяет потенциал развития сопутствующего бизнеса.

В Европе продажи нетопливных товаров составляют примерно 60% от выручки АЗС. В России ситуация иная, и различия в качестве сопутствующего сегмента связаны с историей развития топливной розницы. Магазины при российских АЗС рассматриваются как приложение к автозаправочному бизнесу, в то время как на Западе ситуация развивалась наоборот: АЗС открывались при магазинах, где кроме основного ассортимента начинали продавать топливо. Создавалась дополнительная точка притяжения клиентов — автозаправка.

ОТ БОЧКИ К ТРК

В самом начале ХХ века бензин продавался в аптеках и парфюмерно-галантерейных магазинах, куда надо было прийти за горючим товаром с ведром. Затем топливо появилось и у других торговцев. Первый специализированный магазин по продаже бензина, который можно считать первой автозаправочной станцией, открыла в 1907 году в Сиэтле компания Standard Oil of California, ныне ChevronTexaco. Каких-либо стандартов в работе или оформлении первых станций не было: они выглядели как обычные лавки, топливо продавалось из бочек, наливали его с помощью ручных насосов. Однако владельцы таких АЗС быстро поняли, что для развития бизнеса необходимо внедрять единые стандарты и расширять число предоставляемых услуг. С начала двадцатых годов на АЗС появились яркие логотипы и стандартизированное оформление. Тогда же стали устанавливать механические дозирующие колонки, а еще через десятилетие колонки стали электрическими. Интересно, что первые топливораздаточные колонки (ТРК) были оснащены циферблатом со стрелкой и отмеряли порции по 5 л топлива — таков был минимальный объем заправки. Затем появились ТРК, где цифры, показывающие объем залитого в бак топлива, вращались на роликах, а минимальный объем заправки сократился до 1 л. Сегодня минимальный объем заправки — 10 мл, поэтому нельзя залить топливо на круглую сумму — например, ровно в 1000 рублей. Колонка отмерит объем топлива, максимально приближенный к требуемому, но с шагом в 0,01 л, поэтому стоимость покупки будет не круглой — 999 рублей с копейками.

ДЕЛО ПРИВЫЧКИ

Поскольку в Европе и Америке круглосуточные магазины не так распространены, как в России, сегодня в сознании западных потребителей существует отчетливая связь между автозаправкой и возможностью приобрести основные продукты и товары первой необходимости в любое время дня и ночи. Кроме того, в большинстве западных стран маржинальность розничной реализации нефтепродуктов невысока — еще и по этому основным источником дохода для сетей АЗС стали нетопливные направления бизнеса. При этом в каждой стране есть свои особенности. Так, в Ирландии несколько десятилетий назад продавцы оборудования для общепита убедили владельцев АЗС в необходимости развития предприятий кафе и ресторанов на заправках. Сейчас многие ирландцы привыкли завтракать, обедать и даже иногда ужинать в закусочных при АЗС. Для розничной сети Asda в Великобритании автозаправка — дополнительная услуга и возможность привлечь больше посетителей к основному бизнесу — супермаркету. В странах Скандинавии, где затраты на персонал составляют значительную долю в операционных расходах АЗС, розничные операторы активно развивают возможности самообслуживания — в частности, продажу напитков с помощью автоматов. В России тоже формируются некоторые традиции — к примеру, в Петербурге клиенты привыкли наливать кофе самостоятельно, а в Москве горячие напитки чаще готовят сотрудники АЗС. В Красноярске развивается сеть заправок с крупными супермаркетами. Однако до формирования привычки заехать на АЗС поесть и за покупками российским автомобилистам еще далеко.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ

Профессионалы рынка условно делят сети АЗС в нашей стране на две группы — иностранных операторов и российские ВИНКи. К зарубежным относятся BP, Shell, Statoil, Neste, Agip, где исторически сопутствующему бизнесу уделяют больше внимания. BP считается лидером российского рынка по уровню развития питания и отдыха на дорогах — на всех, даже небольших заправках этой сети, есть магазин и как минимум экспресскафе. Среди российских операторов особого внимания заслуживает сеть ТНК, получившая опыт в сотрудничестве с BP. У другой российской сети — «Роснефть» — встречаются станции так называемого олимпийского формата: трассовые АЗС с большими магазинами и кафе. И всетаки большинство участников российского рынка развивают сопутствующий бизнес в рамках концепции быстрого обслуживания, включающего заправку топливом, а также приобретение товаров первой необходимости и еды навынос.

«Газпром нефть» разработала стратегию развития сопутствующего бизнеса, в соответствии с которой продажа сопутствующих товаров на заправках должна не только сделать сеть АЗС более привлекательной для клиентов, но и стать эффективным розничным бизнесом. По плану, к 2020 году доля продаж нетопливных товаров и услуг вырастет в несколько раз, а доход от сопутствующего бизнеса должен покрывать значительную часть операционных затрат розницы. Основания для реализации такой стратегии есть: в 2011-м выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг в сети АЗС «Газпромнефть» в России выросла на 65%, в 2012 году — еще на 49%.

ВСЕ В КАФЕ

Следуя стратегии развития сопутствующего бизнеса, в 2012 году сеть «Газпромнефть» увеличила число АЗС с магазинами на 30% — с 584 до 758. К 2020-му кафе планируется разместить на 70% станций. Экспресскафе, где можно купить еду и напитки с собой, должны работать на всех АЗС площадью более 50 кв. метров, а кафе с зоной отдыха — на всех трассовых станциях с магазином. Планируется, что кафе займут до 30% торговой площади — в зависимости от формата АЗС и ее местонахождения. Следующим шагом развития станет разработка типового, но разнообразного ассортимента, включающего закуски, салаты, напитки, выпечку, десерты. Большое внимание будет уделяться скорости обслуживания, в том числе за счет частичного самообслуживания.

ПОД СОБСТВЕННЫМ БРЕНДОМ

Одна из важных тенденций развития сопутствующего бизнеса — выпуск товаров под собственной торговой маркой и продажа их на АЗС. Такие товары становятся инструментом продвижения розничных брендов компании, которая может контролировать их качество, обеспечивать постоянное наличие в магазинах и оптимальные розничные цены. «Газпром нефть» выпускает товары под двумя собственными торговыми марками: сеть АЗС «Газпромнефть» (массовый сегмент) и бренд премиального топлива G-Drive (премиум-класс). В собственном ассортименте компании стеклоомывающие жидкости, энергетический напиток, влажные салфетки, уголь, популярный у любителей пикников. Под брендами G-Energy и Gazpromneft представлены автомобильные масла и охлаждающие жидкости.

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА

Специалисты различают более десятка основных форматов АЗС — в зависимости от их размера и с точки зрения масштабов сопутствующего бизнеса. Самые большие различия между потребностями клиентов АЗС наблюдаются в городе и на трассе. На городских АЗС посетителям наиболее важны быстрое обслуживание, наличие магазина и экспресспитания. На трассе больше различных групп посетителей — водители грузовиков, семьи с детьми, пассажиры туристических автобусов, — поэтому и потребности клиентов более разнообразны. Здесь приобретение топлива становится лишь одной из возможных целей посещения, при этом большое значение приобретают питание и отдых в кафе с посадочными местами, наличие доступа в интернет, магазина, возможности подкачать шины, долить жидкость в бачок стеклоомывателя, совершить мелкий ремонт автомобиля.

Некоторые форматы автозаправочных станций в России пока не представлены, так что возможностей для развития масса. Например, на Западе существует формат drivein station, где можно заправить автомобиль, оплатить топливо и приобрести фастфуд, не выходя из машины, или convenience centre, когда магазин при АЗС и несколько кафе различных концепций собраны под одной крышей.

Впрочем, пока эксперты в качестве основного направления развития сопутствующего бизнеса на АЗС в России — стране, где еще работает огромное количество заправок-киосков, не продающих ничего, кроме топлива, — называют увеличение количества станций с кафе и магазинами. В дальнейшем на российских заправках может увеличиться число автоматических моек, появиться пункты выдачи интернет-заказов и заказов по каталогам, точечно — станции техобслуживания, рестораны и отели — на трассовых АЗС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ