Три года в Европе

Три года в Европе

Реализация дизельного топлива на рынках крупнейших экономик Старого света

Текст: Надежда Данечек
Фото: FOTOBANK, FOTOLINK, FOTO S.A.

То, что экспорт российских нефтекомпаний в Европу ограничивается поставками сырой нефти и мазута, — достаточно распространенное мнение. «Газпром нефть» опровергает это утверждение, активно реализуя на рынках крупнейших европейских экономик высококачественное дизельное топливо.

Германия — один из крупнейших в мире потребителей и импортеров энергоресурсов. В 2012 году объем потребления составил 314 млн т.н.э. (шестое место после Китая, США, Индии, России и Японии). При этом из 95,46 млн тонн нефти, потребовавшейся Германии за год, 93,42 млн тонн было импортировано.

Что касается нефтепродуктов, то страна экспортирует бензин и мазут, закупая за рубежом авиакеросин и дизельное топливо. В 2012 году неттоимпорт дизеля достиг 6,45 млн тонн.

Ситуация объясняется стабильным спросом на этот вид топлива на фоне сокращения перерабатывающих мощностей на территории страны. По данным Kraftfahrt-Bundesamt, в 2012 году в Германии доля автомобилей с дизельным двигателем в общем объеме продаж составила порядка 48%— это на 5,3% больше, чем в 2011 году.

Рост парка дизельных автомобилей обусловлен не только их экономичностью. Власти Германии стимулируют развитие экологичных видов транспорта, в частности, снижением акцизов.

Потребность немецкой экономики в мазуте и дизельном топливе увеличивается и за счет отказа от использования атомной энергии. Правительство ФРГ решило остановить восемь атомных электростанций, суммарной мощностью 9 ГВт, а оставшиеся девять энергоблоков (12 ГВт) постепенно закрыть до конца 2022 года. При их замене газовыми и угольными электростанциями возрастет потребность в резервных топливах.

Наряду с международными нефтяными компаниями-мейджорами, такими как Shell, BP/Aral, Total, ConocoPhillips, ExxonMobil, нефтепродукты на немецкий рынок поставляют и крупные независимые дистрибуторы, в числе которых Mabanaft, DS Mineraloel и др. Среди немногих российских поставщиков нефтепродуктов в Германию и «Газпром нефть», реализующая через дочернюю компанию «Газпромнефть Трейдинг ГмбХ» (ГПНТ) высококачественное дизельное топливо ЕN 590.

МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ

Поставки дизеля с содержанием серы 10 ppm на рынок Германии ГПНТ начал в марте 2010 года. В рамках пилотного проекта через порт Гамбург местным дистрибуторам было реализовано около 10 тыс. тонн дизельного топлива производства «Славнефть-ЯНОСа». Уже летом 2010-го трейдинговое подразделение «Газпром нефти» заключило первый шестимесячный контракт на поставку дизельного топлива с одной из компаний, владеющих сетью АЗС и нефтебаз на севере Германии, к сентябрю начались регулярные продажи дизеля с арендованных емкостей в Бремене и Гамбурге. Именно эти порты вместе с морским терминалом в Норденхаме составляют основное логистическое звено в цепи поставок на рынок Германии, откуда дизтопливо транспортируется в глубь страны.

В 2012 году ГПНТ занимал 8%-ную долю в общем объеме импортных поставок низкосернистого дизельного топлива в Германию. За 2011–2012 годы компания реализовала в стране 1,1 млн тонн нефтепродукта, из которых 733 тыс. тонн пришлось на реализацию стороннего дизеля. «Стратегия компании — реализация собственной продукции в сочетании с покупками дизтоплива на рынке, — пояснил управляющий директор „Газпромнефть Трейдинга“ Виталий Вяткин.— Именно такой подход позволил нам значительно увеличить объемы продаж, укрепить рыночную позицию компании в Германии, выйти на рынки Франции, Великобритании и Австрии».

При этом, по оценке Виталия Вяткина, работа на немецком рынке одновременно с реализацией бизнес-задач также способствует развитию компании, получению важного опыта в таких направлениях, как, например, аренда емкостей, организация баржевых поставок, в том числе в ключевом регионе АРА (Амстердам—Роттердам—Антверпен). Кроме того, немецкий проект позволяет отработать схемы применения инструментов хеджирования при продажах нефтепродуктов. «Применение деривативных инструментов — неотъемлемая часть международного трейдинга, —отметил управляющий директор „Газпромнефть Трейдинг ГмбХ“. — С 2010 года в рамках проекта оптовой торговли дизельным топливом мы занимаемся хеджированием ценообразования дизтоплива при помощи фьючерсных контрактов, что позволяет минимизировать ценовые риски при работе со сторонними объемами».

СТАРОСВЕТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Европейская география деятельности ГПНТ не ограничивается только Германией. «Газпром нефть» одной из первых среди российских компаний вышла на мелкооптовый рынок крупнейших европейских экономик: после запуска немецкого проекта в 2010 году, в 2011 году ГПНТ начал работу в этом направлении во Франции и в Великобритании, а в 2013м — в Австрии. В целом с начала оптовых продаж в Европе реализовано свыше 2,6 млн тонн низкосернистого дизтоплива (с учетом сторонних объемов). Всего за 2012 год «Газпромнефть Трейдинг» реализовал на международных рынках 3,6 млн тонн дизельного топлива, в том числе около 1,4 млн тонн EN 590. ГПНТ поставляет дизель на целевые рынки Европы через порт Приморск: топливо транспортируется танкерными партиями объемом от 22 тыс. тонн в европейские порты, откуда реализуется небольшими объемами нескольким покупателям или крупным оптом через портовые емкости.

Сегодня трейдинговое подразделение «Газпром нефти» работает на основе долгосрочных контрактов более чем с десятком крупнейших европейских дистрибуторов. В 2012 году 21% поставок дизеля пришелся на Францию, 32% — на Великобританию, а самый крупный покупатель—Германия, где было реализовано 47% низкосернистого топлива.

Дизельное топливо остается крайне востребованным продуктом в Европе, поэтому в планах компании —дальнейшее наращивание объемов реализации и развитие сотрудничества с партнерами в европейских странах. «Сегодня „Газпром нефть“ в лице „ГазпромнефтьТрейдинг ГмбХ“ — стабильный, надежный поставщик, постоянно присутствующий в европейском регионе, —подвел итог Виталий Вяткин. —Дальнейшее развитие в оптовом сегменте на европейском рынке мы связываем с вхождением в логистические активы, что позволит нам укрепить свои позиции в сегменте мелкого опта. Смешивая дизельное топливо с биокомпонентами, мы сможем наладить реализацию продукта мелкими партиями конечным потребителям, что в свою очередь обеспечит долгосрочную защиту доли рынка».

В РАМКАХ АССОЦИАЦИИ

Важным этапом работы по укреплению позиции компании «Газпромнефть Трейдинг ГмбХ» на рынке Германии стало присоединение в 2011 году в качестве участника к Внешнеторговой нефтяной ассоциации Германии (Aussenhandelsverband für Mineralöl und Energie e.V.). Деятельность организации, созданной в 1960 году для взаимодействия с органами государственной власти по широкому спектру вопросов ТЭК, направлена на защиту и продвижение интересов независимых трейдинговых компаний энергетического сектора Германии. Объединяя всех крупнейших игроков нефтяного рынка Германии, ассоциация является уникальной площадкой для обмена мнениями между ее участниками. Членство в AFM + E позволяет ГПНТ поддерживать и расширять контакты с крупнейшими игроками немецкого рынка, а также быть в курсе новостей, изменений и тенденций в энергетическом секторе Германии и Европы.

ТОПЛИВНАЯ ЭКОЛОГИЯ

В рамках программы повышения экологичности автотранспорта в Европе постоянно ужесточаются требования к качеству топлива. В частности, вводятся жесткие нормы по эмиссии выхлопных газов. Особое внимание уделяется содержанию серы. В соответствии с нормативами Европейского союза, с 2009 года предельное содержание серы составляет 10 мг на кг топлива как для бензина, так и для дизельного топлива. Эти требования закреплены в 2010 году постановлением о качестве и маркировке топлива. С 2015 года допустимый уровень содержания серы в судовом топливе в зоне особого контроля за выбросами с судов (ECA) составит не более 0,1%, что приведет к замещению мазутов дизельным топливом. Также по нормам ЕС последовательно увеличивается содержание биокомпонентов в общем объеме моторного топлива: с 2% в 2005 году до 7% в 2010-м и 10% к 2015-му. С 2009 года в Германии увеличено допустимое количество биодизельного топлива в топливной смеси до 5% от объема, а с начала 2011 года на заправках Германии предлагается топливо с 10%-ным содержанием биоэтанола (Е 10).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ