Стандартная ситуация

Стандартная ситуация

Создание единого комплексного международного стандарта в сфере авиатопливообеспечения. Сотрудничество «Газпромнефть-Аэро» с IATA

Текст: Элина Синдина
Фото: Дмитрий Ловецкий, Александр Таран, Антон Уницын, Владимир Антропов, Игорь Свириз

Создание единого международного стандарта в сфере авиатопливообеспечения (АТО) — насущная необходимость. «Газпромнефть-Аэро» активно участвует в процессе его разработки, проходящим под эгидой Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Маршрутные сети крупных международных авиакомпаний охватывают десятки стран, сотни городов, расположенных на разных континентах. И во всех этих точках по крайней мере ключевые параметры обслуживания воздушных судов не должны опускаться ниже определенного уровня — достаточно высокого, учитывая сложность современной авиатехники и растущей конкуренции на рынке авиаперевозок. Это касается всех услуг — от обработки багажа до работы навигационных систем, и заправка топливом, конечно, не исключение.

Однако единого стандарта авиатопливообеспечения в мире пока нет, несмотря на то что действующие производственные стандарты в разных регионах мира имеют высокую степень идентичности. Его созданием сегодня занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), под эгидой которой созданы специальные экспертные группы, сформированные из представителей авиационных ведомств, мировых энергетических институтов, нефтяных компаний. Активно в этой работе участвует и «Газпромнефть-Аэро».

ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ

Базой для разработки единого стандарта должны стать нормативы, выработанные Международным авиационным комитетом по качеству топлива (IFQP). В состав IFQP входят более 100 инспекторов — специалистов по авиатопливообеспечению в крупнейших мировых авиакомпаниях. Ежегодно инспекционная группа проводит проверку топливозаправочных комплексов (ТЗК) во всех аэропортах, куда выполняют рейсы авиакомпании — партнеры IATA. Результаты этих проверок размещаются на официальном сайте ассоциации, изучаются иностранными авиакомпаниями, и именно на основании этих отчетов принимаются решения о сотрудничестве с топливозаправочными комплексами согласно карте полетов авиаперевозчика.

Эксперты Ассоциации воздушного транспорта подчеркивают важность ориентации единого регламента на всех участников процесса АТО: потребителей (авиакомпании) и поставщиков авиатоплива (нефтяные компании), поставщиков услуг по заправке воздушных судов (топливозаправочные комплексы, операторы по заправке воздушных судов).

Это, по мнению специалистов IATA, позволит унифицировать процессы приема, хранения и заправки реактивного авиационного топлива и за счет этого перейти на качественно новый уровень безопасности.

Рисков достаточно много. Например, если в России по большей части используется короткий логистический маршрут для доставки нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода напрямую к ТЗК, и на пути отсутствуют промежуточные терминалы, перевалочные нефтебазы, что сокращает риск ухудшения качества топлива, то европейские компании транспортируют нефтепродукты с помощью танкеров или магистральных продуктопроводов. Такие логистические схемы рассчитаны на транспортировку различных нефтепродуктов — дизельного топлива, бензина, авиакеросина, что влечет изменение показателей качества продукта. Внедрение единого стандарта качества авиатоплива и его транспортировки позволит европейским компаниям снизить риски попадания примесей в авиатопливо, повысив при этом эффективность контроля процесса его транспортировки.

Международная нормативная база также строго регламентирует состав оборудования и требования, которым должны соответствовать ТЗК. Это исключительно техника, сертифицированная ведущими энергетическими институтами Европы и США.

Постепенно гармонизируются с международными нормами и российские стандарты. Например, ГОСТ Р 52906–2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования», принятый в 2008 году, уже содержит подходы, позволяющие за счет внедрения современных автоматизированных процессов значительно повысить уровень промышленной безопасности. Примером может служить требование оснащать топливозаправщики системой «Дедман», определяющей физическое состояние оператора при заправке воздушного судна. Датчик, зажатый в руке работника, контролирует силу сжатия, при выпадении датчика из руки система автоматически прекращает процесс заправки.

В целом же система российских госстандартов в сфере АТО, использующаяся сегодня, родом из 80–90-х годов прошлого века. Самое главное, что эта устаревшая нормативная база не учитывает особенностей работы с иностранным топливозаправочным оборудованием, необходимым для обслуживания авиалайнеров иностранного производства. А таких в авиапарках отечественных авиакомпаний более половины. Кроме того, значительно расширилась и география полетов зарубежных авиаперевозчиков по территории России, большинство из них —партнеры IATA, предъявляющие высокие международные требования к авиатопливообеспечению.

Таким образом, отечественные топливозаправочные компании испытывают острую потребность в приведении в соответствие с мировыми стандартами своих производственных процессов. «Газпромнефть-Аэро», пожалуй, дальше всего в стране продвинулась на этом пути.

БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Авиатопливная дочка «Газпром нефти» начала работу на российском рынке в 2007 году. И приступала к работе на технической базе, которой в то время располагали (а нередко и до сих пор располагают) большинство отечественных аэропортов, то есть на инфраструктуре, по строенной еще в 1970–1980-х годах и эксплуатировавшейся аэропортовыми службами горюче-смазочных материалов. За прошедшие пять лет в модернизацию топливной инфраструктуры компания инвестировала более 10 млрд рублей. Эти средства пошли на реконструкцию существующих и строительство новых складов ГСМ, топливозаправочных комплексов, закупку современных аэродромных топливозаправщиков.

В 2012 году «Газпромнефть-Аэро» впервые в современной истории московского авиационного узла построила новый полностью автоматизированный топливозаправочный комплекс в аэропорту Шереметьево. ТЗК располагает самым современным высокотехнологичным оборудованием для обеспечения промышленной и экологической безопасности.

Впрочем, все топливозаправочныe комплексы компании в гражданских аэропортах России проходят ежегодную инспекцию Комитета по качеству авиационного топлива IATA. Семь ТЗК сегодня имеют наивысший статус green, позволяющий проводить заправку воздушных судов без ограничения.

Совместную работу с IATA «Газпромнефть-Аэро» начало практически сразу после образования — в 2008 году, сразу же став членом и стратегическим партнером ассоциации. Именно внедрение международных стандартов авиатопливообеспечения на всех предприятиях компании стало основным направлением сотрудничества. Международные стандарты АТО легли в основу технической политики «Газпромнефть-Аэро». Этот корпоративный документ стал первым в практике российских топливозаправочных компаний гармонизированным комплексом международных и российских требований. Особое внимание в нем уделяется трем основным базисам любого производственного предприятия: подготовке персонала, комплектации оборудования и обеспечению контрольно-регистрационной документации.

Одной из первых площадок, где были внедрены новые бизнес-процессы, стал топливозаправочный комплекс «Газпромнефть-Аэро» в новосибирском аэропорту Толмачево.

После комплексной модернизации производства, переобучения технического персонала и оптимизации производственных стандартов этот ТЗК получил статус тренинг-площадки IATA. Здесь ежегодно обучаются специалисты по авиатопливообеспечению, представляющие нефтяные компании, авиакомпании, аэропорты, поставщиков авиационного топлива со всего мира, а в качестве преподавателей выступают специалисты объединенной группы по качеству авиатоплива IFQP. Для проведения таких тренингов ассоциация сертифицировала всего четыре площадки в мире. Центры подготовки помимо Новосибирска располагаются в аэропортах Греции (Eleftherios Venizelos), ОАЭ (Abu Dhabi International) и Бельгии (Brussels Airport). Для Восточной Европы это вообще уникальный проект.

«Успех обучения и растущий интерес российских и иностранных экспертов в области АТО к тренингам на базе „Газпромнефть-Аэро“ обусловлен в первую очередь повышенным вниманием к российскому рынку авиаперевозок, — отметил представитель IFQP Питер Вестфаль. — Все участники тренинга — технические специалисты, их совместная работа направлена на общий результат, при котором международные нормы топливообеспечения будут работать по всему миру».

Сотрудничество с IATA приносит и вполне ощутимый коммерческий эффект. В числе партнеров ассоциации — более 250 авиакомпаний из 134 стран. После визитов специалистов авиаперевозчиков в ходе инспекций IATA на предприятия «Газпромнефть-Аэро» компании, которые они представляли, не раз в дальнейшем принимали решение о сотрудничестве именно с оператором авиатопливного бизнеса «Газпром нефти». Яркий и совсем недавний пример — соглашение, подписанное «Газпромнефть-Аэро» с американской авиакомпанией Omni Air International в сентябре 2013 года, ставшее результатом успешной инспекции производственной деятельности ТЗК «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» (аэропорт Манас, Бишкек). С началом заправки рейсов OAI киргизская дочка «Газпромнефть-Аэро» увеличила свою долю на рынке авиатопливообеспечения Манаса до 90%.

В целом статус партнера Международной ассоциации воздушного транспорта— визитная карточка компании за рубежом, во многом благодаря этому в числе клиентов российской компании сегодня крупнейшие операторы мирового рынка авиаперевозок, такие как Emirates, Thai Airways, Swiss Air, Austrian Airlines, Vueling, Yangtze River Express, Turkish Airlines и др.

КАДРОВОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Конечно, «Газпромнефть-Аэро» не единственная отечественная компания в отрасли, строящая свою работу на базе международных принципов топливообеспечения. Сегодня топливозаправочными комплексами крупнейших российских аэропортов управляют нефтяные компании, и их перевооружение ведется в соответствии с международными требованиями. При всех плюсах, это порождает достаточно глобальную проблему — нехватку специалистов, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании. Для ее решения в 2011 году «Газпромнефть-Аэро» заключила соглашение о сотрудничестве с Ульяновским высшим авиационным училищем, врамках которого ведется обучение по специальностям «начальник смены», «начальник склада ГСМ», «авиатехник по ГСМ». Для проведения занятий «Газпромнефть-Аэро» оборудовала специальный класс, оснащенный современной техникой. Образовательные программы и дистанционные обучающие курсы разработаны сотрудниками компании совместно со специалистами УВАУГА.

Помимо этого, на всех предприятиях «Газпромнефть-Аэро» регулярно проводится техническое обучение, а в рамках ежегодных международных тренингов по авиатопливообеспечению, организованных совместно с IATA, квалификацию повышают топ-менеджеры предприятий группы.

Контроль качества подготовки специалистов АТО — еще одно направление, требующее разработки единого отраслевого стандарта. Его появление позволит унифицировать этот процесс.

Кстати об унификации. ТЗК на военных аэродромах, где работает «Газпром нефть», после строительства новых топливозаправочных комплексов к 2016 году по уровню оснащения не будут уступать гражданским. И работа здесь будет вестись по тем же самым международным стандартам.

Ирина Дайнеко,
первый заместитель
генерального директора
«Газпромнефть-Аэро»
Развивая свой бизнес, мы прекрасно осознаем, что все технологические процессы должны соответствовать мировым производственным стандартам. Наша компания работает на западном оборудовании, или его российских аналогах, алгоритм эксплуатации которого подчиняется международным требованиям. Любая производственная ошибка может стать причиной серьезных финансовых потерь для компании и даже привести к утрате оборудования. Российские государственные нормативные документы в области АТО не содержат описания технологий работы с современной иностранной техникой и требований к проведению испытаний нового оборудования. Поэтому мы обращаемся к международным практикам и руководствуемся нормативами IATA.

IATA

Международная ассоциация воздушного транспорта была организована 28 августа 1919 года в Гааге (Нидерланды) как союз авиакомпаний под именем International Air Traffic Association. Ее целью была организация безопасных, регулярных и рентабельных воздушных перевозок людей и грузов, а также содействие совместной работе всех участвующих в международных воздушных перевозках предприятий. Прекратила свое существование во время Второй мировой войны. Преемницей стала созданная в апреле 1945 года в Гаване (Куба) International Air Transport Association. Сегодня членами ассоциации являются около 300 авиакомпаний, которые осуществляют более 90% всех международных рейсов.