Новые ориентиры

Новые ориентиры

Стратегия развития «Газпром нефти»-2025: ключевые цели и показатели для всех направлений деятельности, прогнозы роста, приоритетные задачи и пути их решения



Около 10 млн тонн добычи в год в стратегической перспективе должны приносить компании первые активы на арктическом шельфе

95% — глубина переработки, заложенная в стратегии, будет достигаться за счет масштабной модернизации производств НПЗ компании

Не менее 85% продукции российских НПЗ компании должны реализовываться к 2025 году через собственную сбытовую сеть

Фото: Максим Авдеев, Александр Таран, Владимир Антропов, Евгений Уваров

Система цифр 100-70-40 уже более трех лет остается главным стратегическим ориентиром «Газпром нефти»: к 2020 году компания должна добывать 100 млн тонн нефтяного эквивалента, перерабатывать 70 млн тонн и реализовывать через премиальные каналы 40 млн тонн нефтепродуктов. По оценке экспертов, в следующие за 2020-м пять лет ключевыми факторами конкурентоспособности будут эффективность и технологичность бизнеса.

Текст: Игорь Свириз

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ

Опорный показатель, во многом определяющий цели всех остальных бизнес-направлений вертикально интегрированных нефтяных компаний, — объем добычи. Планируется, что, достигнув показателя в 100 млн тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте (тонн н.э.) к 2020 году, компания сохранит добычу на этом уровне и на протяжении следующих пяти лет.

Более трети из этого объема должны будут обеспечивать вводимые в разработку активы компании на севере ЯНАО: Новопортовское месторождение, Мессояхская группа, активы «СеверЭнергии». В период с 2020 по 2025 год эти месторождения, согласно существующим планам разработки, уже пройдут пик добычи, однако вероятность дополнительных открытий в этом регионе достаточно высока: разведанные и оцененные нефтяные запасы в нераспределенном фонде (С1 + С2) составляют более 1 млрд тонн, прогнозные ресурсы (D) — приблизительно 4 млрд тонн. Созданный к тому моменту новый кластер добычи в новом стратегическом регионе позволит эффективно вводить в разработку эти запасы.

Еще одна стратегическая для «Газпром нефти» территория — арктический шельф. Управление существующими морскими проектами — освоения Приразломного и более сложного с геологической и технологической точек зрения Долгинского месторождения — станет для компании фундаментом для выхода на роль лидера в освоении морских арктических проектов, при этом, по предварительной оценке, принося компании к 2025 году порядка 10 млн тонн добычи в год. Направления действия определены, однако даже при условии появления новых активов и успешных геологоразведочных работ добыча на них начнется, скорее всего, за границей 2025 года. А вот вовлечение в разработку нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов — как раз стратегический ресурс планового периода. И здесь есть несколько основных направлений.

В «Газпром нефти» уже сформирована программа научно-технических и опытно-промышленных работ по вовлечению нетрадиционных запасов баженовской свиты на Пальяновской площади Красноленинского месторождения «Газпромнефть-Хантоса» и на Верхнесалымском месторождении «Салым Петролеум Девелопмента». При успехе реализация этих проектов в синергии с разработкой объектов, которые сейчас находятся в нераспределенном фонде, может приносить «Газпром нефти» к 2020–2022 годам еще почти 10 млн тонн нефти ежегодно. Но что гораздо важнее — эта деятельность поможет дать старт освоению колоссальных запасов баженовской свиты и выявить эффективные подходы к разработке залежей сланцевой нефти.

Следующим этапом должна стать интенсификация работ по другим типам нетрадиционных запасов: ачимовской и тюменской свит, палеозойских карбонатов, фроловских сланцев.

Порядка 10 млн тонн ежегодной добычи может обеспечить текущий портфель зарубежных активов — в первую очередь речь идет о нефти из Ирака и Венесуэлы.

Процент выработанности запасов традиционных месторождений компании растет, однако поиск новых ресурсов на существующих площадях, вовлечение в разработку ТРИЗов и применение эффективных ГТМ несколько замедляют падение и позволяют держать планку на уровне 40 млн тонн.

Таким образом работа в сегменте разведки и добычи сводится к нескольким стратегическим задачам: максимизации рентабельного извлечения остаточных запасов на текущей ресурсной базе; завоеванию лидирующей позиции на севере ЯНАО по добыче жидких углеводородов; закреплению позиции на арктическом шельфе на базе опыта реализации текущих проектов; созданию центров роста на основе нетрадиционных запасов за счет развития прорывных технологий; подготовке новых центров добычи для поддержания добычи в РФ за чертой 2020 года и консолидации усилий и компетенций для активного развития за рубежом.

В ГЛУБИНУ

Цель для сегмента переработки, обозначавшаяся в «Стратегии-2020», в планах до 2025 года практически не изменилась с количественной точки зрения, но более акцентированно разделена по географии: 40 млн тонн на российских предприятиях и 30 млн тонн за рубежом. При этом в числе важнейших стратегических целей обозначено достижение на НПЗ в России 77%-ного показателя выхода светлых продуктов и 95%-ной глубины переработки.

Во многом концентрация внимания на показателях эффективности объясняется проектами государства в сфере экономической политики.

Планируемое с 2015 года увеличение пошлины на темные нефтепродукты с 66 до 100% от пошлин на нефть снизит стоимость мазутов и повысит экономическую эффективность инвестиций в их глубокую переработку.

Соответственно, первоочередной становится реализация проектов строительства установок переработки мазутов в светлые нефтепродукты параллельно с развитием производства масел и поиском привлекательных возможностей в нефтехимии.

На Омском НПЗ «Газпром нефти» решение этих задач будет обеспечивать ввод комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля (ВГО), обеспеченного сырьем за счет пуска новой установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, строительства установки коксования и организации производства масел II и III групп.

На Московском НПЗ несколько иной набор, обусловленный как условиями работы предприятия, так и разницей в потребностях столичного и сибирского рынков. Помимо строительства АВТ и комплекса гидрокрекинга ВГО в технологическую цепь планируется включить каталитический риформинг (CCR) и гидроочистку дизтоплива. Вместо технологии замедленного коксования на МНПЗ будут использоваться флексикокинг (процесс переработки гудрона на фракции, пригодные к повторной переработке) и флексигаз (который может выступать в качестве топлива для собственного энергоблока завода).

На ЯНОСе росту показателей выхода светлых и глубины переработки будут способствовать появление комплекса глубокой переработки ВГО, остатков и облагораживания бензинов и производство масел II и III групп.

К 2020 году равно высокого технологического уровня достигнут практически все крупные российские НПЗ, поэтому на первый план в конкурентной борьбе выйдет их операционная эффективность. Этому же будет способствовать и модернизация налоговой системы, предполагающая постепенное уменьшение экспортных пошлин на нефть и, соответственно, снижающая маржинальность переработки. Подход к управлению операционной эффективностью по целям сформирован в «Газпром нефти» для каждого из заводов. Основной фокус — на повышение эксплуатационной готовности, энергоэффективности, автоматизации, на сокращение безвозвратных потерь и оптимизацию технологического процесса.

Что касается развития переработки за пределами России, пока представленной только сербскими и белорусскими предприятиями, то активность здесь будет определяться в первую очередь наличием на рынке привлекательных объектов с потенциалом создания добавочной стоимости.

Приоритетные регионы для поиска активов выбраны — это Европа, с высокой емкостью внутреннего рынка и свободным ценообразованием по импортному паритету, и Юго-Восточная Азия, характеризующаяся быстрыми темпами роста спроса на нефтепродукты и наличием государственных гарантий окупаемости новых инвестиций.

СБЫТОВАЯ ДОЛЯ

Цифру 40 в формуле 100-70-40, описывающей соотношение количественных показателей трех бизнес-направлений деятельности «Газпром нефти» в «Стратегии-2020», в целях компании до 2025 года сменило число 85. Теперь задача формулируется не в абсолютных цифрах, а обозначает минимальную долю продукции собственных российских НПЗ, реализуемой через собственные же высокомаржинальные каналы сбыта. Соответственно, стратегия развития сбытовых сегментов компании синхронизирована с планами модернизации НПЗ. Впрочем, объемные плановые показатели также подверглись серьезной корректировке — в первую очередь в связи с гораздо более высокими темпами развития, чем предполагалось при разработке «Стратегии-2020».

Так, объем розничных продаж компании в России и странах СНГ в 2012 году составил 7,4 млн тонн, что на 63% больше, чем планировалось. Соответственно, и в скорректированной стратегии заложен более высокий показатель. То же касается и средней про качки через одну АЗС (+115% в 2012-м к планам от 2009 года).

В других сбытовых сегментах стратегические планы не пересматривались, однако в пятилетку, последующую за 2020 годом, положение сбытовых бизнес-единиц «Газпром нефти» на рынках должно заметно укрепиться.

Реализация авиатоплива с 2,7 млн тонн в 2012 году должна вырасти к 2020-му до 5 млн тонн, а к 2025-му — до 5,3 млн тонн, причем основной объем топлива будет реализовываться с собственных ТЗК, а сбытовая сеть расширится до 220 аэропортов в мире. Эти планы основаны на долгосрочном прогнозе рынков авиаперевозок и, как следствие, реализации авиатоплива. По оценкам экспертов, потребление авиационного топлива в мире к 2025 году увеличится на 46% относительно сегодняшних объемов — до 374 млн тонн, при этом в Европе объем продаж вырастет на 11%, а темпы развития в России и СНГ будут выше рынка на 56 и 58% соответственно.

Объем реализации бункерного топлива к 2025 году должен достигнуть 8,2 млн тонн (2,8 млн тонн в 2012 году, 7 млн тонн по «Стратегии-2020»). Планируется, что к 2025 году в состав терминальной сети «Газпромнефть Марин Бункера» войдут семь объектов, а флот предполагается увеличить до 20 судов, пять из которых будут приобретены как раз в период с 2020 до 2025 год.

Объем реализации битумных материалов должен достигнуть в 2025 году 2,7 млн тонн (1,5 и 2,1 млн тонн в 2012 и 2020 году соответственно). Объем реализации масел в 2025 году должен сохраниться примерно на уровне 2020 года (0,63 млн тонн, сейчас 0,44 млн тонн), однако кардинально изменится продуктовая корзина. По прогнозам аналитиков, до 2025-го потребление масел в России вырастет на треть — в первую очередь увеличится спрос на высокотехнологичную продукцию, а потребление фасованных масел вырастет почти на 50%. Поэтому если в 2012 году компания «Газпромнефть — смазочные материалы» реализовала 0,14 млн тонн фасованных масел, то планы на 2020-й — 0,29 млн тонн, а на 2025-й — 0,33 млн тонн, то есть более половины от общего объема.

Таким образом через собственные сбытовые каналы, по сегодняшним расчетам, будут реализовываться порядка 37 млн тонн нефтепродуктов, а это даже не 85, а более 90% от плановых 40 млн тонн российской переработки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ