Все в сеть

«Газпром нефть» разрабатывает концепцию создания единого телекоммуникационного пространства, объединяющего в компании все каналы связи и передачи информации. Это позволит решить целый комплекс бизнес-задач — от сокращения расходов на инфотелеком до повышения уровня информационной безопасности.

Текст: София Зорина

БАЗИСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Сегодня «Газпром нефть» объединяет более ста организаций. Все они подключены к корпоративной сети передачи данных (КСПД) и имеют доступ к различным информационным ресурсам корпорации. При этом подключения в подразделениях компании осуществляются с помощью самых разных средств связи, таких как волоконная оптика, медные кабели, радиорелейные линии, каналы радио, Ethernet. Отдельный сегмент КСПД создан для подключения АЗС*. Каналы для передачи данных предоставляются в аренду как федеральными операторами, так и местными провайдерами, что не позволяет обеспечить сквозное соблюдение качества услуг.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Что касается других телекоммуникаций, в частности телефонии, то здесь в свою очередь существует значительное технологическое неравенство: в некоторых подразделениях внедрены самые современные технологии, а в ряде других используется устаревшее оборудование и уровень предоставляемых услуг оставляет желать лучшего.

Таким образом в настоящее время корпоративная сеть передачи данных — это разрозненные фрагменты, которые не имеют единой системы управления и обслуживаются разными по техническому уровню операторами. При этом не существует и единой политики технического развития, что приводит к телекоммуникационному неравенству среди дочерних предприятий. Одно из следствий такого неравенства — невозможность интегрироваться в корпоративную сеть из-за местных особенностей. Например, для транкинговой** радиосвязи применяется оборудование различных вендоров, протоколы которых не всегда стандартизованы, что не позволяет создать единый справочник абонентов и внедрить вызов с автоматизированного рабочего места, а также обеспечить мобильность абонентов.

Проблемы есть не только с общей организацией КСПД, но также с выбором и контролем работы провайдеров (операторов). Отсутствие централизованного подхода не позволяет организовать систему регулярного мониторинга качества предоставляемых услуг и контроля объемов предоставляемых сервисов, что приводит к росту издержек на непроизводительные расходы. Нет регламента, который определял бы условия выбора провайдеров и меру их ответственности за нарушение соглашений о качестве обслуживания. И самое главное — нет стандартов подключения услуг и единых тарифных планов на обслуживание, что значительно увеличивает затраты на телекоммуникации.

Наконец, автономность дочерних предприятий при выборе операторов связи и поставщиков оборудования не способствует повышению уровня информационной безопасности в компании. В частности,нестабильность работы некоторого оборудования на объектах приводит к значительному риску остановки сервисов. А отсутствие решений по подключению зарубежных активов не позволяет обеспечить должную конфиденциальность информационного взаимодействия с ними. Таким образом, несмотря на то что телекоммуникационная инфраструктура компании постоянно модернизируется, существует ряд базисных проблем, решение которых требует принципиально нового подхода.

КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВСЕ

Существующие проблемы привели к решению объединить все телекоммуникации под единым управлением, стандартизировать процессы и уровень качества сервисов в периметре всей компании, создать единую технологическую базу, которая позволила бы в дальнейшем равномерно развивать IT-сервисы в любом подразделении. То есть речь идет о формировании единого телекоммуникационного пространства (ЕТП).

Предполагается, что управлять работой ЕТП будет специально организованная структура-оператор, а для конечного потребителя создадут единое окно, через которое получать телекоммуникационные услуги смогут дочерние предприятия из любого региона присутствия компании. В этом случае именно оператор будет закупать каналы связи у сторонних провайдеров, подключать новые подразделения «Газпром нефти » и отвечать за качество услуг.

Таким образом станет возможным консолидировать все разрозненные телекоммуникации компании; внедрить унифицированный каталог услуг и унифицированные же тарифы на эти услуги; оптимизировать состав и качество услуг, предоставляемых внешними провайдерами; организовать систему автоматизации процессов управления и оказания услуг ( портал самообслуживания, управление заказами, активацию сервисов, биллинг, учет ресурсов и прочее); обеспечивать информационную безопасность ЕТП и внедрять новые сервисы.

В конечном итоге единое телекоммуникационное пространство должно обеспечивать потребителей всеми необходимыми сервисами независимо от того, какие каналы связи или технологии используются. При этом все решения должны легко масштабироваться на любое количество пользователей, а гибкость системы — позволять встраивать в нее новые технологии и продукты, столь стремительно появляющиеся на рынке.

В разработанной концепции будущего единого телекоммуникационного пространства предложено несколько сценариев создания оператора ЕТП. Эту функцию могут выполнять одно из подразделений компании, дочернее предприятие или внешний подрядчик.

ОПЦИИ ДЛЯ ВСЕХ

Преимущества,которые получит «Газпром нефть » от внедрения единого телекоммуникационного пространства, можно разделить на три группы. Во-первых, это бизнес-показатели. За счет централизации оптовых закупок каналов связи, оптимизации инфраструктуры экономятся средства. Повышение качества инфокоммуникационных услуг напрямую скажется на эффективности основной деятельности подразделений «Газпром нефти». При этом появляется возможность высвободить целые подразделения, которые сейчас занимаются организацией инфокоммуникационных услуг в компании. А если вспомнить о концепции одного окна, то можно сказать, что для всех подразделений компании, особенно новых, вопрос подключения к телекоммуникациям будет сводиться к минимуму временных и финансовых затрат, — все проблемы лягут на плечи оператора ЕТП.

Вторая группа — технические преимущества. За счет внедрения системы активного мониторинга повышается качество предоставляемых услуг; масштабируемость и адаптивность оборудования должны обеспечить сохранность капиталовложений при наращивании количества абонентов. Если говорить о конкретных достоинствах ЕТП, которые сможет почувствовать каждый сотрудник, то главным образом речь идет о новых услугах — электронной адресной книге с прямым вызовом, индикаторах статуса абонента и обмене быстрыми сообщениями, мобильности и самоуправлении профилями и услугами, видеотелефонии, возможности организовывать интегрированные аудио- и веб-конференции, селекторные совещания. Эти опции станут доступны всем пользователям в результате создания единой корпоративной телефонной сети.

И, наконец, создание ЕТП позволит полностью обеспечить соблюдение требований информационной безопасности, что крайне важно в условиях возрастающей конкуренции и стабильного роста компании.

* К отдельному сегменту корпоративной сети передачи данных подключены 1039 станций, из них по наземным каналам связи — 50 АЗС на северо-западе и около 50 — в других регионах, все остальные объекты сети используют радиоканалы. 694 автозаправки располагают еще и резервными каналами 3G (2G), работающими со скоростью до 4 Мбит/с.

** Транкинговая подвижная радиосвязь (от англ. trunking — «предоставление свободных каналов», trunk — «магистральная линия связи») — система двусторонней подвижной радиосвязи, которая использует диапазон ультракоротких волн.

ЕТП НА ГОССЛУЖБЕ

Примером успешного построения единого телекоммуникационного пространства может служить единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, создавать которую начали еще в 2002 году.

Это позволило:

  • организовать скоординированное, централизованное ведение и использование баз данных общегородских автоматизированных информационных систем;
  • обеспечить соблюдение требований информационной безопасности;
  • объединить городские службы и организации в единую информационную систему для их оперативного взаимодействия на основе современных информационных технологий как в повседневной деятельности, так и при возникновении экстремальных ситуаций;
  • объединить исполнительные органы государственной власти и подведомственные им учреждения в единую телефонную сеть, что позволило снизить их зависимость от услуг сторонних операторов связи, а также сократить расходы на оплату услуг, арендуемых линий и каналов связи;
  • организовать широкополосные высокоскоростные каналы доступа в интернет для образовательных учреждений города.

В настоящий момент к ЕМТС подключены более 2 тыс. исполнительных органов государственной власти, подведомственных учреждений и городских объектов.

ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

В конце 90-х годов прошлого века в концерне Siemens пришли к пониманию необходимости принципиальных преобразований IT-инфраструктуры. На тот момент различные подразделения компании самостоятельно управляли оказываемыми им IT-услугами, включая телекоммуникационные. Это приводило к неэффективным затратам, невозможности полноценного контроля за качеством услуг и их целенаправленного развития.

В результате ряда преобразований была создана дочерняя компания — эксклюзивный поставщик IT-услуг для всего концерна. Это позволило консолидировать IT-инфраструктуру и сконцентрировать отношения с внешними поставщиками услуг в одних руках, обеспечить гарантированное качество сервиса и повысить прозрачность соответствующих процессов.

Одновременно дочерняя компания оказывала телекоммуникационные услуги и внешним клиентам, получая до 75% выручки от внешних заказчиков.

Следующим этапом преобразований стало планомерное снижение затрат на IT-услуги для концерна. Этого удалось достичь за счет дальнейшей стандартизации и оптимизации обслуживания. На заключительном этапе состоялась передача всего направления IT-обслуживания стратегическому партнеру — компании Atos, миноритарный пакет в которой принадлежит концерну Siemens, что обеспечивает необходимый уровень контроля над оказываемыми услугами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ