Выход в море

Рынок судовых масел: планы развития сегмента компанией «Газпромнефть — смазочные материалы»

Порт Мурманска — одна из ключевых точек Северного морского пути, что определяет его привлекательность для производителей судового масла



Для обеспечения комплексного предложения владельцу cудов производители смазочных материалов должны иметь в линейке весь ассортимент основных и вспомогательных масел







Фото: ИТАР-ТАСС, Евгений Уваров

На российском рынке судовых масел все большее влияние обретают специализированные подразделения крупных нефтяных компаний. Это вполне объяснимо: для успеха в конкурентной борьбе необходимо обладать собственным производственным ресурсом, возможностью оперативно реагировать на изменения в конъюнктуре и оказывать весь спектр услуг, в которых нуждаются судовладельцы.

Текст: Ольга Царькова

Ежегодно в мире потребляется более 3 млн тонн судовых масел, около 80% из которых производят всего пять компаний — Shell, ExxonMobil, BP/ Сastrol, Chevron и Total. Российский рынок, несмотря на его географические масштабы — страна омывается 12 морями, имеет выход к трем океанам, обладает обширной сетью внутренних водных путей, — это около 2,5% мирового. Здесь свои правила: основные игроки внутреннего рынка — специализированные подразделения крупных отечественных вертикально интегрированных нефтяных компаний («Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, «Роснефти»). Заметную роль на внутреннем рынке играют и региональные компании, аффилированные с портами. Достаточно сильны позиции на российском рынке и у мировых лидеров — для продвижения на нем они часто используют российских партнеров. Например, Новокуйбышевский завод масел и присадок, входящий в структуру «Роснефти», с апреля нынешнего года производит судовые моторные масла под брендом Castrol, принадлежащим BP. Часть продукции компания импортирует из Бельгии. Производством и реализацией судовых масел концерн занимается через дочернюю компанию «Балтик Петролеум». «Газпром нефть» вышла на рынок судовых масел также в партнерстве с одной из компаний большой пятерки — подписав в марте 2012 года лицензионное соглашение о начале производства судовых масел под брендом Texaco.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ГЕОГРАФИЯ

За год работы на бункеровочном рынке компании «Газпромнефть — смазочные материалы» (ГПН-СМ) удалось удвоить объем продаж. Это стало результатом активного расширения географии деятельности компании. Сегодня ГПН-СМ занимаются бункеровкой во всех крупных портах России — Санкт-Петербурге, Приморске, Мурманске, Архангельске, Туапсе, Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Холмске. Компания также прорабатывает возможности выхода в порты Астрахани, Выборга, Тамани, Сочи, начинает осваивать зарубежные рынки — Казахстана, Азербайджана и стран Балтии. Впрочем, что касается Прибалтики, то здесь стоит говорить уже не о выходе, а об укреплении позиций. С 2013 года фасованная и наливная продукция поставляется в порты Таллина, Риги, Клайпеды в рамках соглашений с крупнейшими операторами региона — эстонскими Nord Oil Marketing, Vista Shipping, Amisco и Norfos, проведена пробная поставка в Lubtek для снабжения паромов Tallink. В компании говорят о серьезных перспективах этого направления, оценивая примерный объем рынка Прибалтики в 1 тыс. тонн ежегодно. По словам директора филиала ГПН-СМ в Санкт-Петербурге Романа Мирошниченко, в течение ближайших двух лет компания планирует занять порядка 50% прибалтийского рынка судовых масел.

Еще одно привлекательное направление — обслуживание судов, проходящих через северные моря по Северному морскому пути, соединяющему Азию с Европой. Ввоз топлива, оборудования, продовольствия и вывоз леса, природных ископаемых ведутся через порты крупных сибирских рек и арктического побережья северных морей. В порту Мурманска — одной из ключевых точек этой трансконтинентальной водной магистрали — ГПН-СМ занимает уже достаточно прочные позиции. Под прогнозируемый рост объемов поставок, связанный с выходом на новые причалы, планируется приобретение масловоза, помимо этого модернизируется резервуарный парк хранения масла.

Активно развивается компания и на северо-западе России: «Газпромнефть — смазочные материалы» стали первым и пока единственным оператором, предлагающим услугу бункеровки судовыми маслами в порту Приморска. Это конечное звено Балтийской трубопроводной системы и нефтепродуктопроводной системы проекта «Север», самый крупный порт по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России: порт ориентирован на транспортировку сырой нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и УралоПоволжья и дизельного топлива с Ярославского, Рязанского и Нижегородского НПЗ. По предварительным оценкам, за счет выхода в Приморск ГПН-СМ в целом могут увеличить объем продаж судовых масел на 30%.

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Перспективных направлений много, однако и препятствий для развития бизнеса на рынке судовых смазочных материалов достаточно. В частности, определенные сложности связаны с процессом обновления флотов, технологическим развитием двигателестроения: экологичность судовых силовых установок повышается, а объем потребления масел, напротив, снижается.

Что касается экологии, то сегодня очевидна тенденция к снижению уровня содержания серы в судовых топливах. Ведущую роль в определении качества бункерного топлива играет Международная морская организация и приложение VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78 за счет ограничения выбросов продуктов сгорания в атмосферу. В нем указаны морские бассейны и районы, где в первую очередь контролируется выброс вредных веществ и установлены ограничения на содержание серы в судовом топливе — не более 1,5%. Например, с июля 2010 года подобные ограничения введены для акваторий Балтийского и Северного морей.

Для России это пока не система, тем не менее в ассортименте ГПН-СМ уже появилось новое высокотехнологичное цилиндровое масло, позволяющее работать как с низкосернистыми топливами, так и с обычными — Taro Special HT 55. Перспектива продукта — в его универсальности. Низкосернистое топливо и специализированное цилиндровое масло для «зеленых» двигателей гораздо дороже обычных. Поэтому суда заправляются ими только там, где действуют ограничения, — в других регионах исполь зуя более дешевые продукты. Taro Special HT 55 может работать и с тем и с другим видом топлива, за счет чего судовладельцы получают возможность сэкономить на затратах на покупку и хранение различных видов масел.

То есть конкурентные преимущества создаются, в том числе, за счет расширения ассортимента смазочных материалов. Основной объем потребления масла, конечно, приходится на главный двигатель, в зависимости от типа и нагруженности которого выбираются схемы смазки. Главную двигательную установку, как правило, дополняют вспомогательные двигатели. Обслуживать необходимо и различное оборудование — кран-балки, механизмы открытия и закрытия трюмов, лебедочные механизмы. Для обеспечения комплексного предложения судовладельцу производители смазочных материалов должны иметь в линейке весь ассортимент основных и вспомогательных масел. Сегодня ассортимент компании ГПН-СМ включает гидравлические, компрессорные и турбинные масла, охлаждающие жидкости, а также специализированные смазки для морского и речного транспорта и способен удовлетворить потребности в смазочных материалах любого судовладельца.

Однако в «Газпром нефти» решили, что альянс с крупным мировым игроком на рынке судовых масел — всего лишь начало реализации глобальной стратегии выхода на мировой рынок с линейкой масел под собственным брендом. Компания в ближайшие несколько лет планирует разработать собственную премиальную линейку масел для систем водного транспорта. Это достаточно долгий путь: необходимо разработать рецептуру масел, провести испытания у производителей судовых двигателей, чтобы получить одобрения, позаботиться о возможности производства продукта в районах основного потребления, выстроить глобальную сеть снабжения, позволяющую обслужить судно клиента в любом из крупных портов. Компания сейчас занимается разработкой стратегии развития судового сегмента, за счет ее реализации в ГПН-СМ планируют войти в число мировых лидеров бизнеса судовых масел и обеспечивать поставки продукции более чем в 600 портов мира. Сегодня компания закладывает фундамент для этого, развивая дополнительные сервисы, выходя на новые причалы, строя логистические схемы, позволяющие, сократив расходы, предлагать клиентам высококачественную продукцию по выгодным ценам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ