Большие маневры

Большие маневры

Очередные изменения в принципах налогообложения нефтяной отрасли





Иллюстрации: Дмитрий Коротченко

Правительство ликвидирует бюджетный дефицит за счет повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. По оценке экспертов и самих нефтяников, новый налоговый маневр может привести к снижению уровня добычи нефти в стране и изменить программы переработки нефтяных компаний.

Текст: Евгений Третьяков, Екатерина Епрынцева, Антон Подвинцев

В российской нефтегазовой отрасли очеред‑ ные налоговые маневры. В начале октя‑ бря подписан закон, который предусма‑ тривает повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ на нефть) и сни‑ жение экспортной пошлины на сырую нефть в 2014–2016 годах. Правительство не скрыва‑ ет, что с помощью этого шага планирует собрать с нефтяных компаний больше денег в федераль‑ ный бюджет. Инициатором нововведений высту‑ пило Министерство финансов, стремящееся сократить дефицит госказны. По словам главы ведомства Антона Силуанова, дополнительные доходы бюджета от налогового маневра за три года составят 174 млрд рублей: 35 млрд рублей в 2014‑м, в 2015‑м — 67 млрд рублей, в 2016‑м — 72 млрд рублей.

ИСКУССТВЕННЫЙ ДЕФИЦИТ

Федеральный бюджет наполовину формируется за счет сборов с добычи и экспорта углеводород‑ ного сырья, и налоговая нагрузка на отрасль повы‑ шается практически ежегодно. Дополнительные суммы налоговых платежей пойдут прежде всего на выполнение правительством постоянно расту‑ щих социальных обязательств перед населением.

Сегодня в России сложилась уникальная ситуация — по выражению первого зампреда бюджетного комитета Госдумы Оксаны Дмитриевой, «мы имеем дефицитно-профицитный бюджет». Дело в том, что с 2013 года в стране действует так называемое «бюджетное правило», которое подразумевает формирование доходов госказны из расчета средней цены на нефть за предыдущие несколько лет (сейчас средняя берется за 5 лет, в дальнейшем этот период доведут до 10 лет) и направление части доходов от экспорта углеводородов в Резервный фонд, пока он не достигнет размера в 7% ВВП. На практике это означает преднамеренное ограничение доходов бюджета. В 2014-м прогнозируемая Минэкономразвитием цена барреля нефти марки Urals составит $101 в среднем за год, а доходная часть бюджета формируется исходя из $93 ($95 на 2015–2016 годы).

Безусловно, государству нужны резервы на случай кризиса. Но многие эксперты полагают, что следовало бы смягчить «бюджетное правило», дабы избежать повышения налогов и ухудшения условий ведения бизнеса, особенно с учетом текущей непростой ситуации в отечественной экономике. Пока правительство пошло по компромиссному пути — налоги повысят на нефтяников, остальным налоговую нагрузку в ближайшие годы повышать не будут. «Основная задача для инвесторов — показать, что налоговая политика будет стабильна на протяжении среднесрочной перспективы, по крайней мере до 2018 года», — пояснил господин Силуанов. Эта стабильность не коснется только тех, кто приносит государству наибольший доход.

ШЛАГБАУМ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ

По мнению экспертов и аналитиков, налоговый маневр будет иметь в целом негативное воздействие на нефтяную отрасль в ближайшие дватри года, в том числе за счет запланированного ранее повышения ставки вывозной таможенной пошлины на темные нефтепродукты и прежде всего — на мазут.

Основной отрицательный эффект будет получен в сфере добычи, поскольку темпы роста НДПИ на нефть несколько превышают темпы снижения экспортных пошлин. Рост внутренних цен на нефть, который произойдет в результате снижения экспортных пошлин (напомним, что внутрироссийские цены на нефть напрямую зависят от значения экспортной альтернативы), должен быть компенсирован ростом цен в российской рознице и снижением экспортных пошлин на дизельное топливо.

«В целом мы негативно оцениваем частое внесение изменений в Налоговый кодекс. С точки зрения планирования инвестиций лучше иметь одну постоянную налоговую шкалу», — отметили аналитики Sberbank CIB. Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко считает, что эта идея ведет к снижению уровня добычи нефти в стране и долгосрочному сокращению налоговой базы. По его мнению, налоговый маневр, в частности, ставит «железобетонный шлагбаум на пути развития малых добывающих компаний, которые не экспортируют нефть», и тем самым блокирует наращивание нефтедобычи.

Впрочем, по оценке председателя правления «Газпром нефти» Александра Дюкова, налоговый маневр стал неприятной неожиданностью и для крупных нефтяных компаний. «Несмотря на то что правительство говорит о важности стабильности, какие-то новации появляются постоянно. В таких условиях очень тяжело принимать инвестиционные решения, которые в нефтянке носят долгосрочный характер, — заявил господин Дюков. — Последний налоговый маневр, скорее всего, приведет к ухудшению всех финансовых показателей. Сейчас мы формируем бизнес-план на 2014 год и видим, что ряд проектов в добыче у нас становится нерентабельным. Это 1,5–2 млн тонн нефти».

ЗАПЛАТЯТ ВСЕ

Помимо того что нефтяники заплатят больше налогов в бюджет, из-за роста издержек на нефтепереработку могут возрасти расходы и потребителей моторного топлива. Ситуация осложняется тем, что правительство со следующего года запланировало повышение акцизов на бензин. Основной рост придется на топливо класса «Евро-5», акциз на которое вырастет в ближайшие три года на 65 и 33% — соответственно для бензина и дизельного топлива. Минфин прогнозирует, что цены на бензин могут увеличиться на 1,4 рубля за литр, сообщил журналистам замглавы ведомства Сергей Шаталов: «При неизменных сегодняшних ценах плюс маневр и акцизы — это максимум 1,4 рубля. Это максимальная планка. 1,4 рубля — с учетом и того и другого фактора. Немного разные цифры по бензину и по дизельному топливу, но примерно пополам вклад акцизов и маневр». Минэнерго считает, что рост может составить 5–6%, а президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорит о 10—15%-ном росте. «Все эти решения увеличивают затраты российских компаний и снижают их возможности по конкурированию на внутреннем или внешнем рынке», — подчеркнул Сергей Алексашенко.

Еще одним результатом налогового маневра могут стать серьезные изменения в программах переработки вертикально интегрированных нефтяных компаний. Снижение пошлин на вывоз дизельного топлива приведет к повышению рентабельности его реализации на экспорт и может стимулировать отдельные компании к выпуску именно этого вида продукции в ущерб производству других. В любом случае, принимая во внимание новые экономические стимулы, влияние налогового маневра не ограничится чисто фискальными параметрами — изменения коснутся всей структуры производства и реализации нефтепродуктов и с учетом уже принятых программ модернизации перерабатывающих мощностей в некоторых случаях могут быть необратимы. «В качестве компенсации за рост налоговой нагрузки в добыче предложено снижение экспортной пошлины на дизельное топливо. Очень странное решение, учитывая, что отечественная переработка производит дизельное топливо и мазут в объемах, превышающих внутренний спрос, так как общий объем переработки нефти связан в первую очередь с потребностями внутрироссийского рынка в бензине. В результате в проигрыше остаются именно те компании, которые делали все, чтобы обеспечить рынок действительно необходимым продуктом», — отметил Александр Дюков.

ВНЕ СИСТЕМЫ

Для поддержания баланса в нефтегазовой отрасли вводятся налоговые льготы для отдельных регионов и проектов. Директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон отметил, что для обеспечения рентабельности отдельных групп проектов нефтяного сектора введены многочисленные льготы по НДПИ и экспортным пошлинам, что сделало налоговую систему плохо администрируемой и сложной для изменений. На его взгляд, это со временем приведет к падению доходов бюджета, поэтому правительству стоило бы заняться не налоговыми маневрами, а полноценными реформами. «Необходимо смириться с тем фактом, что доходы бюджета при сохранении цен на нефть и ставок НДПИ будут снижаться по мере роста объемов добычи льготируемой нефти, — отметил Григорий Выгон. — Требуется системная работа в отношении реформы налогообложения нефтяной отрасли, поэтапный переход от налоговых маневров к налогу на финансовый результат (НФР)». Впрочем, пока эта идея, которая в той или иной форме существует уже несколько лет, продолжает оставаться на уровне обсуждения, а власти ограничиваются сиюминутными решениями.

ГАЗ ПО ФОРМУЛЕ

Помимо налогового маневра с 1 июля 2014 года вместо фиксированных ставок НДПИ вводится единый формульный порядок налогообложения горючего природного газа и газового конденсата с учетом особенностей ценовой конъюнктуры на целевых рынках сбыта, а также геологических и географических особенностей разработки месторождений.

Расчетная ставка НДПИ на природный газ и газовый конденсат будет представлять собой произведение общеустановленной ставки НДПИ (35 рублей за 1 тыс. кубометров природного газа и 42 рубля за 1 тонну газового конденсата) и двух переменных: базового значения единицы условного топлива (Еут) и коэффициента, характеризующего сложность добычи полезного ископаемого из залежи углеводородного сырья (Кс).

При исчислении НДПИ на природный газ также учитывается показатель, характеризующий расходы на транспортировку природного газа (Тг). «Газпром нефть» будет уплачивать НДПИ по пониженным ставкам, что, конечно, положительно скажется на экономике разработки нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений группы.

ВСЕ НА ШЕЛЬФ

В качестве мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования освоения континентального шельфа федеральным законом № 268 от 30 сентября 2013 года установлены освобождение от уплаты экспортной пошлины на нефть, а также адвалорные ставки НДПИ (исчисляются в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых) в зависимости от природно-климатических и геологических условий разработки новых морских месторождений, дата промышленной добычи на которых приходится на период с 1 января 2016 года.

Для Приразломного нефтяного месторождения, выпадающего из категории нового морского месторождения из-за начала промышленной добычи нефти до 2016 года, законом предусмотрено продление нулевой ставки НДПИ на нефть до 2021 года включительно или до достижения объема накопленной добычи 35 млн тонн.

ЛЬГОТА ДЛЯ НОВЫХ

26 сентября вступил в действие единый системный порядок предоставления пониженной ставки экспортной пошлины на нефть для новых проектов освоения участков недр.

Нормативный правовой акт устанавливает критерии для получения льготы, порядок подачи заявок на ее получение, порядок принятия органами государственной власти решения о ее предоставлении, а также порядок подтверждения обоснованности права на применение льготы в дальнейшем в рамках ежеквартального и ежегодного мониторинга.

Основные критерии для получения льготы — непревышение внутренней нормы доходности проекта 16,3%, а также соответствие показателя степени выработанности запасов 5% на 1 января года подачи заявления на применение льготы.

ТЕМНОЕ ДЕЛО

В ходе обсуждения параметров налогового маневра так и не было принято никакого решения по экспортным пошлинам на продукты высокотехнологичной переработки нефтяных остатков, в частности — на масла.

Ситуация остается неизменной: масла по-прежнему входят в число темных нефтепродуктов, вывозная ставка на которые с 2015 года составит 100% от ставки пошлины на нефть. В правительстве РФ рассчитывают, что это должно привести к сокращению объема выпуска мазута: нефтяные компании будут вынуждены модернизировать НПЗ, чтобы сохранить маржу переработки.

Нефтяники уже не первый год пытаются доказать профильным министерствам и ведомствам, что масла и ряд других нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью (например, битум и кокс) должны быть переквалифицированы из темных в светлые. Несмотря на это, барьер на пути к высокотехнологичной переработке и импортозамещению масел на территории РФ по-прежнему сохраняется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ