Ледяное спокойствие

Ледяное спокойствие

Экология Арктики и приарктической зоны. Мировой опыт освоения арктического шельфа, обеспечение экологической безопасности на российской нефтяной платформе «Приразломная»


Фото: Fotobank, Максим Авдеев

Арктика — одна из самых хрупких экосистем планеты, прибежище редких птиц и животных, здесь зарождаются косяки промысловых рыб, спускающихся затем в более низкие широты. Нарушение природного равновесия в регионе может обернуться большими проблемами для всей планеты и тем более — для приарктических стран. И все же вот уже несколько сот лет человечество стремится покорить неприступную ледовую пустыню.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА

Любая производственная деятельность несет в себе определенные риски для окружающей среды. В отношении Арктики эти риски были сформулированы Организацией объединенных наций (ООН). Сюда вошли изменение климата и таяние арктических льдов; сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания, возможность загрязнения северных морей стоками и разливами нефти и других опасных химических соединений. Для мониторинга ситуации в регионе в 1991 году восемь арктических стран — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (AEPS). Спустя пять лет министерства иностранных дел стран арктического региона подписали Оттавскую декларацию и образовали Арктический совет. В 2011 году участники совета подписали соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, в мае 2013‑го — соглашение о защите арктических морей от разливов нефти.

Конечно, никакие соглашения, если они не подкреплены делом, не могут снизить экологические риски. В России к таким конкретным делам можно отнести открытие 20 августа 2013 года в Нарьян‑Маре первого в стране аварийно‑спасательного центра. Центр создан для экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в арктической зоне. Его специалисты также будут вести мониторинг Северного морского пути и работу нефтегазовых магистралей.

Предотвращение загрязнения окружающей среды стало одним из главных требований к технологическому процессу строительства скважин. Основными источниками загрязнения здесь считаются буровые растворы, шлам, буровые сточные воды, продукты освоения скважин, горюче-смазочные материалы, продукты сгорания топлива при работе двигателей и котельных, бытовые отходы. Уменьшить количество отходов и вредных выбросов в атмосферу позволяют современные технологии бурения, также подразумевающие рациональное использование воды, ее переработку и повторное использование в технологических процессах, организованный сбор всех видов отходов.

БОГАТАЯ, БОГАТАЯ АРКТИКА

Хотя Арктика занимает всего около 6% земной поверхности, по разным оценкам, здесь залегает от 20 до 30% мировых запасов углеводородов. Первооткрывателем арктических подземных богатств стал Советский Союз. Еще в 1962 году на Тазовском полуострове в Обской губе было открыто Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение, разработка которого началась лишь 20 лет спустя. В 1967 году на Аляске открыли газонефтяное месторождение Прудо‑Бей (Prudhoe Bay). Так было положено начало арктической гонке за углеводородами.

Всего за полярным кругом нашли 61 крупное месторождение нефти и газа. В 2008 году Геологическая служба США (USGS) опубликовала результаты исследования арктических запасов. По оценкам американцев, наиболее крупные месторождения могут содержать примерно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн кубометров газа и 44 млрд баррелей газового конденсата, что приравнивается к 13% общемировых неразведанных запасов нефти и 30% неразведанных запасов газа.

Неудивительно, что эти цифры вдохновили большинство мировых нефтегазовых концернов на поход в Арктику. И здесь возникли две противоположные тенденции. Часть компаний, проведя разведочное бурение и инвестировав в этот процесс приличные суммы, решила временно отказаться от дальнейших разработок в Арктике. В частности, работы на Аляске на неопределенное время отложили Shell и BP, мотивировав свое решение слишком высокими экологическими рисками и издержками на соблюдение экологических стандартов. В то же время норвежская Statoil собирается вкладывать в разработку месторождений в Баренцевом море все большие средства и по праву считается самой опытной в арктической добыче. Оценивая экологические риски при добыче в Арктике, норвежцы в первую очередь говорят о том, что современные технологии позволяют сделать добычу максимально безопасной. «Добывать нефть в Баренцевом море у берегов Норвегии сегодня легко и просто. Но 20 лет назад все было иначе», — говорит директор по геологоразведке Statoil Тим Додсон. Его поддерживает и глава МИД Норвегии Эспен Барт Эйде. «Новая техника для подводной добычи полезных ископаемых в Арктике делает ее значительно более надежной», — заявил он в интервью журналу Der Spiegel.

Именно на надежность техники в первую очередь рассчитывают и российские компании, собирающиеся осваивать арктический шельф.

БЕЗОПАСНАЯ «ПРИРАЗЛОМНАЯ»

По информации Русского географического общества (РГО), Россия обладает наибольшими запасами углеводородов в арктической зоне. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики, сообщают в РГО. Ключевым отправным пунктом в промышленном освоении арктического шельфа в России можно считать 2011 год, когда в Печорском море была установлена первая российская морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) для освоения нефтяного месторождения Приразломное. Компанией‑оператором в этом проекте выступает «Газпром нефть шельф».

Экологическая безопасность МЛСП «Приразломная» — одна из главных и важнейших задач, которую пришлось решать при производстве, установке, а в дальнейшем — эксплуатации платформы. Минимизация рисков, связанных с разливом нефти или других вредных веществ, идет в нескольких направлениях. Что касается функционирования самой платформы, то здесь предусмотрен так называемый нулевой сброс. В начальный период эксплуатации он будет допускать выброс в Печорское море лишь воды для пожаротушения из системы объемного затопления, воды из систем охлаждения технологического оборудования и очищенных хозяйственнобытовых стоков. Использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы будут закачиваться в специальную поглощающую скважину, а собранные дренажной системой и очищенные масло‑/нефтесодержащая вода, загрязненная дождевая вода и снег — закачиваться обратно в пласт. Остальные отходы (тара, ртутные лампы, аккумуляторы и др.) будут вывозиться на берег. Предотвращение разливов нефти из скважины обеспечивается современным противовыбросовым оборудованием, аварийной системой прекращения добычи нефти, средствами внутрискважинного контроля и клапанами‑отсекателями, перекрывающими скважину в случае любых сбоев в системе.

Система хранения нефти на платформе организована по принципу «мокрого» способа размещения сырья в резервуарах: нефть, поступающая в хранилище, вытесняет балластную воду, которая откачивается в систему очистки нефтесодержащей воды для последующей закачки ее в пласт. При откачке нефти в танкер происходит замещение нефти балластной водой из хранилища забортной воды. Таким образом, хранилище нефти постоянно заполнено жидкостью. Это обеспечивает дополнительную безопасность объекту, так как исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды. Также разработан подробный план ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН), в рамках которого рассмотрены различные сценарии рисков, включая сценарий самого крупного из возможных разливов нефти — в 10 тыс. тонн (это сценарий разлива из двух смежных отсеков челночного танкера); произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений; организованы и оснащены собственные профессиональные формирования по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, в том числе разливов нефти; организована работа с государственными профессиональными формированиями для ликвидации аварийных ситуаций.

В свою очередь, «Газпром нефть» планирует сделать важный шаг на пути к безопасному освоению арктических запасов — технологическиорганизационный. Осознание ответственности перед будущими поколениями, подкрепленное возможными финансовыми и имиджевыми потерями, подвигло девять нефтегазовых гигантов запустить проект по совместной разработке современных технологий по предотвращению и ликвидации разливов нефти в Арктике под эгидой Международной ассоциации производителей нефти и газа (OGP). Этот проект, названный Совместной отраслевой программой развития технологий для предотвращения разливов нефти в Арктике (СОП), позволит расширить имеющиеся в отрасли знания и навыки по ликвидации нефтяных разливов, продемонстрировать заинтересованным сторонам экологическую и социальную ответственность компаний. В ходе СОП будет проведен ряд перспективных исследовательских проектов.

В качестве спонсоров СОП выступают BP, Chevron, ConocoPhillips, Eni, ExxonMobil, NCOC, Shell, Statoil, Total (с долевым участием около $1,5 млн за четыре года на каждого участника). В этом году специалисты департамента производственной безопасности «Газпром нефти» инициировали процесс присоединения компании к СОП. Участие в проекте позволит «Газпром нефти» стать первой из российских компаний, работающих над проблемами экологии в Арктике наравне с крупнейшими международными холдингами, а также получить доступ к самым передовым технологиям, повышающим экологическую безопасность производственной деятельности в арктическом регионе.

В этом году «Газпром нефть шельф» приняла от генерального подрядчика в управление морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная». Теперь мы полностью отвечаем за то, что происходит на платформе, и мы готовы нести эту ответственность. Работа в Арктике началась еще в Советском Союзе, поэтому нельзя сказать, что мы начинаем с нуля и у нас нет опыта. Свыше 15 лет на шельфе идет большая работа, итогом которой стал в том числе и запуск «Приразломной». Хочется особо отметить: несмотря на то что у нас создана система ликвидации возможных разливов нефти, на платформе предусмотрено все для недопущения аварийных ситуаций. Мы полностью отдаем себе отчет, что нам придется работать в сложном и уязвимом регионе. Мы никоим образом не хотим нанести вред природе, и это не вопрос возможных финансовых потерь. Это вопрос общечеловеческих ценностей, на которые мы ориентировались и будем ориентироваться впредь.

Александр Мандель,
Генеральный директор
«Газпром нефть Шельфа»
В этом году «Газпром нефть шельф» приняла от генерального подрядчика в управление морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная». Теперь мы полностью отвечаем за то, что происходит на платформе, и мы готовы нести эту ответственность. Работа в Арктике началась еще в Советском Союзе, поэтому нельзя сказать, что мы начинаем с нуля и у нас нет опыта. Свыше 15 лет на шельфе идет большая работа, итогом которой стал в том числе и запуск «Приразломной». Хочется особо отметить: несмотря на то что у нас создана система ликвидации возможных разливов нефти, на платформе предусмотрено все для недопущения аварийных ситуаций. Мы полностью отдаем себе отчет, что нам придется работать в сложном и уязвимом регионе. Мы никоим образом не хотим нанести вред природе, и это не вопрос возможных финансовых потерь. Это вопрос общечеловеческих ценностей, на которые мы ориентировались и будем ориентироваться впредь.