Столичная модификация

Столичная модификация

Получение дополнительных конкурентных преимуществ
на московском битумном рынке за счет создания совместного
предприятия с концерном Total

Текст: Ольга Антипова
Фото: Владимир Антропов, Светлана Лапина

«Газпром нефть» развивает сотрудничество с французским нефтяным концерном Total в премиальных сегментах бизнеса. Вслед за подписанным в 2011 году между авиатопливными подразделениями компаний договором о сетевом обеспечении авиационным топливом заключено соглашение с российским представительством Total — ООО «Тотал Восток» — о создании совместного предприятия для производства полимерномодифицированных битумов (ПМБ) на базе Московского НПЗ

БИТУМ С ПРЕМИЕЙ

Битумный бизнес «Газпром нефти» уже сегодня занимает лидирующие позиции в России. Однако с учетом планов государства по развитию дорожной сети в стране, изменения самих подходов к организации строительства и эксплуатации магистралей особую привлекательность приобретает сегмент производства битумов улучшенного качества. Применение высокотехнологичных битумных материалов в дорожном строительстве заложено в Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года.

Потребление ПМБ в дорожном строительстве в нашей стране демонстрирует положительную динамику — за последние два года он удвоился, по экспертным оценкам, уже к 2015 году этот показатель достигнет 150 тыс. тонн, а к 2025 году вырастет до 500 тыс. тонн. Особенно тенденция повышения спроса на современные битумные материалы заметна в регионах с высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры — в Москве и Московской области. Поэтому наиболее крупные производственные мощности по производству ПМБ таких крупных игроков, как «Технониколь», «Техпрогресс», ТНК-ВР, расположены в Центральном федеральном округе, то есть в регионе наиболее интенсивного потребления.

У «Газпром нефти» также есть успешный проект по производству ПМБ — собственное производство на Омском НПЗ и производство ПМБ на сторонних мощностях в Московской области. Установка в Омске, мощностью 10 тыс. тонн полимерно-модифицированных битумов и 3 тыс. тонн битумных эмульсий в год, запущена в 2010 году. Современные битумные материалы «Газпром нефти» уже активно используются при строительстве дорог в Западной Сибири, ПМБ с Омского НПЗ применялся в строительстве инфраструктурных объектов на острове Русский в рамках подготовки к саммиту АТЭС. Однако, не имея собственного производства ПМБ в центральной части страны, где реализуется большинство крупных инфраструктурных проектов, работая на мощностях только стороннего предприятия, сложно говорить о конкурентоспособности, а тем более рассчитывать на лидерство в премиальном битумном сегменте, который сейчас находится на стадии формирования.

КРИТЕРИИ ОТБОРА

Подписание соглашения о создании совместного предприятия по производству полимерномодифицированных битумов между «Газпром нефтью» и Total готовилось полтора года. В ходе подготовительного периода оценивались технологии ведущих мировых производителей битумных материалов, их политика и рыночные стратегии. В результате была определена тройка лидеров c точки зрения уникальности технологий, научно-исследовательского потенциала, узнаваемости бренда, наличия международного опыта производства и реализации битумных материалов: Shell, BP и Total.

Однако Shell ориентирован исключительно на самостоятельную реализацию битумных проектов с помощью представительств компании в новых регионах, ВР были связаны контрактом с партнером-конкурентом ТНК-ВР. Total же уже не раз проявлял заинтересованность в продвижении на российском рынке, к тому же имеет опыт сотрудничества с «Газпром нефтью».

Технология концерна Total предполагает добавление в уже модифицированный битум специального реагента для обеспечения химической связи на молекулярном уровне, за счет чего достигается улучшение эксплуатационных характеристик ПМБ в течение всего срока хранения и применения. Этот продукт премиум-класса выпускается под брендом Styrelf уже около 40 лет, за которые в Европе построено с его использованием свыше 400 млн м² дорожного полотна.

G‑WAY ДЛЯ СТОЛИЧНЫХ ДОРОГ

Совместное предприятие «Газпром нефти» и российского представительства международного концерна — ООО «Тотал Восток» получило название «Газпромнефть-Тоталь ПМБ». Соглашением предусмотрено, что СП будет располагать на территории Московского НПЗ собственным комплексом полного цикла — от производства до отгрузки товарной продукции. Его мощность составит порядка 60 тыс. тонн полимерномодифицированных битумов и 7 тыс. тонн битумных эмульсий в год. Сейчас ведется подготовка необходимой инфраструктуры, для того чтобы начать производство модифицированных битумов во втором квартале следующего года.

Новый модифицированный битум будет выпускаться под брендом G-Way Styrelf. Сырье для его производства — стандартный дорожный битум — будет поставляться с Московского НПЗ, а добавление полимеров и специальных реагентов планируется вести уже на производстве СП.

Серьезный плюс сотрудничества со столь мощной компанией — получение доступа к сети современных научно-исследовательских центров Total во Франции, Германии, Великобритании. Проведение регулярных испытаний на их базе позволит выработать оптимальную рецептуру ПМБ, отвечающую климатическим условиям региона потребления и позволяющую снизить себестоимость продукта.

«Стратегией битумного бизнеса „Газпром нефти“ до 2025 года предусмотрено сохранение и укрепление лидерских позиций на отечественном рынке, — отметил глава коммерческой дирекции „Газпром нефти“ Леван Кадагидзе. — Для достижения этой цели мы должны активно развиваться в его премиальном сегменте, что невозможно без создания уникального высокотехнологичного продукта, не имеющего аналогов в отрасли. Совместное с европейским лидером в этой сфере производство будет иметь не только репутационный эффект. Уникальная, но вместе с тем зарекомендовавшая себя в мире технология позволит „Газпром нефти“ принимать участие в крупных проектах дорожного строительства, реализуемых с привлечением европейских компаний».

Стратегическая цель «Газпром нефти» в сфере премиальных продаж битумных материалов — к 2020 году занять 31% долю на российском рынке ПБВ. Заметную роль в ее достижении должен сыграть совместный проект с Total.

Полимерно-модифицированный битум

Вяжущее, производимое на основе вязкого дорожного битума с добавлением в него полимера типа СБС (стирол-бутадиен-стирол, или искусственный эластичный полимер, обладающий способностью полностью восстанавливать линейные размеры при деформации), а также специального реактива для обеспечения химической связи на молекулярном уровне, что позволяет получать более высокие и стабильные эксплуатационные показатели по теплостойкости, морозостойкости и износостойкости в течение всего срока хранения и применения.

Битумная эмульсия

Смесь битума, воды и специальных добавок — эмульгаторов. Эмульсия широко применяется при ремонте покрытий автомобильных дорог и позволяет достичь экономии битума в 30–40% за счет содержания порядка 50% воды. При этом обеспечивается снижение расхода электроэнергии и трудозатрат в 1,5 раза за счет использования эмульсии в холодном виде.

Эмульсия используется для нанесения в том числе на влажные поверхности, что позволяет вести дорожные работы с ранней весны до поздней осени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ