Южный берег северной Европы

Южный берег северной Европы

Получение «Газпромнефть Марин Бункером» доступа в таллинский порт за счет приобретения эстонского оператора AS Baltic Marine Bunker

Текст: Татьяна Лиходеевская
Фото: Евгений Уваров, Александр Таран, Fotolink

«Газпромнефть Марин Бункер» продолжает международную экспансию. С приобретением эстонского оператора AS Baltic Marine Bunker российская компания получает доступ в Таллинский порт (AS Tallinna Sadam) — один из крупнейших перевалочных центров Балтики.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Компания «Газпромнефть Марин Бункер» со дня своего основания работает на Балтике. Основная часть бункеровок в акватории Балтийского моря приходится на Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Лугу, и дальнейшее наращивание объемов сбыта нефтепродуктов в «родных» портах — одна из важнейших целей компании. Таллин же благодаря своему географическому положению — удобный отправной пункт для экспансии в Западную Европу.

Порт интересен и востребован судовладельцами: развитость инфраструктуры предоставляет возможности для эффективного транзита нефтепродуктов из Восточной в Западную Европу, Америку и Азию и позволяет обслуживать грузопотоки со всего мира. В настоящее время объем резервуарного парка операторов AS Tallinna Sadam составляет около 2 млн кубометров. Нефтяным терминалам принадлежит также развитая транспортная инфраструктура, которая соединена с магистралями национальной железнодорожной компании Эстонии Eesti Raudtee (EVR). Мощности Muuga Sadam (порт Мууга, входящий в структуру порта Таллина) позволяют выгружать до 2 тыс. железнодорожных цистерн в сутки — единовременно производится выгрузка целых маршрутных поездов. Соответственно, портовая инфраструктура позволяет проводить и обратный процесс — выгружать нефть и нефтепродукты с танкеров.

По прогнозам аналитиков, объем транзитного потока и количество судозаходов в порт Таллина будет расти не менее чем на 1–2% в год. При этом согласно новой стратегии порта, утвержденной в мае 2013 года, к 2020 году товарооборот должен по сравнению с 2012 годом увеличиться на 46% — до 43,2 млн тонн, а количество пассажиров — на 20,7% (до 10,67 млн человек), при этом число круизных туристов должно достигнуть 550 тысяч.

Именно сегмент пассажирских перевозок в последние несколько лет демонстрирует значительный рост. Через порты, входящие в состав AS Tallinna Sadam, в прошлом году было перевезено рекордное количество пассажиров — 8,8 млн. В первом полугодии 2013 года эта цифра уже перевалила за 4 млн человек, хотя туристический сезон в июне только начался. Внушительный пассажиропоток обслуживают крупные европейские операторы, среди которых AS Tallink Grupp, Viking Line, Eckerӧ Line, ST. PETER LINE. С одной из этих компаний — AS Tallink Grupp — AS Baltic Marine Bunker уже работает на основе долгосрочного контракта. В планах российского оператора — расширение клиентской сети и привлечение к сотрудничеству других крупных судоходных компаний, работающих в регионе.

ИЗ ПРОДАВЦОВ В ПОКУПАТЕЛИ

До последнего времени на бункерном рынке порта Таллина работали две компании-лидера: Bominflot Estonia (55% рынка) и приобретенная «Газпромнефть Марин Бункером» AS Baltic Marine Bunker (около 40%). Оставшиеся 5% распределены между несколькими небольшими операторами, реализующими преимущественно дизельное топливо. Причины, заставившие группу Tintrade, владевшую AS Baltic Marine Bunker через одну из крупнейших в Эстонии бункерных компаний AS NT Marine, отказаться от бункерного бизнеса, типичны для большинства европейских операторов: введение новых экологических требований к судовому топливу.

Акватория Балтийского моря входит в зону особого контроля вредных выхлопов ECA (Emissions Control Area), где с 1 июля 2010 года допускается использование судового топлива с содержанием серы до 1%. С 2015 года уровень содержания серы не должен превышать 0,1%. В таких условиях на новые стандарты легче перестроиться тем бункерным компаниям, которые располагают собственным ресурсом по производству нефтепродуктов и, соответственно, имеют возможность оперативно реагировать на изменения рынка. Как, например, «Газпром нефть», которая в 2010 году в связи с ужесточением требований к морскому топливу начала производство низкоcернистого мазута на Омском НПЗ.

У AS NT Marine своей производственной базы нет, и до введения новых нормативов поставки судового топлива в Эстонию велись с НПЗ России и стран ближнего зарубежья — Казахстана, Белоруссии, Туркмении. Сотрудничество в этом направлении с «Газпромнефть Марин Бункером», начавшееся в 2010 году, когда требования к качеству топлива ужесточились и AS NT Marine потребовались большие объемы экологичного низкосернистого мазута, в итоге привело к обоюдовыгодному решению о совершении сделки по продаже действующего бункерного бизнеса.

* Согласно поправкам к Конвенции МАРПОЛ (Приложение 6)

ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

AS Baltic Marine Bunker владеет собственным судном-бункеровщиком общим дедвейтом 2786 тонн, предназначенным для бункеровки как темными, так и светлыми видами судового топлива. Танкер используется в портах и на рейде портов Таллин и Палдиски. Кроме того, компания располагает всеми необходимыми лицензиями, а также договорами перевалки и хранения на нефтяном терминале DECOIL. Ежегодный объем реализации судовых топлив в таллинском порту должен составить не менее 270 тыс. тонн, а в планах «Газпромнефть Марин Бункера» — увеличение доли рынка.

Роста объемов бункеровок предполагается достичь за счет расширения существующей клиентской базы AS Baltic Marine Bunker. В порт Таллина заходят суда крупнейших судоходных компаний, бункеровку которых «Газпромнефть Марин Бункер» осуществляет в российских портах, и в новом порту присутствия сотрудничество с давними партнерами предполагается продолжить. Однако, по оценке генерального директора «Газпромнефть Марин Бункера» Андрея Васильева, сделать это будет непросто: «Бункерный рынок порта Таллин имеет свои особенности. Нам придется встретиться с высокой конкуренцией в проливах, где бункеровками традиционно занимаются датские и голландские компании. Мы знаем, что серьезные коррективы в деятельность бункерных компаний внесет 2015 год, вводящий еще более строгие ограничения содержания серы для судового топлива в зоне ECA. Как это скажется на рынке, пока предугадать сложно. Широко обсуждается вопрос о создании в регионе Балтийского моря инфраструктуры для бункеровки судов более экономичным сжиженным природным газом, оказывающим меньшую нагрузку на экологию. Все это ставит перед компанией ряд новых непростых задач. Для их решения потребуются немалые усилия, но в конечном счете они дадут толчок к развитию и позволят расширить наши горизонты».

Андрей Васильев,
Генеральный директор
компании «Газпромнефть
Марин Бункер»
Актуализированная стратегия бункерного бизнеса «Газпром нефти» до 2025 года предусматривает значительное расширение присутствия компании за рубежом и выход на заметные позиции на мировом рынке. Последовательное приобретение активов сначала в Черноморском регионе, а теперь и на Балтике становится основой для будущей успешной зарубежной экспансии компании. В Таллине приобретен работающий бункерный бизнес, который позволит нам получить важный опыт продаж топлива за рубежом. Мы надеемся, что таллинский порт станет площадкой для продвижения в направлении Западной Европы.