«Нас ждет не борьба за ресурсы, а соревнование за авторитет»

«Нас ждет не борьба за ресурсы, а соревнование за авторитет»

КАУК ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в 1958 году в Винницкой области. В 1980 году окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище им. Б.Хмельницкого по специальности «инженер-механик». В 1991 году закончил Военную академию тыла и транспорта (г. Санкт-Петербург) по специальности «обеспечение ракетным топливом и горючим» и в 2000-м прошел переподготовку в Академии Генерального штаба по специальности «государственное управление и национальная безопасность». С 1975 года по 2010 год проходил службу в Вооруженных силах на инженерных и командных должностях, связанных с обеспечением объединений, соединений и воинских частей техникой и имуществом службы горючего, организацией их закупки, эксплуатации, ремонта и списания, а также обеспечением Вооруженных сил компонентами ракетного топлива и горючего. В «Газпромнефть-Аэро» работает с 2010 года в должности заместителя генерального директора по специальным проектам. С 2011 года занимает пост заместителя генерального директора «Газпромнефть-Аэро» по взаимодействию с органами государственной власти.

Военная программа «Газпромнефть-Аэро»

«Газпромнефть-Аэро» работает на аэродромах Минобороны с 2011 года. По трем распоряжениям Правительства РФ компании переданы функции поставки авиатоплива и заправки «в крыло» на 28 аэродромах ВВС. В 2012 году объем заправок «в крыло» на военных аэродромах превысил 350 тыс. тонн авиатоплива. В развитие топливозаправочной инфраструктуры аэродромов Министерства обороны России с 2011 года инвестировано более 2 млрд рублей. Плановые инвестиции 2013 года — 1,8 млрд рублей. С начала 2013 года «Газпромнефть-Аэро» построила на аэродромах ВВС семь новых лабораторий для проверки качества топлива, а также закупила 21 новый топливозаправщик для работы в Пскове, Рязани, Тамбове, Липецке, Таганроге, Екатеринбурге, Оренбурге и Ахтубинске. До 2015 года в модернизацию и строительство объектов (в основном топливозаправочных комплексов) инфраструктуры компания планирует вложить еще более 6 млрд рублей.

Принципы авиатопливообеспечения в странах НАТО

Транспортная система авиатопливообеспечения европейских стран, входящих в Организацию Североатлантического договора, коренным образом отличается от российской. Нефтебазы, гражданские и военные аэродромы в Западной Европе обеспечиваются керосином, дизельным топливом, в меньшей степени бензином с помощью обширной сети военных трубопроводов НАТО. Эта сеть имеет очень высокую плотность, что придает ей повышенную живучесть, так как в чрезвычайной ситуации или при повреждении одной из веток сети всегда существует несколько обходных маршрутов транспортировки нефтепродуктов. Помимо чисто военных преимуществ существование такой системы несет и финансовый эффект: плата за прокачку нефтепродуктов является одной из статей пополнения военного бюджета.

Заправщики для ВВС

За 2012–2013 годы для работы на аэродромах ВВС «Газпромнефть-Аэро» закупило 70 новых топливозаправщиков. Они выполнены в четырех модификациях: ТЗА 18+13 для движения по дорогам общего пользования, ТЗА-45 с цистерной вместимостью 45 тыс. л, ТЗА-22 с цистерной вместимостью 22 тыс. л и ТЗА-50 в новой модификации, специально разработанной в 2012 году по заказу «Газпромнефть-Аэро» для оперативной заправки больших воздушных судов, с цистерной 50 тыс. л. Топливозаправщики оборудованы системой подачи авиатоплива с максимальной производительностью 2500 л в минуту, встроенные модули фильтрации обеспечивают контрольную очистку авиакеросина с тонкостью 3 микрона. ТЗА-50 полностью соответствует международным стандартам авиатопливообеспечения и позволяют осуществлять качественную заправку воздушных судов в любых погодных условиях при температуре окружающего воздуха от –40°C до +50°C. Новые топливозаправщики позволяют в два раза быстрее заправлять военно-транспортные самолеты ИЛ-76. Объема топлива в цистерне теперь хватает для штатной дозаправки самолета (30–50 м³). При этом встроенные системы контроля качества топлива и дозирования противоводокристаллизационной жидкости позволяют ускорить время подготовки к выезду и улучшить качество проверки авиакеросина.

Фото: Владимир Антропов

Два года компания «Газпромнефть-Аэро» была единственным гражданским оператором авиатопливообеспечения на аэродромах Министерства обороны России. В нынешнем году ситуация изменилась — и на военные аэродромы вышли другие нефтяные компании. О принципах военного аутсорсинга, проблемах и перспективах работы компании на аэродромах Минобороны «Сибирской нефти» рассказал заместитель генерального директора «ГазпромнефтьАэро» по взаимодействию с органами государственной власти Виктор Каук.

— Каковы причины передачи функции обеспечения авиатопливом военных аэродромов гражданским операторам?

— Наша функция — далеко не первая, которую Министерство обороны вывело на аутсорсинг. До этого сторонним организациям были переданы системы питания, банно-прачечного обслуживания, ремонта вооружения и военной техники. Логика этих изменений проста: солдат должен стрелять, управлять танком, прыгать с парашютом, а деятельностью, направленной на обеспечение боевой подготовки, может заниматься гражданский персонал. Для армии главная задача — поддержание боеготовности. Именно в этом направлении меняется подход. За рубежом этой логике следуют уже давно.

— Какую материальную базу передало вам Минобороны?

— Материальная база на военных аэродромах была построена в 60–70-х годах, причем так как основные аэродромы строились и модернизировались в одно время, проводить реконструкцию объектов службы горючего теперь необходимо также одновременно. Можете себе представить, какой это огромный объем и каких громадных материальных затрат эта работа потребовала бы. Наша компания предложила поставлять авиакеросин и вести заправку «в крыло» летательных аппаратов Министерства обороны, используя существующую материальную базу службы горючего, а в перспективе построить новые топливозаправочные комплексы на аэродромах ВВС, топливообеспечение которых возложено на «Газпромнефть-Аэро».

— Мы единственные гражданские поставщики авиатоплива и заправщики на военных аэродромах?

— Мы были первыми, однако в нынешнем году вышло распоряжение Правительства РФ, по которому такая же функция поставки и заправки авиатоплива «в крыло» возложена на другие компании — «РН-Аэро», «ЛУКОЙЛаэро», «ТНК-Индастриз» и «ТЗК Аэрофьюэлз». Между ними распределены еще 46 аэродромов, мы получили еще пять к своим 23.

— Это распоряжение как-то отличается от предыдущих?

— Теперь на «Газпромнефть-Аэро», как и на другие компании, возложена обязанность обеспечения авиабаз не только авиационным керосином и жидкостью «И» (противоводокристаллизационная жидкость, ПВКЖ — «СН»), но и всеми горючесмазочными материалами.

— Топливозаправочные комплексы, которые компания строит на военных аэродромах, отличаются от гражданских?

— С технической точки зрения ТЗК, строительство которых компания начала на военных аэродромах, соответствуют современным требованиям авиатопливообеспечения. Самый важный вопрос — контроль качества, потому что от этого зависит безопасность полетов. Регламентируется он двумя приказами — Минтранса для гражданской авиации и соответствующим приказом Минобороны России. Расхождения в этих документах незначительные, сейчас мы работаем в рамках и военного, и гражданского приказов. Когда будут построены новые ТЗК, мы планируем по согласованию с Министерством обороны полностью перейти на организацию контроля качества, соответствующую международным стандартам. То есть ТЗК в Шереметьево и на военном аэродроме принципиально не будут отличаться друг от друга.

— Зачем на военных аэродромах нужны суперсовременные топливозаправщики, причем на шасси Volvo?

— Это наша техническая политика. Политика компании, которая стремится организовать процесс авиатопливообеспечения по мировым стандартам. Конечно, топливозаправщики на базе Volvo дороже. Но если посмотреть на их ресурс, качество комплектующих и оборудования, то эта разница в цене нивелируется. Кроме того, на топливозаправщиках, поставляемых компанией на военные аэродромы, гораздо более совершенное оборудование. Например, наши топливозаправщики позволяют подавать в необходимом процентном объеме жидкость «И» в напорную линию рукава перед самой заправкой, а раньше при имеющемся парке ТЗ военными готовилась группа из нескольких резервуаров, где ПВКЖ перемешивалась с авиакеросином. Но такая смесь подходит не для всех типов самолетов, поэтому топливо необходимо было подавать раздельно, что неудобно и затратно. Я уже не говорю об удобстве самой заправки, безопасности, которую обеспечивают новые машины. Принятые на снабжение авиабаз в 60-х годах ТЗ-22 на базе КРАЗ, показали себя как надежные и неприхотливые средства заправки, но уже морально устарели.

— Как обслуживать в армии современную и, соответственно, сложную технику?

— Сначала она стоит на гарантийном обслуживании завода-изготовителя. Во многих регионах сейчас организуются фирменные центры обслуживания Volvo. Есть идея в будущем формировать мобильные бригады из специалистов завода — производителя топливозаправщиков. Кроме того, мы же не везем эти машины из Швеции — шасси производятся в Калуге, специальное оборудование топливозаправщиков — в Московской области, это территория России, что для военных очень важно.

— Как сейчас решается кадровый вопрос для работы на военных аэродромах?

— Работа с Министерством обороны специфическая, поэтому мы выбрали смешанную форму комплектования. Практически на каждом аэродроме в руководство филиала входит один из уволившихся в запас офицеров службы горючего и один гражданский специалист нефтепродуктообеспечения. Я считаю схему комплектования руководства филиалов удачной. Если мы хотим, чтобы строящиеся ТЗК отвечали международным авиатопливным стандартам, то нам необходимы специалисты, которые работали в больших гражданских аэропортах и лучше знают современные требования авиатопливообеспечения, и военные эксперты, которые знают особенности работы на военных аэродромах.

— Как строится взаимодействие с Министерством обороны и командованием частей, где работают филиалы?

— Наша компания заключает государственные контракты с Министерством обороны России, где указываются объемы поставки авиакеросина на авиабазы и заправки «в крыло» летательных аппаратов Военно-воздушных сил. По окончании срока контракта в компании проводится анализ его исполнения и доводится до органов военного управления. Порядок решения возникающих вопросов в повседневной производственной и хозяйственной деятельности основывается на соглашении о взаимодействии командования авиабаз и филиалов. Взаимодействие налажено, конфликтов нет и не было, любые возникающие вопросы мы оперативно решаем.

— То есть это проект, который идет совершенно гладко?

— Основная сложность заключается в планировании поставок топлива на авиабазы. В армии очень часто возникают внеплановые задачи, которые мы должны решать независимо от нашего желания, времени суток. Военные работают по вводным, по учениям, даже по погодным условиям. К тому же военная авиация летает не по расписанию, а по сменам, и смены могут быть запланированы в первую декаду, а могут в третью, а могут равномерно распределяться по месяцу. Этот рваный ритм не позволяет осуществлять планомерную отгрузку с НПЗ. Приходится маневрировать, перераспределять поставки между гражданскими и военными аэродромами. Но все решаемо, и за два с половиной года у нас не было наре каний со стороны Министерства обороны.

Кстати, мы первыми выходим на зарубежную военную базу, что тоже подтверждает удовлетворенность заказчика нашей работой. С этого года мы работаем на авиабазе России «Кант» в Киргизии, организовываем заправки через наше совместное российско-киргизское предприятие «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан».

— Каким в перспективе вы видите развитие ситуации на военном рынке авиатоплива?

— На основных аэродромах ВВС исполнители услуг по заправке летательных аппаратов определены Правительством РФ, и теперь нас ждет соревнование в сегменте строительства и модернизации ТЗК, качества сервиса, технологичности, культуры производства. То есть нас ждет не борьба за ресурсы, а скорее соревнование за авторитет.

Но я думаю, что мы будем всегда впереди, и не только потому, что первыми начали эту работу, больше вникли в ситуацию, знаем больше проблем, которые необходимо решать. В «Газпромнефть-Аэро» создана команда профессионалов, которая способна решать сложные и ответственные задачи по авиатопливообеспечению Министерства обороны РФ.