Тотальный контроль

Тотальный контроль

Текст: София Зорина
Фото: Александр Таран
Инфографика: Рамблер Инфографика/Татьяна Удалова, Александр Волков

Первая товарная нефть с Приразломного месторождения отгружена на танкер и отправлена на Большую землю. Старт активному освоению российского арктического шельфа дан, новая страница истории в добыче углеводородов открыта. Это радость и гордость нефтяников, но вместе с тем и огромная ответственность, о которой в «Газпром нефти» не забывают ни на секунду

Беспокойство общественности по поводу безопасности добычи нефти на Приразломном вполне объяснимо: платформа стоит в Заполярье, в Печорском море, почти круглый год в окружении льдов, вдали от берега. Случись авария — каким образом будут устраняться последствия разлива нефти? Как быстро соответствующие силы смогут среагировать? Какие технологии позволят оперативно и качественно очистить акваторию?

Подробные ответы на эти вопросы можно найти в «Плане по предупреждению и ликвидации разливов нефти» (плане ЛРН), находящемся в открытом доступе на сайте компании-оператора разработки месторождения — «Газпром нефть шельфа». Конечно, рассмотренные в плане риски — это гипотетическая опасность, события, вероятность наступления которых ничтожно мала.

Основные риски

Всего существует четыре потенциальных источника разливов: неконтролируемый выброс из строящейся или эксплуатируемой скважины, разгерметизация секции нефтехранилища, утечка при перевалке нефти на танкер или авария на самом танкере.

Неконтролируемый выброс нефти на строящейся скважине — событие практически невозможное: при ведении буровых работ используется современное противовыбросовое оборудование, предупреждающее открытое фонтанирование. Теоретически разгерметизация скважины может произойти во время эксплуатации, но в этом случае возможной аварии противостоит двойной контроль. Приток из коллектора (нефтесодержащего пласта) могут оперативно перекрыть два клапана-отсекателя: один устанавливается в скважине на глубине около 120 м для отсечения нижней части скважины в нештатной ситуации, второй — на фонтанной арматуре, расположенной на устье скважины. Все клапаны подчиняются автоматизированной системе управления и безопасности.

Система аварийной остановки отгрузочной линии срабатывает практически мгновенно

Непосредственный контакт скважины с водной средой на «Приразломной» исключен, так как платформа установлена прямо на дне моря, на глубине 19 м. Нефтехранилище находится в нижней части платформы в так называемом кессоне. Разрушение стенок кессона — происшествие из области фантастики. Он изготовлен из двойных стальных конструкций с трехметровым зазором, заполненным бетоном, создающим совместно со стальными переборками эффект композита сталь-бетон. Такая конструкция способна выдержать столкновение практически с любым судном, хотя такое «ДТП» само по себе невероятно. Также исключается возможность образования взрывоопасной смеси в хранилище — на платформе применяется способ «мокрого» хранения, при котором резервуар постоянно заполнен жидкостью за счет балластной воды, что обеспечивает полное отсутствие воздушно-газовой подушки.

Наиболее вероятен (хотя и эта вероятность ничтожно мала) разлив нефти вследствие утечки во время погрузки нефти на танкер. Перекачка нефти из нефтехранилища происходит с помощью комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), расположенных на платформе. Для предотвращения разлива нефти в процессе перекачки отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки, которая срабатывает практически мгновенно. Максимальное количество нефти, которое останется в отгрузочной линии и может вылиться наружу, — не более 1,5 тонн.

И, наконец, вероятность аварии непосредственно на танкере, в зоне ответственности компании «Газпром нефть шельф», также крайне невелика. Разгерметизация нефтехранилища на танкере возможна при столкновении с другим судном или при посадке на мель, что вблизи платформы практически невозможно. Тем не менее в плане ЛРН предусмотрены меры по ликвидации самых масштабных разливов.

Все по плану

Для расчета достаточных сил и средств были использованы две реперные точки — разлив 1,5 тыс. тонн и 10 тыс. тонн нефти. В первом случае «Газпром нефть шельф» способна полностью устранить последствия аварии собственными силами. К ликвидации разливов более 1,5 тыс. тонн, в зависимости от конкретного объема, привлекаются сторонние силы и средства, находящиеся в регионе, вплоть до подразделений российских МЧС и ВМФ, ФБУ «Госморспасслужба России» и береговой охраны сопредельных государств. По плану устранение разлива должно начаться не позднее чем через 30 минут после поступления сигнала тревоги. Именно столько времени необходимо дежурящим вблизи платформы судам, чтобы подойти к «Приразломной» и развернуть оборудование для локализации разлива и сбора нефти. Ударная группировка сил «Газпром нефть шельфа» — это два многофункциональных ледокола, специализированное судно и два катерабонопостановщика. Все суда оснащены морскими надувными бонами, зимними и летними скиммерами для сбора нефти, специальными сорбентами. Соответствующее оборудование есть и на самой платформе.

Помимо отряда быстрого реагирования у компании есть и резервные силы — в первую очередь база в поселке Варандей

Помимо отряда быстрого реагирования у компании есть и резервные силы — в первую очередь это база в поселке Варандей. Здесь находятся вездеходы и катера-бонопостановщики, оборудование для ликвидации последствий аварии в береговой зоне.

Если собственных сил и средств будет недостаточно, на помощь придет ледокол «Варандей», спецсудно-нефтесборщик и катера-бонопостановщики компании ЛУКОЙЛ — по договору о сотрудничестве с «Газпромом».

Один из основных принципов плана ЛРН — тотальный контроль над ситуацией. Изначально руководство работами по локализации разлива и сбору нефти принимает на себя начальник платформы «Приразломная». Созывается комиссия по чрезвычайной ситуации (КЧС), которая на основе полученной информации разрабатывает оперативный план действий и в дальнейшем контролирует весь ход операции. Члены КЧС доставляются непосредственно к месту аварии, в штаб комиссии на «Приразломной» или на базу в поселке Варандей не позднее чем через 24 часа после обнаружения разлива.

Неконтролируемый выброс нефти на строящейся скважине — событие практически невозможное

Технологии на страже

Борьба с нефтяными разливами в арктических условиях имеет свою специфику: основной технологией здесь остается локализация нефтяного пятна и применение механических средств сбора нефти. Диспергенты, активно использовавшиеся при аварии в Мексиканском заливе, применяются только при условии, что площадь ледового покрытия не превышает 30%, что редкость в условиях Арктики. При неэффективности других способов ликвидации нефтяного разлива применяется метод сжигания нефти.

Мониторинг ситуации в районе платформы ведется непрерывно

При выборе оборудования, которое может быть задействовано в борьбе с разливами, в «Газпром нефть шельфе» остановились на технике мирового лидера этого рынка — финской компании Lamor. На ее счету несколько успешных операций по ликвидации крупных разливов нефти и нефтепродуктов. В частности, именно с помощью нефтесборщиков Lamor устранялись последствия масштабной утечки топлива с исландского сухогруза «Годафосс», севшего на мель у берегов Норвегии зимой 2011 года. Тогда, несмотря на сложную ледовую обстановку и наличие течения, за три дня удалось локализовать и собрать большую часть вылившегося топлива. Среди преимуществ финского оборудования — способность эффективно собирать вязкую нефть и лед, наличие системы подогрева, позволяющей продуктивно работать при низких температурах. Компания Lamor не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свои технологии, а также разрабатывает новые. В частности, для «Газпром нефть шельфа» компания Lamor разработала не имеющую аналогов судовую систему для сбора нефти из-подо льда.

Между тем по-настоящему эффективные действия по устранению нефтяного разлива, где бы он ни произошел, невозможны без контроля, прогнозирования и моделирования дальнейшего развития ситуации. За последние годы разработки в этом направлении шагнули далеко вперед. Современная техника позволяет вести непрерывный мониторинг ситуации и сбор данных с помощью следящих систем. Также в рамках плана ЛРН для оценки риска воздействия на окружающую среду и определения границ зон возможного разлива был использован комплекс математических моделей. За счет этого удалось построить карту возможного распространения и трансформации разливов под действием различных сил в разных внешних условиях. При чрезвычайной ситуации эта карта даст возможность действовать максимально оперативно и держать весь процесс под контролем.

Научный подход

Поиск методов безопасной нефтедобычи в Арктике — дело не только России. «Газпром нефть» первой среди российских компаний присоединилась к совместной отраслевой программе развития технологий для предотвращения разливов нефти в Арктике (Arctic Oil Spill Response Technology Joint Industry Programme), которую реализуют крупнейшие нефтегазовые компании мира. Научно-исследовательские проекты в рамках этой программы ведутся в нескольких направлениях: изучение поведения нефти подо льдом, тестирование диспергентов в условиях, имитирующих реальные, обнаружение разливов во льдах и при плохой видимости.

Геннадий Любин,
генеральный директор
«Газпром нефть шельфа»

Вопросы безопасности стоят для нас на первом месте и защита обеспечивается в первую очередь конструкционными особенностями самой платформы. В ходе проектирования и строительства были использованы новейшие технологии в области морской добычи нефти, а также специальные материалы и оборудование, которые прошли апробацию на других шельфовых проектах. Современное противовыбросовое оборудование, станция геолого-технического контроля процесса бурения, использование внутрискважинных клапанов-отсекателей, механизированный, а не фонтанный способ добычи нефти — все это обеспечивает максимальную безопасность при эксплуатации МЛСП «Приразломная». Арктика — не только богатый ресурсами, но и важнейший с экологической точки зрения регион России. И бережное отношение к ней — такая же задача для нас, как и эффективная добыча нефти.

Однако было бы неправильным считать, что поиск эффективных способов предотвращения техногенных катастроф в Арктике и их ликвидации начался только сейчас. Подобные научные изыскания ведутся в Америке и Европе с 70-х годов прошлого века. Опыты показали, что уникальные условия арктической среды в ряде случаев облегчают ликвидацию разливов нефти*. Так, например, лед обеспечивает естественную локализацию нефтяного пятна, что может упростить сбор и дать возможность выиграть время на подготовку соответствующих мероприятий. В свою очередь, низкие температуры и малые амплитуды волн в ледяном поле замедляют выветривание** нефти, что увеличивает окно реализации отдельных способов ее уборки. Полевые испытания распространения нефти в холодной воде и подо льдом показали, что если температура воды приближается к точке потери текучести нефти, то она перестает растекаться. При низких температурах увеличивается вязкость нефти, из-за чего нефтяное пятно в холодной воде обычно толще и меньше по площади, чем в теплых широтах. Также специалисты отмечают, что под сплошным и паковым льдом большой сплоченности разливы сырой нефти обычно локализуются на относительно небольшом расстоянии от источника разлива, в зависимости от подледных течений и характеристик неровности самого льда. Тем не менее, как и для всех крупных нефтегазовых компаний, приоритетом для «Газпром нефти» остается точное математическое моделирование, просчет возможных рисков и предотвращение любых нештатных ситуаций.

Один из основных принципов плана ЛРН — тотальный контроль над ситуацией

Схема обеспечения безопасности и мониторинга экологической ситуации в зоне арктической нефтедобычи

Рассмотренные в плане ЛРН риски — лишь гипотетическая опасность, события, вероятность наступления которых ничтожно мала. Однако безопасность для нефтяников — приоритет, и в арктическом регионе сосредоточены серьезные ресурсы. Смотреть в большом размере

* «Ликвидация разливов нефти на арктическом шельфе. Передовой международный опыт» / Стивен Поттер и др.

** Выветривание нефти — изменение свойств нефти, ее плотности и вязкости, во времени