Made in Омск

Новый комплекс смешения и фасовки масел в Омске

Новый блок ОЗСМ в комплексе с объектами первой очереди позволяют производить более 350 наименований масел

Губернатор Омской области Виктор Назаров (в центре) считает, что масла, которые производятся на омском заводе, «являются брендом, играющим немаловажную роль в позиционировании региона на мировом уровне»

«Газпром нефть» реагирует на запросы рынка, предлагая продукцию высокого качества, которую теперь можно изготовить в Омске под нужды конкретного клиента

Фото: Дмитрий Феоктистов, Александр Таран

«Газпром нефть» продолжает модернизировать производство смазочных материалов, но ситуация для отечественных производителей из-за фискальных ограничений пока складывается неблагоприятная

Текст: Евгений Третьяков

Смешать, но не взбалтывать. Именно так учил бармена делать свой любимый коктейль из джина, водки и мартини агент 007 Джеймс Бонд. Взбалтывать действительно не надо, а вот смешивание дает удивительный результат не только в Монако или Лондоне, но и в Омске, где введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса по смешению, затариванию и фасовке моторных масел. Новое производство Омского завода смазочных материалов (ОЗСМ, производственный филиал ООО «Газпромнефть — смазочные материалы») — самое крупное в России по суммарной мощности блендинга (110 тыс. тонн в год) и фасовки (180 тыс. тонн).

Самое современное

Комплекс, построенный на ОЗСМ, без преувеличения самый технологичный в России. Введенная в строй автоматическая станция смешения масел (АССМ) — высокоточный малотоннажный блендинг. АССМ оснащена самым современным оборудованием для автоматизированной подготовки рецептур, что позволяет выпускать широкий ассортимент премиальных масел с использованием новейших технологий, которые прежде применялись только на заводе «Газпром нефти» в итальянском Бари. Схемы приготовления блендинга разделены по видам и группам масел, а специальная система самозачищающихся трубопроводов исключает смешение продукции разных сортов. Автоматизированный аппарат высокоточной дозировки присадок обеспечивает смешение как в потоке, так и в статике.

Новый блок в комплексе с объектами первой очереди, предназначенными для производства тары и фасовки, складом сырья и готовой продукции, а также сверхсовременным резервуарным парком, позволяет выпускать более 350 наименований масел как для автомобильной техники, так и для промышленного производства, включая синтетические и полусинтетические моторные масла, судовые масла под брендом Техасо, трансмиссионные масла, индустриальные масла для различных отраслей. За счет внедрения новейших технологий среднее время приготовления одной партии масел сокращено до четырех часов.

Самый массовый сегмент производства ОЗСМ, конечно же, моторные масла, и именно эта категория вызывает наибольший интерес у потребителей. Они будут выпускаться под брендами G-Energy и «Газпромнефть». Первый за несколько лет стал уже признанным премиальным брендом не только в России, но и в Европе и других регионах мира — всего в 42 странах. Продажи масел под брендом «Газпромнефть» начались в марте прошлого года и ориентированы в основном на массовый сегмент рынка. Сейчас продуктовая линейка нового бренда насчитывает более 60 наименований.

Совокупные инвестиции в создание комплекса в Омске составили порядка 3,4 млрд рублей.

Рынок ждет

Запуск второй очереди комплекса позволит «Газпром нефти» значительно укрепить свои позиции на российском рынке смазочных материалов. Сегодня «Газпромнефть — смазочные материалы» («ГПН-СМ») занимают 14% российского рынка масел и первое место по объему производства смазок с долей 16%. Объем реализации в 2013 году по сравнению с 2012‑м вырос на 10% — до 492 тыс. тонн. Продажи в премиум-сегменте увеличились на 7% — до 162 тыс. тонн. На внутреннем рынке рост был обусловлен в первую очередь расширением географии сбыта и заключением контрактов с крупными промышленными предприятиями. Серьезнее всего «ГПН-СМ» в прошлом году улучшили показатели в сегменте судовых масел — объем реализации вырос в 2,4 раза во многом благодаря выходу на рынки Эстонии и Латвии, а также развитию сети сбыта в морских и речных портах.

По оценке генерального директора компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Александра Трухана, в 2014 году особого роста общего объема продаж ждать не стоит: реализация останется примерно на уровне 2013 года. Это связано с двухлетним циклом ремонтов оборудования заводов. «Но что касается премиальной продукции, мы планируем вырасти еще процентов на десять», — сообщил господин Трухан. И эти планы связаны именно с завершением строительства комплекса в Омске.

В целом «Газпром нефть» рассчитывает на увеличение своей доли на российском рынке примерно на 2%. Самым крупным производителем на российском рынке масел по-прежнему остается ЛУКОЙЛ с порядка 40% из 2,5 млн тонн всего российского производства. Но российский лидер не работает в премиальном сегменте — здесь «Газпром нефть» конкурирует в основном с иностранными брендами.

Между тем и в мире, и в России растет спрос на высококачественные смазочные материалы. Причина тому проста — автомобили становятся все сложнее и технологичнее, так же как и промышленное оборудование. В России меняется автопарк, а компании реального сектора, модернизируя свои мощности, естественно, делают ставку на современные технологии. На новые запросы рынка и реагирует «Газпром нефть», предлагая продукцию соответствующего качества, которую теперь можно изготовить в Омске под нужды конкретного клиента.

Опасная пошлина

Реализация проекта совершенствования производства смазочных материалов на запуске нового блендинга не завершается. Исходя из рыночных тенденций, «ГПН-СМ» уже приступила к реализации следующего этапа модернизации — к 2018 году компания планирует организовать собственное производство масел II и III групп, которые сегодня в Россию преимущественно импортируются.

Однако развитие масляного рынка в России по-прежнему под угрозой. Налоговый режим, существующий сегодня в стране, не позволяет вкладывать серьезные средства в подобные проекты. Ставка таможенной пошлины на масла приравнена к ставке на темные нефтепродукты и составляет 66% от ставки пошлины на сырую нефть. С 1 января следующего года она вообще вырастет до 100%. Это наглухо закроет для российских производителей внешние рынки. А ведь экспорт как раз и позволяет сбалансировать производство и потребление внутри страны, давая возможность вертикально интегрированным нефтяным компаниям выпускать большие объемы продукции, позволяющие окупать затраты.

Позиция нефтяников хорошо известна, они не раз просили правительство пересмотреть ранее принятые решения по пошлинам. Наиболее оптимальный вариант — это выделение смазочных материалов в отдельную товарную группу со своей ставкой таможенной пошлины, например в 20% от ставки на сырую нефть.

Причем компании согласны, чтобы ставка была снижена не навсегда, а на период строительства и окупаемости проектов, то есть примерно на 15 лет.

В принципе, любое снижение от нынешнего уровня будет воспринято бизнесом позитивно, а вот запланированное повышение, скорее всего, вызовет приостановку многих инвестиционных проектов. К чему это приведет? По самым консервативным прогнозам аналитиков, спрос в России в ближайшие два десятилетия будет расти на 1% в год, а структура спроса к 2030 году поменяется на прямо противоположную нынешней — две трети потребления будет приходиться на более дорогие масла II и III базовых групп, и только треть на самые простые масла I группы. Если к этому времени российские компании не начнут массовый выпуск высококачественных масел, то де-факто две трети отечественного рынка получат иностранные производители.

При этом аналитики подсчитали, что снижение пошлины не приведет к каким-либо потерям для бюджета, а, наоборот, принесет новые поступления от реализации инвестпроектов и новые рабочие места.

Ввод в эксплуатацию нового сверхсовременного производства на Омском заводе смазочных материалов позволит «Газпром нефти» выпускать в России высокотехнологичные моторные масла, не уступающие по своим характеристикам западным аналогам, и обеспечивать российских потребителей продукцией самого высокого качества.
Реализуя проект, мы применили на новой российской площадке опыт, накопленный нами в процессе управления зарубежными активами. В планах — строительство комплекса по производству базовых масел II и III групп, ввод в эксплуатацию которого позволит нам отказаться от импорта сырья для производства высококачественных масел, усилив наши конкурентные позиции в России и странах СНГ

Анатолий Чернер,
Заместитель генерального директора «Газпром нефти»
по логистике, переработке и сбыту

Базовые масла по свойствам в соответствии
с международной классификацией API
(American Petroleum Institute)

Увеличить

Повышенное содержание серы, % —  ухудшает эксплуатационные свойства
Предельные углеводороды, % —  обеспечивает сопротивление масла воздействию высоких температур
Индекс вязкости —  характеризует температурный диапазон применения, чем выше индекс вязкости, тем лучше масло

Прогноз потребления парафиновых смазочных материалов в России* (2012-2030), тыс.т

Производство качественных синтетических на базе групп II/III, одобрение ОЕМ-производителей и тесное сотрудничество с ними открывают возможности для борьбы за доли рынка.

Импорт масел ожидает рост, особенно на те виды высококачественных продуктов, которые российские производители пока не готовы предложить рынку. Если российские производители масел не будут инвестировать в производство высококачественных продуктов на базе группы II/III, они потеряют свою долю на мировом рынке.

Общему увеличению парка автомобилей в России будут сопутствовать следующие важные тенденции: обновление парка, увеличение доли качественных синтетических и полусинтетических масел и уменьшение интервалов замены масла
Долговременная тенденция на модернизацию и обновление оборудования в промышленности отразится в снижении потребления низкокачественных масел и росте спроса на импортные и премиальные продукты местного производства с гарантированными стандартами качества

*Прогноз выполнен на базе глобального исследования рынка масел в РФ одним из мировых лидеров рынка масел компанией Kline & Company (без учета нафтеновых и прочих масел, объем потребления которых составляет€‚ 0,2 млн т в год)

Инфографика: Рамблер инфографика/Надежда Андрианова