В Сибирь

Текст: Элина Синдина
Фото: РИА НОВОСТИ, Алексей Родионов, Stefan Wildhirt (Lufthansa Cargo), Омский аэропорт
Инфографика: Рамблер Инфографика/Надежда Андрианова

«Газпромнефть-Аэро» укрепляет позиции в стратегически важном сибирском регионе. Приобретение 50%-й доли топливозаправочного комплекса в международном аэропорту Омска открывает прямой канал поставок топлива с Омского НПЗ и включает еще один регион в структуру авиатопливного кластера компании на стратегическом транссибирском направлении

Омск для «Газпром нефти» — город стратегического значения. Здесь расположен крупнейший нефтеперерабатывающий завод компании, самое мощное производство смазочных материалов, самая большая розничная сбытовая сеть. Омск находится на пути всех российских и международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Сибири. Конечно, практически все самолеты в омском аэропорту и раньше заправлялись керосином ОНПЗ. Однако до нынешнего года собственной базы авиатопливного бизнеса у «Газпром нефти» в Омской области не было. Приобретение 50%‑й доли топливозаправочного комплекса (ТЗК) в международном аэропорту Омска стало еще одним важным шагом в формировании сибирского кластера «Газпромнефть-Аэро».

Транссибирская экономия

Топливозаправочный комплекс в Омске стал пятым активом «Газпромнефть-Аэро» в Сибири — предприятия компании уже работают в Новосибирске, Томске, Кемерово и Красноярске. Для оценки значения «сибирского плацдарма» достаточно простой арифметики.

Среднесрочный прогноз роста пассажирских перевозок через сибирский транзитный кластер превышает среднеотраслевые цифры

Широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер (например, Boeing-747) отправляется из Токио в Рим. Он может проследовать тремя маршрутами: через территорию Сибири и Москву (расстояние — 10,6 тыс. км), через Тихий океан и Анкоридж (Аляска, 14 тыс. км) и по так называемому южному маршруту, проходящему над территорией полуострова Индостан, — он самый длинный, более 14,5 тыс. км*. Каждый лишний километр — это дополнительный расход топлива, больше времени в полете и, соответственно, снижение экономики рейса, что выливается или в рост цен на авиабилеты, или в повышение стоимости перевозимых грузов. В условиях высокой конкуренции экономический эффект от сокращения протяженности маршрута очевиден, и серьезной альтернативы пути из Европы в Азию через территорию Сибири в настоящее время просто не существует. Эффективность движения по транссибирским магистралям вынуждала международных авиаперевозчиков искать возможность включения их в свою маршрутную сеть даже во времена существования Советского Союза, когда это сделать было не так-то просто. Первой это удалось в 70-е годы прошлого века японской JAL, подписавшей с «Аэрофлотом» соглашение о беспосадочных пролетах над Сибирью. Сегодня у России более 140 двусторонних соглашений с иностранными авиакомпаниями о выполнении полетов над территорией страны. И количество запросов на движение по транссибирским маршрутам постоянно возрастает.

Прогноз роста пассажирских перевозок через Сибирский транзитный кластер в среднесрочной перспективе составляет 10–12%. При этом прогнозируемая динамика роста авиаперевозок в целом по России в этот период составит 3–5%.

ЗАПАД-ВОСТОК
Основные маршруты, связывающие Европу с АТР

На стратегическом направлении

Флагман сибирского авиационного кластера — аэропорт Толмачево в Новосибирске. Он входит в число шести крупнейших авиаузлов страны, ежегодно обслуживая свыше 3,7 млн пассажиров. Это крупнейший за Уралом транзитный узел, перспективы развития которого очевидны. На базе Толмачево уже строится мультимодальный авиаузел, включающий современные пассажирские и грузовые терминалы, логистический и выставочный комплексы. В перспективе в аэропорту будет создана мощная инфраструктура, способная принимать в год до 5,5 млн пассажиров и 300 тыс. тонн авиационных грузов. Мультимодальные возможности аэропорта позволят увеличить количество посадок воздушных судов, которые сейчас просто пролетают над Новосибирском по транспортным коридорам. Выгодное географическое положение Новосибирской области позволяет развивать перспективные авиационные коридоры с растущими объемами транзитных перевозок: Новосибирск — страны Юго-Восточной Азии, Новосибирск — Северная Америка, Новосибирск — Западная Европа.

«Газпромнефть-Аэро»

Дочернее предприятие компании «Газпром нефть». Операционную деятельность по заправке воздушных судов и реализации авиационного топлива в крыло ведет с 1 января 2008 года. С декабря 2008 года «Газпромнефть-Аэро» является стратегическим партнером Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в области авиатопливообеспечения. «Газпромнефть-Аэро» — лидер авиатопливного рынка России по объему розничной реализации. Компания располагает 38-ю собственными ТЗК в российских и зарубежных аэропортах. В операционной работе компания использует технологии, обеспечивающие соответствие самому высокому статусу уровня безопасности топливных операций IATA.

Наличие собственного топливозаправочного комплекса в Толмачево позволяет «Газпромнефть-Аэро» напрямую работать с крупнейшими мировыми грузоперевозчиками, такими как «Волга-Днепр», Yangtze River Express, «Полет», «Авиакон Цитотранс», Antonov Airlines. Один из активных пользователей транссибирских маршрутов — китайская авиакомпания Yangtze River Express, осуществляющая грузовые перевозки из Шанхая и Синьчжэня в Люксембург, Амстердам и Франкфурт с посадкой на дозаправку в Толмачево.

ТЗК в Новосибирске сертифицирован IATA по наивысшей категории качества авиатопливообеспечения и допускает заправку воздушных судов без ограничения.

Еще один стратегический пункт в сибирском кластере «Газпромнефть-Аэро» — аэропорт Емельяново в Красноярске. На его базе компания активно развивает сотрудничество с одним из мировых лидеров воздушных грузоперевозок — Lufthansa Cargo (группа компаний Lufthansa). Авиакомпания ежегодно выполняет более 1,7 тыс. рейсов в Емельяново и продолжает наращивать масштаб присутствия на транссибирских маршрутах. В апреле Lufthansa Cargo вывела на дальнемагистральные линии грузовики Boeing-777F, увеличив частоту рейсов через Красноярск. Полеты выполняются из Китая и Японии в Германию и Восточную Африку.

Аэропорт Толмачево в Новосибирске — флагман сибирского авиационного кластера

В Емельяново осуществляет дозаправку своих рейсов и авиакомпания «Волга-Днепр», выполняющая полеты из Китая через Красноярск в Германию и Голландию.

Аэропорт Омска также входит в кластер аэропортов, способных обеспечивать авиатопливом грузовые авиакомпании, следующие по сибирским транзитным коридорам. Новый актив в омском аэропорту позволит «Газпромнефть-Аэро» укрепить свое положение на рынке международных авиаперевозок и предложить авиакомпаниям-партнерам новые возможности по расширению маршрутной сети как грузовых, так и пассажирских рейсов. Сегодня из омского аэропорта авиакомпании выполняют полеты по 25 российским и более чем 20 зарубежным маршрутам. Стратегические направления — Западная и Восточная Европа, Дальний Восток и Юго-Восточная Азия, а также полеты в сибирском регионе.

Омск-Центральный входит в число 25 крупнейших аэропортов России

Омская база

Омск-Центральный в течение нескольких лет уверенно наращивает темпы пассажирских и грузовых перевозок, входя в число 25 крупнейших аэропортов России. По итогам 2013 года воздушная гавань обслужила 975 тыс. пассажиров, за год прирост составил 12%. Это значительно выше показателей, заложенных в стратегии развития аэропорта на 2010–2015 годы (625 тыс. пассажиров). Грузопоток вырос до 3,7 тыс. тонн в год.

Впрочем, основная доля пассажирских перевозок из Омска приходится на внутренние рейсы. В процесс развития аэропорта достаточно серьезные коррективы вносит уровень аэродромной инфраструктуры — в Омске существуют ограничения на прием некоторых типов воздушных судов по взлетной массе, существенно увеличивает время обслуживания рейсов необходимость принудительной буксировки лайнеров с низкорасположенными двигателями. Решить проблемы позволит реконструкция аэродрома, которую планируется провести до 2016 года.

Тем не менее в Омск сегодня летают все крупнейшие российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 Airlines, UTAir, Orenair, турецкая Pegasus, а также чартерная Red Wings. За счет организации полетов по новым маршрутам — в Пекин (S7 Airlines), Астану (Air Astana), Новосибирск («Ир Аэро») — и чартерных перевозок на российские и зарубежные курорты из омского аэропорта в 2013 году было совершено на 199 рейсов больше, чем в 2012-м.

Соответственно, растет и объем потребления авиаГСМ. Специалисты «Газпромнефть-Аэро» планируют, что к 2015 году объем заправок в крыло в омском аэропорту достигнет 42 тыс. тонн.

В развитие ТЗК «Газпромнефть-Аэро» планирует инвестировать около 40 млн рублей, завершив полную реконструкцию комплекса к 2017 году. Достаточно небольшой размер вложений объясняется хорошим уровнем инфраструктуры нового актива. Приведение склада ГСМ к соответствию международным стандартам потребует минимума инвестиций и времени.

Прогноз потребления керосина в Омске

Пассажиропоток в аэропорту в 2008-2012 гг.

В управление компании передан резервуарный парк (общий объем — 6,6 тыс. м3), две насосные станции, два пункта фильтрации, три пункта налива топливозаправщиков, а также трехкилометровый трубопровод.

Таким образом, основной объем финансирования пойдет на приобретение современных топливозаправщиков, оборудование лаборатории и оснащение рабочих мест, а также модернизацию систем безопасности.

Отдача же от появления собственной базы в омском аэропорту ожидается серьезная. Новый актив — это гарантированный прямой канал поставок авиаГСМ с Омского НПЗ и оптимизация логистических схем, позволяющая обеспечить привлекательную для авиакомпаний стоимость авиационного керосина. Вместе с тем прямые поставки топлива с нефтеперерабатывающего завода к ТЗК, без использования промежуточных терминалов и перевалочных нефтебаз, обеспечивают наивысшее качество продукта, что для авиации в прямом смысле жизненно важно. А все эти факторы в комплексе позволят создать дополнительные инструменты для привлечения в аэропорт новых авиакомпаний и, как следствие, сохранить динамику увеличения потребления авиатоплива на рынке.

Владимир Егоров,
генеральный директор
«Газпромнефть-Аэро»

«Газпромнефть-Аэро» — один из крупнейших российских инвесторов в топливозаправочную инфраструктуру аэропортов присутствия. В 2013 году объем капитальных вложений в модернизацию ТЗК превысил 2,7 млрд рублей, и в текущем году мы планируем увеличить эти цифры. Модернизация инфраструктуры Омского ТЗК позволит нам оказывать авиакомпаниям услуги по заправке авиатопливом в соответствии с современными российскими и международными требованиями к качеству, оперативности и безопасности.

Вывод на дальнемагистральные линии Boeing 777F позволил Lufthansa Cargo увеличить частоту рейсов через Красноярск

* «Международное воздушное право: Учебное пособие» / В.Д Бордунов. «Авиабизнес», «Научная книга». 2007