Цифровая эпоха

Цифровая эпоха

Обзор главных «цифровых» трендов в нефтяной отрасли

Многобайтные массивы данных должны быть превращены в полноценный актив

Независимость от стационарных средств связи приносит реальные прибыль и экономию

Сотрудничество приобретает все большее значение для эффективной работы

Фото: Денис Вышинский, Александр Таран. Getty Images/Fotobank

Основные тренды в IT

Облачные сервисы: приложения, доступ к которым обеспечивается через интернет. Это могут быть и развлекательные, и служебные, и специализированные бизнес-приложения. Главное отличие от привычного метода работы с ПО заключается в том, что пользователь использует не ресурсы своего ПК, а компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются ему как интернет-сервис. При этом пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними, но не может управлять той же операционной системой, программной базой, вычислительными мощностями и т.д., с помощью которых эта работа происходит.
Вычисления In-Memory: технологии вычислений в оперативной памяти (in-memory computing) ускоряют обработку больших объемов данных. В частности, подобные вычисления позволяют уменьшать время составления сложных отчетов в таких программах, как 1C, с нескольких суток до нескольких минут. Если бы подобные технологии могли быть использованы, например, в авиаперелетах, то полет из Рио-де-Жанейро в Москву занял бы 20 минут.

Цифровая вселенная

По прогнозам компании IDC, к 2020 году цифровая вселенная достигнет объема в 40 зеттабайт, что превосходит предыдущий прогноз на 5 зеттабайт. Чему равны 40 зеттабайт данных? Количество песчинок на всех пляжах Земли составляет 5 000 000 000 000 000 000 000 (пять секстильонов). 40 зеттабайт — это в 8 раз больше, чем количество песчинок на всех пляжах планеты. Если записать 40 зеттабайт данных на современные диски blu-ray, общий вес дисков (без бумажной и пластиковой упаковки) будет равен весу 424 авианосцев.

Сегодня цифровые технологии перестают нести лишь сервисную функцию, становясь полноправным участником бизнес-процессов, превращая данные в ценный ресурс для компаний

Главную тенденцию развития информационных технологий в последние годы можно, пожалуй, охарактеризовать как переход количества в качество. И действительно, сегодня никого не удивить ни флешкой на 64 Гб, ни жестким диском на пару терабайт. Объемы информации, получаемой из различных источников, растут в геометрической прогрессии, и если в начале было слово, то в конце нашей вселенной, вероятно, будут одни цифры. Корпорация EMC, занимающаяся разработкой услуг в области IT, подсчитала, что за последние 30 лет человечество создало столько же информации, сколько за предыдущие три тысячелетия, и продолжает плодить ее дальше. Причем используются эти big data — «большие данные» — пока довольно бездарно: востребованными оказываются примерно полпроцента. Вот здесь и начинается новый технологический виток: не увеличение количества, а качественная обработка информации становится задачей номер один. Ее решение способно принести пользователям, будь то отдельно взятый человек или огромная компания, ощутимую пользу.

Принцип «зубной щетки»

Сбор информации сегодня уже не представляет особой сложности — снабдить датчиками можно все что угодно — от человека и отдельно взятой вещи до сложнейшей промышленной установки. Например, по словам маркетологов, хитом прошлого года стали фитнес-гаджеты, позволяющие круглосуточно отслеживать состояние здоровья своего владельца. «Умный» браслет может посчитать ваш пульс или пройденные километры, а заодно вынести экспертное мнение по поводу вашего образа жизни с соответствующими рекомендациями. Еще более продвинутую судьбу в ближайшие годы эксперты пророчат обыкновенной зубной щетке. Не пройдет и нескольких лет, говорят они, как щетки начнут собирать сведения о состоянии наших зубов и передавать их прямиком в стоматологический кабинет. Нам останется лишь дожидаться приглашения на прием. Здесь прослеживается и основной тренд автоматизации вещей — она перестает носить лишь индикаторный характер, обрастая дополнительными функциями за счет появившейся возможности накапливать, обрабатывать и оперативно передавать данные на значительные расстояния, и плавно переходит в автоматизацию процессов.

В нефтяной промышленности тенденция коснулась всех направлений — от добычи до сбыта. Современное месторождение, а тем более месторождение будущего, немыслимо без постоянного мониторинга состояния скважин и внутрискважинного оборудования, трубопроводов и наземной инфраструктуры. Получаемые данные позволяют отслеживать показатели производства в реальном времени, своевременно реагировать на изменения процессов, предупреждать поломки и аварии, экономить электроэнергию и другие ресурсы. Дальнейшая обработка и анализ информации делают ее пригодной для использования при планировании и принятии качественных управленческих и стратегических решений. Результат внедрения «умной» автоматизации на месторождениях — оптимизация бурения и увеличение нефтеотдачи, экономия на эксплуатационных затратах до 25%.

Принцип «следящей зубной щетки» применяется и в сферах переработки, сбыта, выполняя в первую очередь утилитарную задачу отслеживания «здоровья» оборудования и правильности выполнения производственных процессов. Что касается дальнейшего развития, то увеличение количества датчиков, улучшение их технических характеристик, повышение эффективности работы, безусловно, важны, но главная задача все-таки находится в более интеллектуальной плоскости. Все эти многобайтные массивы данных должны быть превращены в полноценный актив, приносящий компании прибыль. Только в этом случае затраты на автоматизацию оправдывают себя в полной мере. В идеале полностью автоматизированный НПЗ — это завод, где информация с любых датчиков и о любых процессах накапливается, систематизируется, анализируется и ложится в основу моделей, позволяющих принимать стратегические решения на самом высоком уровне. То есть благодаря информационным технологиям ценность данных должна многократно увеличиваться, а сами они — превращаться в коммерческий ресурс.

«Нефтегазовым компаниям нужно понять, как можно применять новые информационные технологии, чтобы получить конкурентные преимущества, — считает руководитель направления цифровых технологий в энергетической отрасли компании Accenture Ричард Холсман. — Если этого не сделать, то компании упустят хорошие возможности — через 10–15 лет сегодняшние инновации станут обыденными». Крупные компании создают целые хабы, сотрудники которых изучают инновации в самых разных сферах и думают, какие из них можно применить, говорит эксперт.

Мобильный рай

Другой тренд, уже захвативший мир и приходящий в промышленные отрасли, в том числе и в нефтянку, — глобальный переход на мобильные и другие носимые устройства. Где вы чаще смотрите почту, соцсети, новости — на персональном компьютере или в телефоне и планшете? Ответ в пользу мобильных устройств звучит все чаще, более того, независимость от стационарных средств связи не просто удобна, бизнесу она приносит реальные прибыль и экономию. Для офисных сотрудников польза от мобильности очевидна, и уже сложно представить менеджера как минимум без сотового телефона. Многие компании начинают практиковать удаленную работу в рамках мобильного офиса, экономя на аренде помещений и прочих услугах.

Появление всевозможных приложений для мобильных устройств расширило область их применения, сделав востребованными и для работы с производственными активами. Такие гиганты, как Shell или ExxonMobil, уже используют технологию цифрового контроля развития проектов с применением мобильных устройств. Для сегмента разведки и добычи это означает, что вся информация о разработке месторождения обрабатывается и с помощью специальных приложений выводится на мобильные устройства заинтересованных лиц в режиме реального времени. Оператор проекта может видеть на своем планшете, как идет бурение или добыча, а топ-менеджер — бизнес-аналитику. Мобильность в этом случае обеспечивает круглосуточный контроль и быстроту принятия решений.

Не менее востребованными могут оказаться мобильные и носимые устройства и в сегментах переработки и сбыта. Так, мастер, обеспечивающий техническую исправность той или иной гигантской установки на нефтеперерабатывающем заводе, сможет намного оперативнее реагировать на поломки или заблаговременно предотвращать их, если «умное» приложение к мобильному устройству будет ему регулярно сигнализировать об изменении параметров различных узлов. Что касается сбыта, то мобильность здесь — прямой доход для компании за счет оптимизации логистики и сокращения потерь.

Направление развития мобильных устройств понятно уже сегодня — недавно на рынке появилась первая версия Google Glass, так называемые очки дополненной реальности, определяющие тенденцию. Очевидно, что уже в очень скором будущем привычным аксессуаром станут мини-компьютеры в виде тех же очков, выполняющие множество функций и задач — от связи с другими пользователями и снабжения различной информацией до отслеживания многочисленных параметров окружающей среды или состояния здоровья своего владельца. Можно предположить, что эти возможности будут использоваться и в производстве — для обеспечения промышленной безопасности, для считывания показаний различных датчиков, для удаленной работы.

Все вместе

Новые технологии и коммуникационные возможности, помимо прочего, меняют и облик среднестатистического сотрудника производства, не важно — будь то буровая или нефтеперерабатывающий завод. Увязывание вместе промышленных и информационных технологий приводит к тому, что участие человека в производственных процессах сводится к удаленному наблюдению и своевременной регулировке параметров. В свою очередь развитие мобильных приложений позволяет говорить о грядущих изменениях самого принципа принятия решений: главную роль будет играть мнение не одного узкопрофильного специалиста, а многокомпетентного экспертного сообщества.

«Сотрудничество имеет очень важное значение для бизнеса, — говорит вице-президент компании Cisco Дэвид Такер. — Поэтому объединение опыта нескольких сотрудников — это еще одна яркая тенденция». Осуществление же ее, по словам эксперта, будет выглядеть примерно так: автоматика на месторождении или НПЗ передает данные «умной» программе. Программа их обрабатывает и выясняет, является ли ситуация на производстве критической. Если проблема существует, то сигнал передается сотрудникам, отвечающим за ее разрешение. Причем система сама инициирует звонки и организует совещание экспертов. Таким образом, необходимое решение можно будет принять в кратчайшие сроки и с учетом самых разных аспектов проблемы.

Подобные системные решения уже сегодня внедряют мировые гиганты нефтяной индустрии. У российских компаний пока не существует полноценных платформ для совместного сотрудничества, но тенденция к их появлению уже прослеживается. Например, в «Газпром нефти» создан Центр компетенций, объединяющий геологов, разработчиков, сейсмиков из Научно-технического центра, корпоративного центра и дочерних предприятий. За счет его работы уже сегодня удается находить решения для трудных случаев в процессе бурения новых скважин и разработки новых запасов. Сотрудники центра работают на платформе информационной системы GeoMate, разработанной при участии экспертов «Газпромнефть НТЦ» и IT-специалистов компании. Впрочем, сегодня «Газпром нефть» находится только в начале пути освоения всех возможностей современных информационных технологий. Насколько быстро удастся пройти этот путь — покажет время. Шаг вперед уже сделан.

В нашей IT-стратегии, призванной поддержать и обеспечить выполнение «Газпром нефтью» своей бизнес-стратегии, мы говорим о переходе на «цифровое все» — цифровое месторождение, завод, АЗС, капстрой. В рамках этого подхода человек максимально заменяется устройствами — от датчиков до систем управления. При этом в будущем мобилизация работы — безальтернативный способ развития любой крупной компании. Это способ не просто заставить информацию двигаться быстрее, но и хорошая возможность уменьшить управленческие издержки на ведение бизнеса: мобильному сотруднику не нужны офисное место, мебель, инфраструктура здания и т.п. Следует отметить еще один тренд — это создание среды для удобных прямых взаимодействий между сотрудниками. Компания последовательно идет по этому пути: в этом году мы осуществили миграцию на новый корпоративный портал, ставший как инструмент гораздо более социализированным, чем предыдущий. Следующий шаг — миграция на новую платформу Microsoft, в которой средства социализации и co-working интегрированы уже на базовом уровне.
Сегодня мы находимся в начале следующего технологического «прыжка», когда технические достижения должны подкрепиться организационными преобразованиями. Это новый подход к процессному управлению, который позволит «Газпром нефти» быть лидером среди российских ВИНК в инновационной и технологической сферах.

Константин Кравченко,
начальник департамента информационных технологий,
автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти»