Завтра на заправке

Завтра на заправке

Информационные технологии для развития розничного бизнеса

Современные АЗС — это набор необходимых и удобных услуг На станциях всех сетей «Газпром нефти» организован wi-fi-доступ к интернету

Автоматические АЗС — один из проектов компании



Идентификация клиента открывает огромные перспективы для программ лояльности Благодаря автоматизации клиент получает ощутимые преимущества

Фото: Александр Таран, Александр Дроздов, Евгений Фурсов, Младен Янкович

Для клиента АЗС — это набор необходимых и удобных услуг. Быстрое обслуживание, горячий кофе, бонусные карты, бесплатный wi-fi — список возможностей постоянно увеличивается и в первую очередь за счет автоматизации различных процессов и внедрения на станциях новейших информационных технологий

В ногу со временем

Автоматизация в розничном сегменте нефтепродуктового сбыта — процесс непрерывный. Причем это касается и внешнего интерфейса, направленного на потребителя, и внутренней инфраструктуры. Благодаря внедрению различных информационных технологий и клиент, и компания получают ощутимые преимущества — комфортное обслуживание, дополнительный сервис, маркетинговую информацию, высокую конкурентоспособность. В «Газпром нефти» это отлично понимают, и сегодня IT-направление дирекции региональных продаж готово предложить бизнесу целый портфель проектов для внедрения инновационных программ.

Только в прошлом году в сбытовом блоке компании было реализовано более двух десятков проектов с крупной IT-составляющей. В частности, был запущен пилот по автоматическим АЗС, организован wi-fi-доступ к сети интернет для клиентов АЗС и видеонаблюдение за строящимися объектами, бизнес получил возможность работать с консолидированной информацией в системе BI (англ. Business Intelligence), которая позволяет осуществлять мониторинг и комплексный анализ данных вплоть до работы каждой бензоколонки.

В скором времени на АЗС «Газпромнефть» появится возможность осуществлять электронные бесконтактные платежи с помощью банковских карт или карт лояльности «Нам по пути». При расчете с кассиром картой, поддерживающей бесконтактные платежи, достаточно просто приложить ее к специальному терминалу и подтвердить оплату покупки, для чего нет необходимости доставать карточку из кармана, сумки, кошелька или другого места хранения.

Если сумма покупки небольшая (например, в случае с банковской картой, для России не превышает 1 тыс. рублей), то не надо расписываться в чеке или вводить PIN-код. Такой способ значительно ускоряет оплату. Внедрять технологию планируется постепенно, так как помимо обеспечения поддержки на АЗС в случае с картой лояльности «Нам по пути» требуется поменять саму карту у клиента. Процесс этот небыстрый и привязан к визиту клиента на АЗС. И если система управления станциями к использованию новой технологии технически будет готова уже в этом году, то на замену около 4 млн карт «Нам по пути» отведен весь следующий год.

«Потенциал электронной коммерции и платежей огромен, и ценность цифрового кошелька выходит за рамки транзакции, — считает руководитель управления информационных технологий дирекции региональных продаж Эдуард Фенькин. — В ходе оплаты клиентом покупки компания может использовать данные о местонахождении и заказе, с тем чтобы обеспечить его персонифицированным предложением». Дело лишь за оперативной идентификацией клиента, а это только вопрос времени.

Идентификация в сети

По расчетам специалистов, в ближайшие два-три года в «Газпром нефти» появятся собственные проекты платежных мобильных приложений, с помощью которых телефон может заменить и банковскую карту, и карту «Нам по пути». Мало того, клиент получит возможность расплачиваться за покупки любым видом электронной наличности — от средств на банковском счете до «Яндекс.Денег».

«Клиент, приезжая на АЗС, сможет не выходить из машины, а дистанционно выбрать нужный тип топлива и произвести оплату, автоматически пройдет платеж, авторизуется топливно-раздаточная колонка и произойдет отпуск нефтепродуктов. При этом телефон выступает как носитель информации об участии в бонусных программах, носитель информации о пластиковых картах, то есть единое средство, которое позволит полностью отказаться от наличных средств и банковских карт», — прогнозирует Эдуард Фенькин.

Вообще, моментальная идентификация клиента открывает огромные перспективы для развития как программ лояльности, так и инновационных способов расчета. Например, такая система позволит предлагать потребителю некие уникальные акции, ориентированные именно на него. Если у вас сегодня день рождения, то вам эсэмэской предложат заправиться со скидкой, идентифицируют при въезде на заправку и встретят праздничным маршем, вручат подарок. «Именинник выпивает чашку кофе, садится в уже заправленный и помытый автомобиль и уезжает по своим делам, потратив минимум времени и получив массу удовольствия», — рисует картину будущего IT-специалист, и здесь нет беспочвенных мечтаний. В наше высокотехнологичное время клиенты становятся все более избалованными, ценят комфорт и свое время, поэтому возможность сделать онлайн-заказ продуктов в мини-маркете АЗС и получить его уже упакованным, заехав заправиться после работы, очень скоро будет цениться не меньше, чем бонусные баллы или качественный бензин.

Новых сервисов, которые были бы интересны клиенту, может быть множество. Сложнее выбрать именно те, что окажутся действительно востребованными и экономически оправданными. С этой цель в ближайшее время одна из АЗС компании станет «тестером инноваций». «Мы планируем сделать одну экспериментальную АЗС, установив на ней инновационные фишки, которые уже есть на рынке, но пока массово не внедрены, — рассказал Эдуард Фенькин. — С одной стороны, нам интересно протестировать, как это работает, с другой стороны, посмотреть на реакцию российского потребителя». Одним из таких сервисов могут стать, например, системы замкнутого оборота банкнот для POS-узла и операционной кассы.

Управление онлайн

Еще одно направление активного развития IT-составляющей в рознице компании — целевая система управления АЗС. Этот проект должен войти в фазу тиражирования в следующем году. В результате на автозаправочных станциях и в центральных офисах появится унифицированная современная платформа для комплексного управления реализацией топлива и сопутствующих товаров. «Мы сейчас максимально приближаем информационную систему к нашим целевым требованиям, которые включали все пожелания бизнеса в пятилетней перспективе. Это обширный функционал, позволяющий управлять маркетинговыми акциями с клиентами, сочетать различные виды продажи, проводить оплаты по безналичному или наличному расчету, топливной или бонусной карте, консолидировать в одном месте информацию о продажах и ценах на топливо, управлять справочниками товаров и т.д.», — обозначил вектор работ Эдуард Фенькин.

Аналогичная по масштабам и значимости задача нынешнего года — перевод процессинга топливных карт и карт лояльности на онлайн-платформу. С переходом на онлайн-процессинг на АЗС появится возможность рассчитываться картами, оснащенными бесконтактными чипами, получать и мгновенно совершать покупки за бонусные баллы программы лояльности «Нам по пути», оперативно — либо с мобильного телефона, либо через сайт www.gpnbonus.ru — узнавать изменения своего баланса. В настоящее время все транзакции на заправках по бонусным и топливным картам происходят в офлайн-режиме.

Фундамент для выхода процессинга в онлайн был заложен еще в прошлом году в сотрудничестве с компанией ТПК: была построена инфраструктура и создан полноценный работающий прототип системы процессинга. «Эта работа позволит сократить время обслуживания клиентов по карточным программам на АЗС, расширить возможности кросс-приема карт сторонних эмитентов, понизить уровень риска мошеннических действий», — отметил Эдуард Фенькин.

Кстати, создание системы фрод-менеджмента — один из нескольких проектов по безопасности, реализуемых в рамках программы комплексной автоматизации розничной торговли. Сейчас закончено проектирование системы защиты от фрода*, готовый к использованию вариант специалисты рассчитывают получить в середине следующего года.

Помимо управления обычными АЗС IT-специалистам приходится находить решения и для безоператорных заправок. Всего в настоящее время работает 25 автоматических автозаправочных станций «Газпромнефть», в ходе модернизации сети к 2015 году планируется довести их количество до 34 станций. Предполагается, что в дальнейшем будет реализовано решение удаленного контроля и управления данным типом АЗС с помощью так называемого удаленного диспетчерского центра (УДЦ). Это позволит оператору в режиме диалога с клиентом АЗС, находящимся, например, в Москве или Санкт-Петербурге, решать возникшие проблемы из любой точки России.

* Фрод (от англ. fraud) — мошенничество в области информационных технологий

Оптовая автоматизация

Одним из ярких примеров внедрения информационных технологий в сбытовом сегменте стала реконструкция Омской нефтебазы. Это первый объект, реконструированный в рамках программы комплексной автоматизации и модернизации нефтебазового хозяйства.

На нефтебазе установлена автоматизированная станция налива (АСН) топлива в бензовозы, ее производительность составляет до 1200 кубометров в час. АСН позволяет одновременно отпускать 8 бензовозов. Обслуживание водителей осуществляется посредством карточных терминалов, что практически полностью исключает ручные операции и ускоряет процесс налива топлива в несколько раз.

Также на объекте внедрена автоматизированная система коммерческого учета нефтепродуктов, обеспечивающая практически нулевой уровень погрешности. Все смонтированное оборудование адаптировано к климатическим условиям региона.

Реконструкция Омской нефтебазы значительно повышает эффективность производственных процессов на объекте, сокращает затраты на услуги перевалки и хранения топлива, обеспечивает безопасность технологических процессов за счет оснащения наиболее опасных участков контролирующими датчиками, системой противоаварийной защиты и автоматической системой пожаротушения площадки АСН.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ