Маневры, санкции и северный поход

Маневры, санкции и северный поход

Российская нефтянка — взлеты и падения уходящего года







Иллюстрации: Дмитрий Коротченко

Уходящий год оказался весьма непростым для российского нефтяного сектора, но компании и власти пока не меняют своих планов на будущее

Текст: Евгений Третьяков

В 2014-м отечественные нефтяные компании продолжали осваивать новые месторождения, поддерживать (за счет внедрения новых технологий) разработку старых, интенсифицировали работу в Арктике — все это в целом позволило увеличить объем добычи нефти. По данным Министерства энергетики РФ, с января по ноябрь 2014 года объем добычи черного золота вырос на 0,5% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года и составил 480,9 млн тонн. При этом наблюдался рост в сегменте переработки нефти и, соответственно, сокращение экспорта. На российские нефтеперерабатывающие предприятия было поставлено 263,2 млн тонн нефти, что на 5,3% больше прошлогоднего показателя. Объем экспорта за 11 месяцев сократился на 4,6%, до 204,6 млн тонн. Это оперативные результаты, но в этом году произошли и события, которые могут оказать крайне серьезное воздействие на российский нефтегазовый сектор в будущем.

Очередные маневры

В конце ноября Владимир Путин подписал закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли, принятый Госдумой 14 ноября. Смысл очередных новаций в налогообложении нефтянки состоит в переносе тяжести налоговой нагрузки с экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно принятому документу экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза за 2015–2017 годы, пошлина на нефтепродукты — в 1,7–5 раз. Ставка НДПИ вырастет в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6,5 раза. Акцизы на нефтепродукты должны постепенно снижаться, чтобы цены на топливо не росли слишком быстро. Но скорость снижения акцизов в конечном варианте закона оказалась меньше, чем предполагалось ранее. Свою роль в этом сыграли губернаторы, которые распоряжаются дорожными фондами, наполняемыми за счет акцизов: они попросили правительство повысить ставки (от первоначального плана), чтобы не лишиться средств на строительство дорог.

С учетом того что из-за роста НДПИ вырастет стоимость сырья, поставляемого на нефтеперерабатывающие заводы, снижение акцизов лишь частично компенсирует эффект от роста налога на добычу. В итоге, по оценке правительства, литр бензина в следующем году подорожает на 1–3 рубля — в зависимости от экологического класса топлива.

Федеральный бюджет, конечно же, в накладе не останется. По расчетам чиновников, налоговый маневр обеспечит дополнительные поступления в бюджет в 2016 году в размере 247 млрд рублей, а в 2017-м — 250 млрд рублей. В следующем году допдоходов маневр не принесет. Для нефтяных компаний, также как и для обычных потребителей нефтепродуктов, любые налоговые новации, которые приводят не к снижению, а к росту фискальной нагрузки, — фактор негативный. Впрочем, определенный позитив сохраняет то, что правительство не отказывается от льготных режимов налогообложения для месторождений Дальнего Востока, шельфа и трудноизвлекаемых запасов. Без такой поддержки многие проекты становятся просто нерентабельными. Не обойтись без льгот и Арктическому региону.

Арктический прорыв

В 2014 году Россия перешла к активной работе в Арктической зоне. Президент Владимир Путин в апреле поручил создать там единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики России в Арктике. Военные уже открыли два современных городка на мысе Шмидта и острове Врангеля и продолжают помогать экологам очищать северные территории от остатков советских баз, складов и сооружений.

В апреле же российское правительство приняло госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года. Кроме того, министр природных ресурсов Сергей Донской сообщил, что до конца следующего года Россия подаст заявку в ООН на утверждение границ своей экономической зоны в Арктике. Речь идет о включении в нее 1,2 млн кв. км акватории. Вместе с заявкой должны быть представлены и доказательства того, что этот участок является продолжением ее континентального шельфа. Напомним, что экспедиции на шельф организуются с 2006 года.

В правительстве подчеркивают, что освоение Арктики «происходит и будет происходить путем реализации крупных инвестиционных проектов, реализуемых бизнесом». Нефтегазовые компании такие крупные проекты уже реализуют и добились в этом году в Арктике немалых успехов. «Газпром нефть» в апреле этого года начала отправку в Северо-Западную Европу танкеров с нефтью нового сорта ARCO (Arctic Oil) с Приразломного месторождения. В первый год промышленной разработки месторождения суммарно на нем добыто более 2 млн баррелей нефти.

Напомним, что Приразломное — первый в мире проект по добыче нефти на арктическом шельфе со стационарной платформы. Специально для разработки месторождения в России была создана новая нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций — бурения, добычи, хранения нефти, подготовки и отгрузки готовой продукции. На месторождении пробурена одна добывающая скважина, завершается бурение нагнетательной, до конца 2014 года планируется закончить основные работы по бурению поглощающей скважины, а в 2015 году — пробурить еще четыре.

Еще один нефтяной арктический проект, заслуживающий пристального внимания, реализует «Роснефть», открывшая в сентябре нынешнего года в Карском море новое месторождение. Компания успешно завершила бурение самой северной в мире арктической скважины «Университетская-1», по итогам которого обнаружена нефть на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1. Предварительная оценка ресурсной базы по первой «ловушке» — 338 млрд кубометров газа и более 100 млн тонн нефти. Месторождение получило название «Победа». Компания работала на этом объекте с американской ExxonMobil. Однако мировая политическая ситуация приостановила это партнерство. Тем не менее «Роснефть» планирует продолжить работы и должна до конца года представить соответствующий план действий.

Санкционное давление

Жесткая позиция Москвы по событиям на Украине и принятие Крыма в состав Российской Федерации привели к тому, что Запад ввел этим летом санкции против страны. Были установлены ограничения на выдачу виз отдельным чиновникам, политикам и бизнесменам, запрещено предоставление долгосрочного финансирования ряду банков и компаний, а также введены ограничения на сотрудничество в технологической сфере в нефтегазовом секторе, касающееся прежде всего проектов в Арктическом регионе. Из-за этого некоторые западные компании уже вынуждены были свернуть работу в России и заморозить совместные проекты. Как уже сказано выше, американский концерн ExxonMobil приостановил работу с «Роснефтью» в Арктике.

Безусловно, фактор санкций позитивным для российского нефтегазового сектора не назовешь. В России, и это стоит признать, не во всех технологических сегментах есть собственные разработки, оборудование. Все те же «Роснефть » и ExxonMobil вели бурение в Карском море с помощью плавучей буровой платформы West Alpha, которую арендовали у норвежской компании North Atlantic Drilling Ltd. (NADL). Однако и катастрофы, в общем, тоже не произошло. Пока, по крайней мере на сегодняшнем этапе, у российских компаний достаточно мощностей, средств и компетенций, чтобы самостоятельно вести как добычу, так и разведку углеводородных ресурсов. Взятого разбега хватит на несколько лет, а за это время отечественная машиностроительная отрасль вполне способна создать аналоги ставшего недоступным зарубежного оборудования. Что же касается возможного отказа западных компаний от совместных с Россией проектов, то и в остальном мире (к которому относятся такие промышленные монстры, как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки) найдется немало желающих получить доступ к российским запасам углеводородов.

Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что далеко не все западные компании намерены сворачивать свою деятельность в России. В ноябре нынешнего года, посетив Москву, новый глава французской нефтяной компании Total Патрик Пуянне (он сменил на этом посту Кристофа де Маржери, трагически погибшего в авиакатастрофе в аэропорту Внуково) заверил российского президента Владимира Путина в том, что Россия может рассчитывать на поддержку концерна в развитии отношений между двумя странами. «Хотя Total является частной компанией, она является крупнейшей французской компанией, поэтому в каком-то смысле представляет страну. И вы можете рассчитывать на меня в той мере, в какой я могу влиять на развитие взаимоотношений между нашими странами», — подчеркнул Патрик Пуянне.

Исходя из всего этого, Минэнерго РФ не стало менять прогнозы по добыче нефти на следующий год. «На 2015 год мы прогнозируем сохранение объемов добычи на уровне 2014 года, это порядка 525–526 млн тонн, — сказал глава ведомства Александр Новак в интервью телеканалу НТВ. — По отдельным проектам даже планируется увеличение, особенно в части добычи газового конденсата. Безусловно, какая-то часть проектов, менее рентабельная и дорогостоящая, уйдет из планов реализации. Но за счет роста других в целом мы считаем, у нас сохранится объем добычи на уровне текущего года».