Замещение

Внедрение смазочных материалов собственного производства на предприятиях «Газпром нефти»

В компании «Газпром- нефть — смазочные материалы» уверены в масштабности перспектив повышения уровня «масляной локализации» на предприятиях группы

Линейка масел «Газпром нефти», использующихся на Омском НПЗ, — от гостовских до премиальных продуктов

Энергоблок «Газпромнефть-Востока» первым был полностью переведен на смазочные материалы «Газпром нефти»

Масла и смазки под брендом «Газпром- нефть» сегодня вписываются в требования большинства иностранных производителей оборудования

Фото: Александр Таран, Евгений Листюк

Предприятия нефтегазовой отрасли тратят на смазочные материалы миллионы рублей в год. В компании «Газпромнефть — смазочные материалы» уверены, что предприятия группы «Газпром нефть» могут существенно повысить эффективность использования средств за счет участия в программе замещения сторонних масел, смазок и технических жидкостей «внутренними» продуктами

Текст: Зульфия Хазова

Преимущества взаимодействия

Потребности в смазочных материалах у предприятий разного профиля, конечно, различны. Одно из самых маслоемких производств — металлургическое: ежемесячно меткомбинаты потребляют тысячи тонн масел и смазок. Объемы потребления смазочных материалов предприятиями нефтяной отрасли меньше на порядок, тем не менее цифры тоже внушительны, особенно если пересчитать тонны в денежный эквивалент. 5% от общих затрат предприятия — это миллионы рублей. Самый маслоемкий в «Газпром нефти» — блок энергетики добывающих предприятий, он же — самый сложный и ответственный, ведь от работоспособности установки, находящейся вдали от линий энергообеспечения, зависит весь процесс разведки и добычи.

«СН» уже писала в 2013 году об испытаниях масел G-Profi на агрегатах энергокомплекса Крапивинского месторождения. Результатом этих испытаний стал полный переход энергоблока «Газпромнефть-Востока» на смазочные материалы «Газпром нефти». Сейчас годовое потребление масел для дизельных и газовых генераторов, антифризов и смазок составляет порядка 160 тонн. Процесс замещения маслами и смазками «Газпром нефти» продукции других производителей на Томской области не остановился. Газовые генераторы и компрессоры, входящие в энергетический блок «Газпром нефть Оренбурга», потребляют 50 тонн масел в год — здесь также импортные продукты замещены смазочными материалами собственного производства. Спектр поставок на Омский НПЗ — от премиальных компрессорных масел до турбинных масел и смазок. Это еще порядка 200 тонн в год. С этими предприятиями «Газпромнефть — СМ» работают в рамках соглашений о техническом партнерстве. Это инструмент, позволяющий выявить индивидуальный запрос потребителя и предложить наиболее эффективное решение. «Мы еще молодая компания и стремимся зарабатывать очки за счет внедрения технологических преимуществ, — пояснил начальник отдела промышленных продаж „Газпромнефть — СМ“ Андрей Спирин. — При разработке мы закладываем в продукт максимум за счет использования более современных пакетов присадок и других технических параметров, стараясь предвосхищать потребности завтрашнего дня. Это возможно благодаря нашему тесному сотрудничеству с дочерними обществами, которые дают обратную связь по продуктам, предоставляют возможность тестировать в реальных условиях и внедрять новые разработки. Например, на ОНПЗ мы выявили потребность в турбинных маслах с определенным уровнем свойств и в настоящий момент работаем над производством конкретных продуктов, соответствующих техническим требованиям производителя оборудования, которые будут наиболее выгодны для завода. И я говорю не об очевидной выгоде специального ценообразования для предприятий „Газпром нефти“, речь идет об увеличении интервалов замены масла, увеличении сроков службы и эффективности работы агрегатов, сокращении затрат на техническое обслуживание и ремонт». Тесное взаимодействие между эксплуатирующей организацией и производителем смазочных материалов — это весомое преимущество даже перед отечественными производителями, не говоря уже о зарубежных.

Рождение нового продукта

В нефтегазовой сфере используется в основном импортное энергетическое оборудование или отечественное, включающее импортные узлы.

Масла и смазки под брендом «Газпромнефть» сегодня вписываются в требования большинства иностранных производителей. Если не вписываются, разрабатываются новые продукты, разумеется, в соответствии с принципом экономической целесообразности: анализ рынка позволяет оценить окупаемость затрат исходя из уровня потребления в стране и выявить перспективные направления развития продуктовой линейки.

Если целесообразность доказана, определяются свойства, которыми должен обладать новый продукт, и начинается работа с присадочными компаниями (крупных в мире всего пять) над технологией производства. Однако разработки нового продукта, отвечающего всем требованиям, недостаточно — необходимо получить одобрение производителя оборудования, причем у каждой компании на этот процесс существуют собственные регламенты, а некоторые производители в принципе не дают таких одобрений, имея в своем портфеле собственный бренд смазочных материалов. Например, Caterpillar работает только на своих маслах, и это тоже одно из направлений деятельности «Газпромнефть — СМ» — выпуск масел под брендом производителя оборудования.

Еще один сложный и дорогостоящий этап — подконтрольная эксплуатация, в ходе которой определяются оптимальные режимы работы масел, во многом зависящие от местной специфики. Например, различие состава газа на разных месторождениях влияет на интервалы замены смазочных материалов в газогенераторных установках. А на Омском НПЗ в ходе замены литола на более современный продукт специалисты «Газпромнефть — СМ» ведут статистику износа подшипников в узлах, отслеживая такие параметры, как изменение расхода смазочных материалов, количество поломок при переходе с одного продукта на другой, рассчитывают экономию от уменьшения количества замен подшипников при работе с новой смазкой. Это одна из методик оценки, используется и другая, в рамках которой сравнивается работа двух одинаковых агрегатов до капремонта с использованием разных смазочных материалов.

Оценка правильности подхода, применяющегося «Газпромнефть — СМ», — востребованность продукции потребителями. В «Газпромнефть-Востоке» на масла под брендом «Газпромнефть» последовательно перевели сначала дизельную технику, а затем и газовые генераторы, причем и при покупке нового оборудования одно из требований предприятия — допуск на применение собственных смазочных материалов. Помимо томских месторождений сервисная компания «Ноябрьскэнергонефть» уже два года обслуживает смазочными материалами и охлаждающими жидкостями «Газпромнефть» установки «Газпром нефть Оренбурга», два месторождения «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза». У сотрудничества с ОНПЗ еще более долгая история — с поставок гостовских масел до использования премиальных продуктов и реализации программы импортозамещения.

Однако в «Газпромнефть — СМ» уверены, что перспективы повышения уровня «масляной локализации» на предприятиях группы очевидны и достаточно масштабны.

Подводные камни

Определяющий фактор при выборе производителя масел и смазок — использующееся оборудование. В технической документации агрегатов чаще всего указано и то, какие смазочные материалы должны использоваться при его обслуживании, и какие характеристики они должны иметь. Но даже при соответствии параметров всем требованиям получить допуск производителям смазочных материалов со стороны, как правило, непросто. Это один из важнейших факторов, определяющих нежелание предприятия использовать «корпоративное» масло. Ситуация не тупиковая — существует, например, возможность работы на постгарантийном или арендованном оборудовании. Такой подход уже используется в «Газпром нефть Оренбурге ». Еще один осложняющий локализацию фактор — обслуживание установок сторонними сервисными компаниями, которые самостоятельно принимают решения о выборе смазочных материалов. Здесь выход в предоставлении подрядчикам доказательств экономической целесообразности использования продуктов «Газпром нефти» и соответствия их мировому уровню. Впрочем, убеждать приходится и специалистов дочерних обществ, которые нередко руководствуются лишь сложившимися традициями. «Чтобы передать „Газпромнефть-Востоку“ уверенность в нашем продукте, мы прошли огромный путь совместной работы длиною в несколько лет, — рассказал Андрей Спирин. — Мы выявили потребности предприятия в смазочных материалах, разработали новые продукты при участии научных учреждений и лабораторий, провели испытания и опытным путем подтвердили надежность масел. Мы готовы проходить такой путь с каждым из предприятий, предлагая лучшее и доказывая эффективность на практике. У всех наших предприятий есть потенциал экономии и увеличения ресурса оборудования за счет использования более эффективных смазочных материалов».

Масла производства «Газпромнефть — СМ» внедряются на ОНПЗ с 2012 года. Одним из первых опытов стала вынужденная ситуация: из-за неправильных действий сборщиков масло из японского компрессора, что называется, «ушло». На закупку американского масла для этой техники попросту не было времени. Выходом стало использование масла Gazpromneft Compressor S Synth 68.
В 2013 году мы уже уверенно приступили к замене масел производства Shell, Mobil на продукцию «Газпромнефть — СМ», и к концу нынешнего года замещено уже семь марок масел. Претензий к новым продуктам у нас нет, а потому нет и никакой необходимости использовать более дорогостоящие импортные аналоги. При этом мы совместно решаем и конкретные технические проблемы.
Так было, например, в ситуации со вспениванием масла, когда решение, предложенное специалистами «Газпромнефть — СМ», позволило исключить внеплановые остановки газовых компрессоров установки КТ-1/1 или при возникновении аварийной ситуации на комплексе ароматических углеводородов, когда оперативные действия коллег позволили в кратчайшие сроки диагностировать проблему и принять правильное решение по ее устранению.
Такая же ситуация и с консистентными смазками на ответственных позициях: мы постепенно отказываемся от применения литола-24, заменяя его Gazpromneft Grease Synth LX EP 2, которая, кстати, показывает отличные результаты, например при работе в низких температурных диапазонах.

Юрий Згуровец,
главный специалист по ремонту
динамического оборудования и демонтажу Омского НПЗ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ