Дополнительный компонент

Дополнительный компонент

Рынок катализаторов каталитического крекинга. Стратегия
«Газпром нефти»

В будущем катализаторное производство ОНПЗ может занять значительную долю российского рынка

Фото: Сергей Сапоцкий, Александр Таран

В минувшем году специалисты катализаторного производства Омского НПЗ получили премию «Газпрома» в области науки и техники за разработку и внедрение в производство нового катализатора каталитического крекинга. Это абсолютно закономерно — развитию катализаторного производства в «Газпром нефти» придается огромное значение, ведь на кону независимость от импорта и доступ к перспективному катализаторному рынку

Текст: София Зорина

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Качество нефтепродуктов — сегодня одно из главных конкурентных преимуществ как на внутрироссийском, так и на мировом рынке. Это обусловлено и чисто экономическими факторами, и повсеместным ужесточением экологического законодательства. Такое положение дел напрямую влияет на рынок катализаторов каталитического крекинга — процесса, обеспечивающего значительную глубину переработки нефти, а значит, и качество получаемых в результате товарных бензинов и сырья нефтехимии.

Динамику этого сегмента катализаторного рынка ярко иллюстрируют статистические данные — в среднем рост потребления катализаторов крекинга составляет 3% в год. Если в середине 80‑х годов прошлого века общий объем производства этого вида катализаторов в мире составлял около 250 тыс. тонн, то к концу первого десятилетия нынешнего — уже 530 тыс. тонн. В настоящее время, по данным аналитиков ИППУ СО РАН, наибольший объем потребления катализаторов каткрекинга приходится на Соединенные Штаты — более 200 тыс. тонн в год и Западную Европу — около 120 тыс. тонн в год. Их догоняют Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Несмотря на то что Россия — крупнейшая нефтяная держава, ни глубиной переработки нефтепродуктов, ни количеством установок каталитического крекинга похвастаться она не может. Цифры говорят сами за себя — из более чем 450 установок каткрекинга, действующих сегодня в мире, на Россию приходится только 10. И четыре из этого десятка — на заводах «Газпром нефти». Последний факт свидетельствует не только о высокой заинтересованности компании в развитии нефтепереработки, но и о повышенной зависимости от состояния катализаторного рынка. Которой, в свою очередь, продиктована активность компании на этом рынке.

Стоит отметить, что не только российский, но и международные рынки катализаторов каталитического крекинга достаточно закрыты. Порядка 70% мирового потребления обеспечивают всего три производителя — американская компания Grace Dаvison и европейские BASF и Albemarle. Эти же игроки «оккупировали» и российский рынок — с той разницей, что здесь ощутимую конкуренцию им составляет Омский нефтеперерабатывающий завод, оставаясь единственным российским производителем, способным сегодня противопоставить западным компаниям качественную и современную продукцию.

ПРОГНОЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СПРОСА
НА КАТАЛИЗАТОРНОМ РЫНКЕ ДО 2020 ГОДА

Источник: Hart’s World Refining and Fuels 2011

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В истории развития катализаторного производства на ОНПЗ отражена вся новейшая экономическая история государства: катализаторная фабрика была введена в эксплуатацию в 60‑х годах прошлого века, то есть в период бурного развития производства; в кризисные 90‑е производство резко сократилось, а в какой-то момент фабрика и вовсе была на грани закрытия; но уже в 1999 году обе каталитические установки ОНПЗ перешли на использование только собственных катализаторов. Несмотря на сложные времена, именно на рубеже 90‑х омские специалисты разработали новое поколение катализаторов каткрекинга — микросферические катализаторы, содержащие цеолит. В дальнейшем этот вид продукции непрерывно совершенствовался, что позволило добиться оптимальных характеристик. Катализатор, получивший название «Люкс», по всем параметрам соответствовал зарубежным аналогам и применялся до 2010 года.

Ужесточение экологических требований и переход омского завода на производство бензинов Евро-4 и Евро-5 потребовали сокращения содержания серы в исходном сырье, что технологически вело к снижению октанового числа бензина. Соответственно, необходимо было разработать новый катализатор с характеристиками, соответствующими изменившимся условиям. Катализатор нового поколения специалисты Омского НПЗ создавали совместно с учеными Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (ИППУ СО РАН). Решить задачу удалось за счет включения в структуру продукта двух активных компонентов — цеолитов типа ZSM-5 и НРЗЭY.

«К особенностям катализаторов, которые начали производиться на ОНПЗ с 2010 года, можно отнести низкое содержание редкоземельных элементов, — рассказал начальник производства ОНПЗ Сергей Гурьевских. — Мало того, наши катализаторы уникальны тем, что содержат дополнительные компоненты, которых нет в зарубежных аналогах. Все это обеспечивает больший выход бензиновых фракций и увеличение октанового числа». В 2010 году новый бицеолитный катализатор прошел опытный пробег на секции 200 комплекса КТ-1/1 ОНПЗ, а в 2011 году его модификация, марка Б, была загружена и на вторую установку каткрекинга Омского завода — комплекс 43–103. За счет этого удалось добиться повышения выхода бензиновой фракции до более чем 50%, увеличения октанового числа бензиновой фракции на комплексе КТ-1/1 на 1,3 пункта, на установке 43–103 — на 0,5 пункта. Экономический эффект от использования новых катализаторов уже исчисляется сотнями миллионов рублей. Разработка и внедрение бицеолитного катализатора была оценена в 2013 году премией «Газпрома» в области науки и техники.

Работа над новыми модификациями катализаторов продолжается. В минувшем году, в том числе по заказу Московского НПЗ, были разработаны бицеолитные катализаторы марок М и Н, которые сейчас проходят испытания на омских установках каткрекинга С-200 КТ-1/1 и 43–103.

РЫНОК В ПЕРСПЕКТИВЕ

Наличие собственного катализаторного производства — это не только возможность самообеспечения. Новые марки катализаторов могут выпускаться на омском заводе по запросу рынка. По словам Сергея Гурьевских, гибкая технология позволяет модифицировать компонентный состав катализаторов под любую производственную задачу любого нефтеперерабатывающего завода. Что касается качества омской продукции, то она абсолютно конкурентоспособна не только на российском, но и на мировом рынке. В 2013 году российские катализаторы каткрекинга прошли сравнительные испытания с зарубежными аналогами в независимой лаборатории греческой фирмы CPERI. «Нам есть над чем работать, но уже сейчас наши катализаторы на уровне зарубежных, а по селективности к бензиновой фракции показали лучший результат, — сообщил Сергей Гурьевских. — Эти испытания позволили нам подтвердить характеристики нашего катализатора и показать, что мы движемся в правильном направлении».

Однако движение вперед не дается легко. Сегодня работа идет на оборудовании, установленном в 60‑х годах прошлого века. Низкий уровень автоматизации и энергоэффективности производства — основные сдерживающие факторы на пути к полноценному освоению российского катализаторного рынка. А побороться есть за что. По оценкам экспертов, к 2020 году потребность в катализаторах каткрекинга в России может достигнуть 18–20 тыс. тонн. Если говорить о возможностях ОНПЗ, то сейчас мощности завода позволяют производить 3 тыс. тонн катализатора в год. При этом реальная загрузка составляет не более 60%, что сказывается на цене продукта. Всего же потребность всех заводов компании, включая сербский, — около 3,5 тыс. тонн катализатора в год.

Чтобы обеспечить своими катализаторами НПЗ, «Газпром нефти» необходима масштабная реконструкция катализаторной фабрики. В настоящее время ведется разработка проектной документации по реконструкции. Предполагается, что после модернизации производства его мощность составит 9 тыс. тонн катализаторов крекинга в год, то есть около 50% перспективной потребности российского рынка. Это не только обеспечит «Газпром нефти» независимость от западных производителей катализаторов, но и позволит стать заметным игроком внутреннего рынка, даст новый толчок к развитию бизнеса.

МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ РЫНКИ КАТАЛИЗАТОРОВ
КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА


Источник: рабочая группа Дирекции нефтепереработки «Газпром нефти», ОНПЗ и ИППУ СО РАН

Инфографика: Алиса Бережная

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ