Битумная связка

Битумная связка

Приобретение Рязанского опытного завода нефтехимпродуктов.
Планы работы на рынке модифицированных битумов Центральной России

Активное развитие битумного производства «Газпром нефти» вписан в рыночные тенденции и прогнозы, которые говорят о стабильном росте этого сегмента

Рязанский опытный завод нефтехимической продукции — мощное, современное, хорошо оснащенное предприятие

Реализация дорожных проектов в центре России предполагает активное использование современных битумных материалов

Фото: Андрей Кузнецов, Денис Синяков, Максим Авдеев

Российский рынок ПМБ в 2013 году

«Газпром нефть» приобрела 100% в уставном капитале ООО «СИНТАЗ-ОЙЛ», которому принадлежит ЗАО «Рязанский опытный завод нефтехимпродуктов» (РОЗНХП). Покупка крупнейшего в России завода, производящего полимерно-битумные вяжущие, позволит компании укрепить лидерские позиции в этом сегменте рынка

Текст: Родион Чепалов

ДОРОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В рейтинге развития дорожной сети Всемирного экономического форума по качеству дорог Россия занимает 136-е место из 144 (2,3 балла из 7). При увеличении за последние 10 лет протяженности автодорог общего пользования на 15% автопарк вырос почти в два раза. При почти в два раза большей площади территории (17 млн кв. км) протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации в 1,2 раза уступает протяженности автомобильных дорог Канады, в 1,6 раза — Китая, в пять раз — США. По значению плотности автодорог на 1 тыс. жителей Россия в 2–3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии.

Однако ситуация начинает меняться, и в последние годы началась реализация сразу нескольких крупных инвестиционных проектов строительства дорог, а общие темпы дорожного строительства должны увеличиться вдвое. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», к 2015 году почти половина всех федеральных дорог будет соответствовать нормативным требованиям (в абсолютных цифрах это 27,18 тыс. км). А протяженность дорог, на которых «будут устранены ограничения по пропускной способности», увеличится на 6,21 тыс. км. В целом работа по совершенствованию дорожной сети страны опирается на глобальную Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года.

Большая доля дорожностроительной активности приходится на центральную часть России. Здесь реализуются такие масштабные проекты, как строительство платной трассы Москва — Санкт-Петербург, автомобильных дорог ГК «Автодор» — трассы М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон». В среднесрочной перспективе речь идет о реализации проектов строительства ЦКАД, поперечных транспортных связей, хорд и рокад в Москве, уменьшающих транспортную нагрузку на центральную часть города.

Строительная активность отразилась и на битумном рынке: по подсчетам экспертов «Инвесткафе», в то время как на большинство нерудных материалов цены в 2013 году росли в пределах инфляции, на полимерно-битумные вяжущие рост достиг 10%. На фоне этих тенденций экономическая целесообразность приобретения «Газпром нефтью» Рязанского опытного завода нефтехимпродуктов (РОЗНХП) — одного из крупнейших производителей полимерно-битумных вяжущих — очевидна.

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПБВ НА РОЗНХП

Инфографика: Алиса Бережная

В РЫНКЕ

По оценке экспертов, в настоящее время рынок ПБВ находится в стадии активного развития. С 2010 года его емкость увеличилась более чем в 3 раза и в 2013 году достигла значения в 140 тыс. тонн. По прогнозам в ближайшие годы рост продолжится, и к 2025-му объем потребления модифицированных битумов преодолеет планку в 500 тыс. тонн. Оптимизм аналитиков опирается на решения правительства РФ о необходимости применения инновационных технологий в дорожном строительстве и увеличении межремонтного срока службы покрытия. Кроме того, вступивший в силу с 1 января 2014 года закон о федеральной контрактной системе (внедрение контрактов жизненного цикла) простимулирует дорожных строителей. Ожидается, что благодаря этому закону дорожники будут активнее применять материалы с улучшенными качественными характеристиками, которые позволят увеличить долговечность дорожных одежд и в перспективе снизить затраты на эксплуатацию.

По итогам 2013 года основным видом полимернобитумного вяжущего, производимого и применяемого в нашей стране, стало ПБВ на основе СБС-полимеров. «Газпром нефть» — крупнейший производитель этого материала. Второе место занимает компания «Технониколь», третье — РОЗНХП, до недавнего времени производивший ПБВ под брендом «Альфабит» для ТНК-ВР, а теперь — новый актив «Газпром нефти».

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ

На сегодня РОЗНХП — крупнейшая российская площадка, где производятся полимерно-битумные вяжущие. В 2013 году завод выпустил 25 тыс. тонн ПБВ. При этом рязанский завод не только мощное, но и современное, хорошо оснащенное предприятие.

На РОЗНХП используется оборудование немецких компаний Siefer и Benninghoven. Наличие собственной лаборатории позволяет тщательно контролировать как качество компонентов, используемых в производстве, так и готовой продукции. При необходимости осуществляется экспресс-коррекция используемой рецептуры или технологического режима для поддержания стабильного качества ПБВ.

Предприятие обладает всей необходимой инфраструктурой для хранения и отгрузки битумной продукции.

«Рязанский завод зарекомендовал себя как надежный поставщик высококачественного ПБВ, — отмечает начальник департамента битумных материалов „Газпром нефти“ Дмитрий Орлов. — Потребители и эксперты положительно оценивают приобретение актива „Газпром нефтью“. Ожидается, что, работая в составе компании, предприятие не только сохранит высокое качество выпускаемых продуктов, но и сможет увеличить объемы производства, обеспечивая постоянно растущий рынок Центрального федерального округа необходимым количеством высококачественного полимерно-битумного вяжущего. Сейчас, после приобретения, на предприятии будет проведен ряд мероприятий по интеграции — приведению производственных и организационных процессов к корпоративным стандартам».

РОЗНХП — не первый актив «Газпром нефти» в центральном регионе страны. На второй квартал 2014 года намечен запуск производства премиального ПБВ по технологии Styrelf на совместном предприятии «Газпромнефть-Тоталь ПМБ», расположенном на Московском НПЗ. Продукт будет обладать улучшенными качественными характеристиками по сравнению с ПБВ, выпускаемому по ГОСТу. Он сможет применяться на участках, где к материалам предъявляются повышенные требования. В то же время производство полимерно-битумных вяжущих на мощностях РОЗНХП относится к сегменту традиционного ПБВ, отвечающего всем требованиям российского ГОСТа. Одновременный выпуск как традиционного, так и премиального ПБВ в центре России позволит «Газпром нефти» охватить все сегменты рынка. Реализация дорожных проектов в центре России предполагает активное использование современных битумных материалов.

Интеграция нового предприятия позволит «Газпром нефти» сохранить лидирующее положение на российском рынке полимерных битумных материалов и обеспечить наших потребителей высокотехнологичными материалами для строительства современных и качественных дорог. Мы рассматриваем производство и реализацию битумных материалов улучшенного качества как одно из важных и перспективных направлений своей деятельности.

АНАТОЛИЙ ЧЕРНЕР,
заместитель генерального директора «Газпром нефти»
по логистике, переработке и сбыту

ЗАО «РОЗНХП»
Выпускает товарные нефтепродукты с 2000 года. В 2011 году на предприятии при помощи специалистов из Германии было запущено производство высококачественного полимерно-битумного вяжущего. Мощность завода — 60 тыс. тонн ПБВ в год. В 2013 году «Газпром нефть» получила на заводе первую продукцию по процессинговой схеме, а с 2014 года объем производства составит около 40 тыс. тонн в год. В качестве сырьевых компонентов для производства ПБВ используются битумы Московского НПЗ и полимерный модификатор ДСТ компании «Сибур». Отгрузка готовой продукции осуществляется в автомобильный и железнодорожный транспорт.
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ
Вяжущее на основе дорожного битума с добавлением в него полимера и пластификатора. ПБВ по сравнению с вязким битумом имеет лучшие показатели качества: повышенную сопротивляемость к деформации; улучшенные свойства при высоких и низких температурах; улучшенные когезионные и адгезионные свойства; повышенную сопротивляемость нагрузкам и усталости, старению. Использование полимер-битумных вяжущих в верхнем слое асфальтобетонного покрытия продлевает срок службы дорог с 3–4 лет, которые обеспечивают обыкновенные битумы, до 7–10 лет. При этом затраты на содержание автодорог сокращаются на 60%.


При подготовке статьи использованы материалы издания «Дороги Евразии»