Города для людей

Города для людей

Принципы реализации социальных проектов на территориях деятельности

3‑этажный комплекс детсада «Планета детства», построенного компанией в Ханты-Мансийске, рассчитан на 200 воспитанников

Хоккейная академия «Авангард» станет центром подготовки хоккейных талантов со всей Сибири и Урала

Ноябрьский мотоклуб —визитная карточка не только города, но и всего Ямало-Ненецкого автономного округа

Спортивные комплексы «Зенит» — «точки сбора» спортивной жизни в городах Ямала

Парк-музей в деревне Русскинская — важный инструмент сохранения культурного наследия коренных народов

Празднование Дня оленевода — большое событие в жизни коренного населения северных регионов деятельности компании

Губернатор ХМАО Наталья Комарова и кинорежиссер Сергей Соловьев отмечают возрастающее значение кинофестиваля «Дух огня» для культурной жизни региона и для российской киноиндустрии

Благодаря существованию программы «Родные города» и поддержке МНПЗ у Удельного детского дома теперь есть собственный микроавтобус

«Газпром нефть» трансформировала программу социальных инвестиций. Изменения в подходах к реализации социальных проектов на территориях деятельности вызваны изменениями в социально-экономическом ландшафте самих регионов и призваны повысить эффективность социальных инвестиций

Текст: Александр Иванов

Столичная жизнь от провинциальной в России всегда отличалась разительно. И дело не только в укладе — люди, например, в Берлине тоже живут совсем не так, как в маленьких немецких городках. Но в отличие от российской провинции немецкая, финская или французская в большинстве своем не менее комфортна, чем центр. А чаще более — как раз за счет меньшей плотности населения при наличии полноценной социальной инфраструктуры. В российской провинции с инфраструктурой проблемы. И не только с ней — культурная жизнь, обучение, занятия спортом на высоком уровне — все это в столицах. Даже возможности жителей большинства российских миллионников далеки от возможностей москвичей и петербуржцев, что уж говорить про города с населением 30, 50, 100 тыс. человек?

Конечно, силами одной, даже крупной, компании, даже в отдельно взятом населенном пункте полностью изменить ситуацию невозможно. В принципе, это и не дело бизнеса. Однако участвовать в развитии территорий, где расположены предприятия компании и живут их работники, бизнес может и должен. В «Газпром нефти» уверены, что люди, живущие в небольших городах, имеют право на такое же качество социальной сферы, что и жители мегаполисов. Именно эта мысль стала базовой при разработке программы социальных инвестиций «Родные города».

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ «РОДНЫЕ ГОРОДА» К 2014 ГОДУ

11,7 млрд рублей cоциально-экономические соглашения с регионами

Более 1,5 млрд рублей — благотворительные программы и проекты

Более 7500 человек — волонтерская деятельность — вовлеченность сотрудников

ОТ КОЛИЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ

За пять лет — с 2007 по 2012 годы — «Газпром нефть» накопила огромный опыт реализации социальных и благотворительных проектов. Объем вложений в социальную сферу превысил 8,4 млрд рублей — в этот период компания выступала преимущественно как спонсор и финансовый инвестор.

Такая роль во взаимоотношениях с региональным сообществом была сформирована под влиянием основного инструмента, который определял (и по настоящее время определяет) участие нефтегазовых компаний в процессе развития территорий деятельности, — соглашений о социально-экономическом сотрудничестве (СЭС). Согласно данным отчетов об устойчивом развитии, на СЭС — продукт госрегулирования в сфере недропользования прошлых лет — приходится львиная доля всех финансовых отчислений на социальную политику. Еще один важный инструмент социального инвестирования как «Газпром нефти», так и других нефтега-зовых компаний — благотворительная помощь, которая оказывается по частным обращениям граждан, общественных и некоммерческих организаций.

В целом такой подход позволяет компаниям участвовать в реализации крупных проектов, которые обеспечивают инфраструктурное развитие регионов на системном уровне, предоставляет возможность оперативного оказания помощи, предполагает поддержку знаковых региональных проектов, работающих на формирование бренда региона. В то же время использование СЭС как единственного инструмента социального инвестирования серьезно ограничивает возможность повышения эффективности социальной и благотворительной деятельности. Это в определенной степени поддерживает иждивенческое отношение жителей регионов к бизнесу, в то же время репутационные дивиденды от реализации проектов зачастую присваиваются третьими сторонами. При этом оценка социальных проектов зависит от множества не контролируемых компанией факторов, а самое главное — недостаточна синергия со стратегией развития бизнеса. Регулярные исследования, которые «Газпром нефть» проводит в регионах деятельности, выявили еще одну проблему — неспособность региональных и муниципальных бюджетов поддерживать на должном уровне передаваемые им инфраструктурные объекты.

Стоит отметить, что за почти 10 лет значительно изменились и сами правила игры. Во-первых, стал более сложным сам региональный ландшафт компании в первую очередь за счет увеличения пула приоритетных регионов присутствия. В то же время в сторону субъектов сместился и вектор развития страны, от федерального центра регионам была передана значительная часть как полномочий, так и обязательств. Изменились и критерии оценки деятельности региональных властей — в приоритете сегодня объем инвестиций, размер налоговых поступлений, качество жизни и удовлетворенность людей. Одно из проявлений такой коррекции — создание консолидированных групп налогоплательщиков, по сути возвращение налогов крупного бизнеса в регионы производственной деятельности.

Еще одна значимая тенденция — рост требований жителей регионов к качеству социальной политики и уровню гарантий, в том числе резкий рост запроса на качественную городскую среду за пределами двух столиц. При этом на фоне повышения социальной активности общества уровень развития предпринимательства в социальной и гуманитарной сферах остается низким, а дефицит механизмов для позитивной социальной активности граждан, напротив, высок. В таких условиях реальную отдачу приносят только действительно эффективные социальные инвестиции. Соответственно, назрела необходимость в переходе от количества реализуемых проектов к качеству всей программы.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ «РОДНЫЕ ГОРОДА»

«ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ»

Проекты, направленные на создание условий для комфортной жизни: развитие жилого фонда, благоустройство территории и развитие дворовой инфраструктуры. Тем самым компания повышает привлекательность населенных пунктов для жизни, что в том числе позволяет укреплять кадровый потенциал предприятий, от чего напрямую зависят производственные и экономические результаты.

В 2013 году очередной многоквартирный жилой комплекс был заселен в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, а в югорском Ханты-Мансийске началось строительство уже второго жилого комплекса.

«НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ»

Объединяет все образовательные проекты, начиная с волонтерских акций, в рамках которых сотрудники компании проводят открытые уроки для детей из детских домов, и заканчивая строительством образовательных учреждений (например, детский сад нового типа «Планета детства» в Ханты-Мансийске).

«МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОБЕД»

Проекты, направленные на создание условий для формирования сильных региональных спортивных школ, развития здорового поколения и новых чемпионов, представляющих Россию на международном уровне. Флагманы этого направления социальных инвестиций «Газпром нефти» — хоккейная академия «Авангард» в Омске с филиалами в других регионах, сеть спорткомплексов «Зенит» в ЯНАО и проект «Спорт во дворе», который реализуется во всех регионах присутствия и направлен на создание дворовых спортивных площадок.

«КУЛЬТУРНЫЙ КОД»

В этом направлении программы социальных инвестиций объединены все проекты, направленные на сохранение и развитие культурного потенциала территорий, на создание культурных магнитов, формирующих идентичность горожан, питающих их гордость за родные города, формирующих визитные карточки территории. «Газпром нефть» в течение восьми лет участвует в организации и проведении ежегодного международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» (Spirit of Fire), который проводится в Ханты-Мансийске.

«СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ»

Проекты компании, направленные на сотрудничество с народами Севера, раскрытие их потенциала, включение их в современность при сохранении культуры и обычаев предков. Основной принцип во взаимоотношениях компании с коренными народами — уважение к культуре и самобытности этносов. Важными «инструментами» сохранения культурного наследия коренных народов являются парки-музеи, такие как в деревне Русскинская и в селе Варьеган. На осень 2014 года запланировано открытие лагеря дневного пребывания для детей коренных народов Севера.

К «РОДНЫМ ГОРОДАМ»

Если анализировать работу «Газпром нефти» в социальной сфере, то логика развития региональной политики становится очевидной. С 2007 по 2009 годы решались наиболее острые проблемы территорий, связанные с жизнеобеспечением, такие как ремонт и реконструкция жилья, объектов социального назначения, оснащение котельных и станций водоочистки, обеспечение школ мебелью, организация питания школьников и т.д. Позднее, в 2009–2012 годах, реализовывались проекты, направленные на повышение качества жизни за счет создания современной социальной и спортивной инфраструктуры. В Ханты-Мансийске была построена Югорская шахматная академия, в ЯНАО возводились спорткомплексы «Зенит», во всех регионах — дворовые универсальные спортплощадки, строилось жилье, благоустраивались территории. Именно в это время была заложена основа для трансформации программы социальных инвестиций — приняты концепция региональной политики компании и политика благотворительной деятельности.

В январе 2013 года с помощью масштабного аудита проектов удалось оценить и их эффективность, и ожидания местных сообществ от дальнейшей социальной деятельности компании. Эта информация стала базой для обновления принципов деятельности в социальной сфере регионов: компания сделала ставку на реализацию комплексной программы социальных инвестиций, стимулирующей активное включение общественности в совершенствование своей жизни. В этой схеме «Газпром нефть» уже выступает инициатором позитивных изменений.

«Комплексная программа социальных инвестиций „Родные города“ объединила серию проектов, каждый из которых направлен на повышение качества жизни в городах присутствия компании, расширение доступа их жителей к качественной городской среде, образованию и культуре», — подчеркнул заместитель генерального директора «Газпром нефти» по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль.

При формировании нового подхода к реализации программы был изучен опыт западных компаний, уже преодолевших путь трансформации своей социальной политики. Значительная часть работ при реализации проектов осуществляется силами партнеров и волонтеров, что снижает финансовую нагрузку на компанию при увеличении позитивного отклика за счет учета интересов и вовлечение творческого потенциала местного сообщества. Базовые проекты программы возможно масштабировать на различные территории присутствия компании, вовлекая местное сообщество в их модификацию и адаптацию под актуальные запросы и условия. Примером может служить проект создания хоккейной академии «Авангард». На базе одной из ведущих хоккейных школ страны, «Авангарда», в Омске формируется межрегиональная система хоккейной подготовки детей и молодежи с обширной филиальной сетью хоккейных центров в других городах Сибири и Урала.

Компания исходит из принципа, что люди, живущие в небольших городах, имеют право на такое же качество социальной среды, что и жители мегаполисов. И, инвестируя в свои «родные города», «Газпром нефть» добивается высочайшего уровня реализации проектов,некоторые из них являются уникальными для России.

Имиджевые дивиденды при этом становятся значительно более солидными: компания воспринимается как высокотехнологичная и инновационная, при этом приносящая в регион передовые стандарты жизни, решающая актуальные проблемы жителей. При таком сценарии бизнес становится катализатором консолидации всех сторон, участвующих в процессе улучшения качества жизни на территории, силой, дружественной обществу, и партнером государства в решении социальных проблем.

Это позволяет рассматривать социальные инвестиции как один из элементов бизнес-стратегии: за счет комплексного развития территорий присутствия создаются благоприятные социально-экономические и политические условия для реализации производственной программы и достижения бизнес-целей.

ЗАЧЕМ НЕФТЯНИКАМ «РОДНЫЕ ГОРОДА»?
Уверен, для компаний, заинтересованных в своем развитии и дальнейшей успешной работе, вопрос участия или неучастия в жизни общества не стоит. Ответ здесь может быть только один. Социальные инвестиции необходимы бизнесу. Они способствуют формированию положительного имиджа и повышению репутации компании. Более того, участие в социальных программах порождает особое отношение работников к своему предприятию. Люди, видя, что компания заинтересована в создании атмосферы благоприятствования, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей и соблюдению трудовой дисциплины. Социальная активность также способствует повышению доверия к предприятию в целом и к выпускаемой им продукции. Участие в жизни общества — это своеобразный показатель стабильности и надежности компании.

ВИКТОР НАЗАРОВ,
Губернатор Омской области

Конструктивный диалог со всеми заинтересованными в нем сторонами, формирующими местное сообщество — от губернатора до жителей отдаленных поселков, — это почерк современной компании, стремящейся к максимальной эффективности. Именно поэтому было принято решение о выводе программы социальных инвестиций на качественно новый уровень, позволяющий не только использовать финансовые ресурсы компании, но и потенциал сотрудников, местного населения. Ведь «Родные города» — это не просто красивое название: нефтедобывающие предприятия имеют очень тесную географическую и социальную связь с конкретными территориями, являются их неотъемлемой частью. Поэтому уровень развития регионов, удовлетворенность их населения условиями жизни — важный производственный фактор, и повышение этого уровня — часть бизнес-стратегии компании.

ВАДИМ ЯКОВЛЕВ,
Первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»

Сильному бизнесу нужно здоровое общество. От этого зависит качество трудового потенциала, состояние делового климата в стране и регионе присутствия, сокращение рисков, связанных с социально-экономической нестабильностью. При этом корпоративная социальная деятельность должна быть результативной для самих компаний, усиливать их конкурентные преимущества, укреплять потенциал развития. Перед компаниями стоит задача повышения результативности социальных программ, эффективного использования предназначенных на эти цели ресурсов, правильного выбора приоритетов, которые, соответствуя собственным стратегическим задачам, отвечают ожиданиям окружающего сообщества.

ЕЛЕНА ФЕОКТИСТОВА,
Директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП РФ