Заложники маневров

Заложники маневров

Фискальная политика в отношении темных нефтепродуктов и приравненных к ним смазочных материалов

На Омском заводе смазочных материалов «Газпром нефть» построила высокотехнологичный комплекс по смешению и фасовке масел В 2013 году «Газпромнефть-СМ» увеличила объем продаж масел и смазок на 10% по сравнению с 2012 годом

Фото: Александр Таран, Николай Кривич

Из-за несбалансированной фискальной политики государства отечественное производство смазочных материалов находится в критическом состоянии. Если принятое правительством решение о повышении ряда экспортных пошлин не будет скорректировано, то уже в ближайшее время могут начать закрываться профильные предприятия

Перспектива повышения пошлин на темные нефтепродукты грозит стране полной зависимостью от импортных масел, предупреждают эксперты. А компаниям, ранее заявившим о намерениях создать новые комплексы по производству современных базовых масел, придется отказаться от своих планов. Цена вопроса — несколько миллиардов рублей налоговых поступлений в бюджет. Впрочем, возможно, что «масляный вопрос» будет урегулирован в рамках очередного налогового маневра, который сейчас обсуждает кабинет министров.

СВЕТЛЫЕ ПРОТИВ ТЕМНЫХ

Сегодня правительство пытается стимулировать развитие нефтепереработки, введя в 2011 году режим экспортных пошлин «60—66—90», где 60 — это пошлина на сырую нефть (в процентах от ее средней стоимости за предыдущий месяц), 66 — пошлина на дизельное топливо и темные нефтепродукты, а 90 — пошлина на бензины (в процентах от пошлины на сырую нефть). В дальнейшем запланировано повышение пошлин на мазут и другие темные нефтепродукты с 66% до 100%. Все это побуждает вертикально интегрированные нефтяные компании сокращать объемы производства и экспорта мазута, активно вкладывая средства в модернизацию НПЗ, чтобы увеличить глубину переработки и объемы выпуска светлых нефтепродуктов. В целом это вполне очевидное и соответствующее рыночным тенденциям направление движения, если бы не одно но: вместе с мазутом за борт отечественной переработки выплескиваются и масла, битумы, кокс, поскольку пошлина на темные не диверсифицирована и распространяется и на эти готовые продукты с высокой добавленной стоимостью.

В случае с маслами пошлина становится критически важным фактором для развития всего сегмента. В России производится ежегодно около 2,3–2,5 млн тонн базовых масел, и практически весь этот объем — масла I группы, а более технологичные масла II и III групп, которые используются в современном автотранспорте, в нашу страну импортируются. Внутреннее потребление всех базовых и готовых масел составляет около 1,5–1,6 млн тонн в год, из них на импорт приходится около 0,4 млн тонн. Образующийся профицит базовых масел I группы — примерно 1,3 млн тонн — идет на экспорт. Вот тут производителей и подстерегает таможенная пошлина. Внешние рынки стагнируют, конкуренция на них высокая, поэтому экспортную цену повышать нельзя. На внутреннем рынке компенсировать потери также сложно — спрос в целом в прошлом году практически не вырос, при этом на масла I группы спрос постоянно снижается, поскольку транспорт и индустриальное оборудование требуют более «продвинутых» масел II и III групп, что соответствует общемировой тенденции. По оценкам экспертов, к 2020 году структура потребления базовых масел групп I и II/III может составить 50/50, к 2030 году — 30/70.

Сейчас большинство отечественных производителей базовых масел работают на грани рентабельности. «Текущая налоговая нагрузка в виде нынешнего значения экспортной пошлины существенно бьет по масляному производству, тормозя развитие экспортных поставок и уменьшая инвестиционный потенциал российских компаний. На эту ситуацию накладывается и внутренний фактор замедления потребления на рынке РФ», — говорит генеральный директор компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Александр Трухан. Несколько лучше рынка чувствуют себя производители, которые имеют широкую продуктовую линейку, включающую в себя премиальную продукцию. Так, «Газпромнефть-СМ» в 2013 году увеличила объем продаж масел и смазок на 10% по сравнению с 2012 годом — до 492 тыс. тонн, причем продукции премиумкласса продано больше на 7% — 162 тыс. тонн. С такими показателями «Газпромнефть-СМ» сегодня занимает 14% российского рынка масел и первое место по объему производства смазок с долей 16%. Продажи компании в России росли за счет расширения географии сбыта и заключения контрактов с крупными промышленными предприятиями. Кроме того, «Газпромнефть-СМ» поставляет моторные масла под премиальным брендом G-Energy в 42 страны мира (данные 2013 года). Однако проблема пошлин на темные затрагивает абсолютно всех производителей масел уже сейчас, а в дальнейшем, если не решить вопрос, ситуация будет только усугубляться.

СМЕРТЕЛЬНАЯ СОТНЯ

Предполагаемое повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты и приравненные к ним масла до 100% от пошлины на сырую нефть убьет экспорт и сделает бизнес убыточным, а также приведет к тому, что компании при рассмотрении возможных альтернатив использования сырья будут выбирать не производство масел, а, например, расширение мощностей по выпуску дизельного топлива и бензина, считают эксперты. Из-за действующего в последние годы налогового режима большинство компаний, производящих масла, уже фиксируют убытки. В случае закрытия производств Россия попадет в полную зависимость от импорта и лишится возможности экспортировать продукт высокой степени переработки.

Ситуация с пошлинами ставит под угрозу и планы ВИНКов по созданию в России собственного производства базовых масел II/III групп. В частности, такой проект «Газпром нефть» планирует в среднесрочной перспективе реализовать на Омском заводе смазочных материалов. Напомним, что ранее компания построила на ОЗСМ высокотехнологичный комплекс по смешению и фасовке масел, который рассчитан на производство 110 тыс. тонн масел и фасовку 180 тыс. тонн готовой продукции. Планы — к 2025 году нарастить общий объем производства масел до 633 тыс. тонн, из которых 330 тыс. тонн будет приходиться на долю высококлассных фасованных масел. На отечественном рынке смазочных материалов «Газпромнефть-СМ» рассчитывает занять порядка 18%. С 2008 по 2012 год компания уже инвестировала в развитие производства в сегменте смазочных материалов 5,5 млрд рублей, а с 2013 по 2025 год запланированный суммарный объем инвестиций составляет 20,8 млрд рублей. Однако, по словам Александра Трухана, «без снижения экспортных пошлин на смазочные материалы столь необходимое для российских компаний техническое перевооружение, в первую очередь строительство установок по производству базовых масел групп II и III, может быть снято с повестки дня как нерентабельное».

ВИНКи уже не первый год пытаются достучаться до правительства, представляя чиновникам все более и более развернутые выкладки по ситуации в сегменте смазочных материалов и предлагая разные схемы снижения размера пошлины. Пока безрезультатно. Некоторое время назад один из сотрудников Министерства энергетики говорил, что «масла относятся к светлым нефтепродуктам, они попали в этот список (темных нефтепродуктов. — Прим. автора) случайно». Единственный аргумент, который блокирует решение столь очевидного вопроса, — снижение доходов федерального бюджета. О какой же сумме идет речь? Чтобы понять порядок цифр, можно произвести несложный расчет — в июне этого года размер пошлины на темные нефтепродукты составлял $254,1 за тонну, таким образом, планируемое повышение пошлины с 2015 года до 100% составляет около $139. При экспорте базовых масел в 1,3 млн тонн в год общий рост поступлений в бюджет будет, соответственно, $181 млн или около 6,3 млрд рублей (по курсу 35 рублей за доллар). При этом общие доходы федерального бюджета в этом году ожидаются в объеме 14,2 трлн рублей. То есть вклад повышения пошлины на масла в бюджет составляет всего около 0,04%. Стоит ли это того, чтобы потерять инвестиции в десятки миллиардов рублей в создание новых высокотехнологичных производственных мощностей и тысяч рабочих мест, поставить всю отрасль на грань остановки, а российскую промышленность и потребителей посадить на стопроцентную зависимость от импорта? Вопрос, как говорится, риторический.

И СНОВА ПЕРЕМЕНЫ

Возможно, судьба масляного бизнеса решится в рамках очередного налогового маневра, который обсуждает кабинет министров. На этот раз речь идет о снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Спешка объясняется тем, что необходимо минимизировать бюджетные риски: уже с 1 января 2015 года начнет работать Евразийский экономический союз России, Беларуси и Казахстана, в рамках которого российские компании могут получить соблазн в виде более низких экспортных пошлин (в странах Союза. — Прим. автора). Смысл нового маневра — максимально быстрое снижение экспортных пошлин с параллельным увеличением НДПИ», — поясняет аналитик «Промсвязьбанка» Екатерина Крылова.

Минфин и Минэнерго согласовали общие принципы нового маневра. Руководитель Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин пояснял в начале июня этого года, что маневр будет растянут на четыре года. «В конце, с 2018 года, мы будем иметь примерно такие же параметры: экспортная пошлина на нефть 30%, мазут — 100%, на светлые нефтепродукты — 26%, ставки НДПИ — чуть меньше 1 тыс. рублей за тонну», — сообщил он. По его словам, «если мы снижаем экспортную пошлину, то у нас растет внутренняя цена на нефть. Если в результате этих изменений будет рост цен на нефтепродукты, то мы их скомпенсируем за счет снижения акцизов». Потенциал роста цен на топливо, по оценке чиновников, составляет «где-то 2–2,5 рубля за литр на конец завершения маневра». Но снижение акцизов, чтобы нивелировать рост на 2–2,5 рубля, приведет к выпадению доходов дорожных фондов. «Необходимо будет найти способы компенсации доходов, которые автоматически выпадут из федерального и региональных дорожных фондов. Это важный бюджетный момент, по нему нужно будет определиться», — подчеркнул Илья Трунин.

Последние параметры маневра, известные на момент подготовки материала, подразумевали снижение пошлины на сырую нефть в 2017 году до 30%, повышение НДПИ до 950 рублей, снижение пошлин на дизель и бензин до 30% и повышение пошлины на мазут до 100% от нефтяной ставки. По оценке Екатерины Крыловой, «в целом очередной планируемый налоговый маневр может негативно сказаться на переработчиках нефти, сегмент добычи нефти пострадает минимально».

В совокупности же маневр приведет к росту нагрузки на нефтяную отрасль. По подсчетам правительства, которые приводит ИТАР-ТАСС, доходы нефтяных компаний в 2015 году снизятся на 130 млрд рублей к уровню текущего года, в 2016 году — на 100 млрд рублей, в 2017 году — на 50 млрд рублей. «С 2010 года в систему налогообложения нефтяной отрасли было внесено полтора десятка изменений, — резюмируют аналитики „ВТБ Капитал“. — Мы негативно относимся к данной практике, считая, что она осложняет долгосрочное планирование и ставит под сомнение доходность инвестиций в отрасль».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ