Омский поток

Модернизация логистической инфраструктуры Омского НПЗ

Фото: Александр Таран, Николай Кривич

СТРУКТУРА ОТГРУЗКИ В 2013-2020 ГГ., МЛН ТОНН

ПОГРЕШНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКОГО УЧЕТА ПРИ Ж/Д И АВТООТГРУЗКАХ, ±%



Инфографика:
РАМБЛЕР ИНФОГРАФИКА / Михайлова Мария

Омский нефтеперерабатывающий завод приступил к реализации второго этапа программы развития, направленного на повышение глубины переработки нефти. В результате должны измениться и структура, и объемы выпускаемой продукции, а значит, потребуется не только модернизация производства, но и всей логистической инфраструктуры

Текст: Алексей Чернов, София Зорина

До 2020 года «Газпром нефть» инвестирует в развитие Омского НПЗ более 115 млрд рублей: продолжится реализация программ, которые позволят повысить экологичность моторных топлив, глубину переработки нефти, расширить ассортимент высокооктановых бензинов, дизеля, кокса, современных битумных материалов, продуктов нефтехимии. Главным итогом преобразований должен стать значительный рост объемов производства и отгрузки востребованных на внутреннем рынке моторных топлив (светлых нефтепродуктов) и сокращение выпуска традиционно экспортно-ориентированных темных нефтепродуктов. Это обуславливает необходимость формирования концептуального и долгосрочного плана развития отгрузочной инфраструктуры омского завода. Таким образом, долгосрочное планирование заменит практику реализации отдельных проектов модернизации отгрузки, появлявшихся по мере нарастающих потребностей производства.

Качать или везти

Сегодня до 70% всего ассортимента и объемов нефтепродуктов ОНПЗ отгружается железнодорожным транспортом, еще около четверти — трубопроводным, часть сжиженных углеводородных газов (СУГ), битумных и смазочных материалов вывозятся с завода автотранспортом. Географическое расположение ОНПЗ на берегу судоходного Иртыша предопределило наличие еще и речной отгрузки. В период навигации до 200 тыс. тонн нефтепродуктов отправляется потребителям труднодоступных северных регионов Западно-Сибирского федерального округа нефтеналивными судами. И фактически это единственная часть схемы отгрузок, которую менять не планируется, — «Газпром нефть» выступает гарантом стабильности речных поставок потребителям в Ханты-Мансийском автономном округе.

Рост объемов выпуска светлых нефтепродуктов позволит в будущем увеличить долю отгрузок трубопроводом, так как резерв пропускной способности инфраструктуры и предприятия, и «Транснефти» позволяет прокачивать значительно больше автобензинов и дизельного топлива, чем сейчас. Важное преимущество отгрузки «трубой» — снижение нагрузки на заводскую и магистральную железнодорожную инфраструктуру. К тому же в ряде случаев качать дешевле, чем возить. «Качать нефтепродукты дешевле, поскольку тариф на транспортировку трубопроводным транспортом для одинаковых участков не может превышать 70% от железнодорожного, что закреплено законодательно, — пояснил генеральный директор „Газпромнефть-Логистики“ Олег Феклистов. — Именно поэтому там, где это оправдано, мы совместно с различными подразделениями блока логистики, переработки и сбыта реализуем мероприятия по переориентации железнодорожных объемов в трубу». В числе проектов последнего времени — открытие в 2013 году нового базиса отгрузки дизельного топлива — линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) Петропавловск в Казахстане, до которой топливо идет по трубопроводу. В перспективе планируется начать отгрузку в трубу АИ-95 в восточном направлении — с прокачкой до ЛПДС Сокур под Новосибирском, куда сейчас отправляется дизельное топливо и бензин АИ-92.

Несколько возрастут к 2020–2025 годам и объемы отгрузки продукции автотранспортом прямо с территории завода. Основа этих планов — прогноз роста в регионе спроса на смазочные и битумные материалы, СУГ. С 2014 года автотранспортом доставляется и авиатопливо в омский аэропорт, что сокращает транспортные издержки и повышает скорость доставки керосина сбытовому подразделению «Газпромнефть-Аэро».

Впрочем, основой структуры отгрузки с Омского НПЗ по-прежнему остается железнодорожный транспорт. «Труба» не в силах конкурировать с железной дорогой с точки зрения разветвленности сети, кроме того, по трубопроводам можно отгружать только узкий ассортимент нефтепродуктов, что накладывает объективные ограничения на повышение доли отгрузок этим в целом удобным и экономичным видом транспорта. Автомобильные перевозки гораздо дороже. Поэтому и в программе логистического развития ОНПЗ основное место занимают проекты развития железнодорожной инфраструктуры.

Логистическая модернизация

Отгрузка продукции с ОНПЗ практически полностью осуществляется с трех товарно-сырьевых баз: ТСБ-1 (все марки темных нефтепродуктов, сжиженные углеводородные газы, ароматические углеводороды и некоторые марки малотоннажных светлых нефтепродуктов); ТСБ-2 (крупнотоннажные светлые нефтепродукты) и «Битумной».

Рост доли светлых нефтепродуктов в производственной программе завода потребует в первую очередь модернизации железнодорожных наливных терминалов на ТСБ-2. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2007 году: в эксплуатацию была введена крупнейшая в Европе автоматическая установка тактового налива светлых углеводородов (АУТН-2). В настоящее время обосновывается целесообразность реновации двух оставшихся наливных терминалов ТСБ-2.

Ждут перемены и первую ТСБ — там скоро начнется замена действующей эстакады «Титул 380», работающей с 1955 года. Вместо нее функции отгрузки в железнодорожные цистерны светлых нефтепродуктов и ароматических углеводородов возьмет на себя новая современная автоматическая установка тактового налива (АУТН-1). Ее ввод позволит повысить надежность и безопасность налива, автоматизировать процессы отгрузки и учета продукции, снизить воздействие на окружающую среду и уровень безвозвратных потерь нефтепродуктов.

В целом в той или иной степени реновации подвергнутся все без исключения терминалы отгрузки на ОНПЗ. Ни одна эстакада налива, ни один заводской терминал не останутся без инвестиционного внимания. Модернизировать придется и железнодорожные пути, протяженность которых на территории завода составляет 45 км.

Изменение структуры и объема отгрузок с Омского НПЗ потребуют модернизации не только заводской инфраструктуры, но и станции Комбинатской. Загруженные на терминалах ОНПЗ вагоны маневровыми локомотивами выводятся «за забор», в так называемый Газовый парк Комбинатской станции, представляющий по сути железнодорожную стоянку. Здесь они сортируются и отсюда отправляются потребителям.

Совместный с РЖД проект по развитию инфраструктуры железнодорожного узла связан в первую очередь с планируемым увеличением использования омским заводом нового сырья — стабильного газового конденсата (СГК), который в основном доставляется на ОНПЗ по железной дороге. Организованная в 2012 году временная схема приема СГК на базе действующей заводской и станционной инфраструктуры позволяет принимать не более 50 тыс. тонн сырья в месяц, а уже в среднесрочной перспективе поток конденсата вырастет до 100 тыс. тонн. Проблему решит уже начатое строительство на заводской территории терминала слива и отправки на переработку СГК.

Укрупнение и маршрутизация

Помимо модернизации отгрузочной инфраструктуры, программа транспортного развития Омского НПЗ предусматривает повышение эффективности логистических бизнес-процессов, в первую очередь за счет сокращения издержек, так или иначе связанных с отгрузкой. Сюда можно отнести и снижение погрешности коммерческого учета, и укрупнение отгрузок, и использование более технологичного подвижного состава, такого как танк-контейнеры.

В рамках программы повышения точности измерений при отгрузках остается наладить автоматизированный инструментальный учет некоторых видов нефтепродуктов, отгружаемых железнодорожным транспортом. Для этого будут построены статические железнодорожные весы для учета сжиженных углеводородных газов (СУГ), такое же оборудование на АУТН-1 и АУТН- 2. А ТСБ-1 предполагается оснастить динамическими весами. Предполагается, что уже к 2016 году при отгрузках с ОНПЗ будут использоваться только высокоточные инструментальные методы учета, при этом погрешность учета 2/3 от всего объема продукции не превысит 0,25%.

Укрупнение отгружаемых потребителям партий нефтепродуктов позволяет получить дополнительные тарифные скидки на перевозку и снизить транспортные затраты. Идеальный вариант укрупнения — это маршрутная отправка, когда все грузы в полностью сформированном составе направляются в пункты выгрузки, расположенные в одном районе. Работа в этом направлении дала эффект 860 млн рублей в 2011 году, более 920 млн рублей в 2012‑м, в прошлом году он достиг показателя в 1 млрд рублей, а в нынешнем ожидается на уровне 1,7 млрд рублей. На увеличение доли маршрутных и групповых отправок направлено и приобретение двух дополнительных маневровых локомотивов. Новые локомотивы будут задействованы и в организации приема стабильного газового конденсата. Расширение парка позволит сократить затраты на маневровые работы.

Еще одним логистическим минимизатором издержек можно назвать новую технологию перевозки нефтепродуктов — в специальных танк-контейнерах по схеме «от двери до двери» без промежуточного перелива продукта при смене вида транспорта, Это повышает безопасность перевозки, сохранность груза, обеспечивает экономию на железнодорожных тарифах по сравнению с перевозкой в вагонах-цистернах, а также предоставляет возможность быстрой перевалки контейнеров-цистерн с одного вида транспорта на другой. Только за 2013 год экономия для компании от использования танк-контейнеров при транспортировке с ОНПЗ составила более 60 млн рублей. В настоящее время рассматривается целесообразность оборудования в периметре предприятия собственной контейнерной площадки.

За несколько лет бизнес-функционал «Газпромнефть-Логистики» значительно вырос. Изначально мы ограничивались функциями грузоотправителя: занимались оформлением товарно-транспортных документов, учетом и сопровождением отгруженной продукции, взаимодействием с транспортными компаниями, а также первичной логистикой — укрупнением отправок и контролем за наполняемостью вагонов-цистерн. По мере накопления опыта и реальных компетенций стала очевидной целесообразность расширения зоны нашей ответственности. Уже в 2012 году были получены лицензионно-разрешительные документы, позволяющие эксплуатировать взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты. С ноября 2013 года «ГПН-Логистика» начала собственными силами обслуживать эстакады слива-налива нефтепродуктов, расположенные на территории омского завода, и выполнять полный комплекс погрузочно-разгрузочных операций, включая налив нефтепродуктов.

ВАДИМ СИМДЯКИН,
начальник департамента логистики и транспорта «Газпром нефти»