Сетевой эффект

Сетевой эффект

Основные тенденции на рынке бункеровок. Стратегия развития «Газпромнефть Марин Бункера»

Фото: Евгений Уваров, Максим Авдеев

Мировой и российский рынки бункеровок растут вместе с повышением привлекательности водного транспорта и, соответственно, с увеличением объемов перевалки грузов в морских и речных портах. Все основные рыночные тенденции учтены в стратегии развития «Газпромнефть Марин Бункера» — оператора бункеровочного бизнеса «Газпром нефти»

Текст: Игорь Свириз

Морские перспективы

Бункеровка судов — сервисный бизнес, поэтому направление его развития полностью определяют тренды рынка морских и речных перевозок. Что касается количественных характеристик, то основная тенденция в сфере морских перевозок — это рост. По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот морских портов России за 2013 год по сравнению с 2012‑м увеличился на 3,9% до 589 млн тонн. Наибольший рост зафиксирован на терминалах Арктического бассейна (+19,2%), что говорит о возрастающей экономической роли этого региона, однако абсолютные показатели арктических портов гораздо ниже, чем показатели терминалов, расположенных на основных грузовых магистралях России. Если порты Арктического бассейна за год переработали 46,2 млн тонн грузов, то в самом оживленном в России Балтийском бассейне объем перевалки составил 215,8 млн тонн (+4,1%). В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 144,8 млн тонн (+7,8%). Единственным сработавшим в минус в 2013 году стал Азово-Черноморский регион — грузооборот морских портов этого бассейна сократился на 1,3% до 174,4 млн тонн, что в первую очередь связано с ухудшением показателей самого крупного черноморского порта — новороссийского. Однако эксперты не оценивают это как долгосрочную тенденцию. Рост продолжился и в нынешнем году — по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, объем грузооборота в российских морских портах с января по апрель 2014 года увеличился на 6,2% по сравнению с показателями 2013‑го — до 197 млн тонн.

Положительную динамику на бункеровочном и транспортном рынках наглядно иллюстрируют показатели результатов работы «Газпромнефть Марин Бункера»: суммарный объем реализации судовых топлив компании «Газпромнефть Марин Бункер» по итогам 2013 года составил около 3,2 млн тонн, что на 10% больше объемов, реализованных в 2012 году. При этом доля объема реализации бункерного топлива «в борт» составила 2,2 млн тонн — на 22% больше показателей 2012 года. Что характерно, годовой результат на 15% превысил показатели, заложенные в бизнес-плане. Это тоже вписывается в общую тенденцию — фактическая емкость внутреннего бункеровочного рынка России в последние годы регулярно превышает экспертные прогнозы. Тенденция такова, что дельта измеряется не долями процента и даже не процентами — речь идет о двузначных цифрах. Сегодня объем рынка составляет по разным оценкам 11,5 млн тонн, и «Газпромнефть Марин Бункер» стабильно занимает примерно пятую его часть, разделив внутрироссийские акватории преимущественно с операторами бункеровочного бизнеса крупных вертикально интегрированных компаний. Усиление их влияния — еще одна рыночная тенденция.

Естественная глобализация

На российском бункеровочном рынке сегодня работают порядка 100 компаний, крупнейшие из которых — «Газпром нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Транснефть» (вместе с группой «Сумма») и «Трансбункер» — занимают его большую часть. Дело не в агрессивной политике ВИНКов и не в применении административных рычагов (напомним, что предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина об ограничении рынка бункеровки только структурами ВИНКов воплощено в жизнь не было). По мнению заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, высказанному в интервью «Интерфаксу», это вполне естественный процесс: «Действующее законодательство не содержит норм, которые бы разрешали бункеровочную деятельность только ВИНКам, но существующая ситуация в портах показывает, что доля, занимаемая ВИНКами, растет с каждым годом естественным образом. Почему? Да потому, что возможностей у них больше. Когда ты, условно, бункеруешь пять тысяч тонн в год, то средств на воспроизводство у тебя никаких — соответственно, начинают страдать и качество, и безопасность».

Именно поэтому ВИНКи, в том числе «Газпром нефть», в своей долгосрочной стратегии делают ставку на расширение географии. План развития «Газпромнефть Марин Бункера» предполагает формирование единой сбытовой сети в ключевых портах — как российских, так и европейских. Сетевой эффект, в свою очередь, позволяет увеличивать клиентскую базу и заключать долгосрочные договоры бункеровки с крупными судоходными компаниями. При этом усиление конкуренции, в том числе за перевалочные мощности, диктует необходимость развития собственной инфраструктуры: создание терминальной сети позволяет обрести независимость от контрагентов по перевалке и обеспечить необходимый объем продаж. В свою очередь, соблюдение всех требований международных стандартов качества услуг бункеровки невозможно без развития собственного флота. Именно на эти два направления будет направлена большая часть инвестиций, которые «Газпромнефть Марин Бункер» планирует вложить в развитие бизнеса до 2025 года, что, соответственно, должно способствовать достижению стратегических целей компании.

Расширяя влияние

До 2015 года «Газпромнефть Марин Бункер» планирует укреплять свои позиции на российском рынке и постепенно осваиваться на рынке европейском. В Европе предполагается продавать более 1 млн тонн топлива, в России — 2,5 млн тонн. Важные шаги в этом направлении уже сделаны: приобретены бункеровочные компании в Таллине и румынской Констанце, в конце прошлого года у «Газпромнефть Марин Бункера» появился собственный терминал в новороссийском порту.

На следующем стратегическом этапе «Газпромнефть Марин Бункер» должен стать крупным международным игроком, реализующим за рубежом более 3,5 млн тонн топлива. В России, по оценке специалистов компании, для распространения своего влияния на четверть рынка достаточно будет 3 млн тонн.

В связи с введением в Европе и Америке новых экологических требований по сниженному содержанию серы в судовом топливе эксперты прогнозируют к 2025 году замещение на рынке достаточно значимого объема традиционного топлива сжиженным природным газом (СПГ), и «Газпром нефть» намерена активно участвовать в этом процессе. К этому времени компания уже должна стать заметным игроком на мировом бункерном рынке с реализацией 5 млн тонн топлива за рубежом (2,2% мирового рынка) и 3,2 млн тонн в России (27% рынка). Согласно стратегии «Газпромнефть Марин Бункера», для усиления сетевого эффекта клиенты смогут воспользоваться услугами компании в 40 портах. В том числе на внутренних водных путях, где активность «Газпромнефть Марин Бункера» пока не так высока, как в морских портах.

Пока речной транспорт еще не оправился от провала 90‑х, однако его преимущества перед наземными видами позволяют рассчитывать на активное развитие, в том числе при поддержке государства. По информации министра транспорта России Максима Соколова, соотношение удельных расходов бюджета (в рублях на тонно-километр) на содержание и развитие инфраструктуры внутренних водных путей и автомобильных дорог в среднем за последние шесть лет по капитальным затратам составляет 1:12, выбросы углекислого газа на тонну перевезенного груза при эксплуатации судов в среднем в 22 раза ниже, чем при использовании грузовых автомобилей. Сдвинулся с мертвой точки и процесс обновления коммерческого речного флота. Учитывая все перспективы, в планах компании — создание целого комплекса речных топливозаправочных комплексов.

Стратегические планы «Газпром нефти» относительно бункеровочного направления выглядят масштабными, но вполне осуществимыми. Емкость мирового рынка бункеровки на сегодняшний день оценивается в 300 млн тонн топлива в год и, по некоторым прогнозам, будет увеличиваться на 2–3% ежегодно. Таким образом, опираясь на положительные прогнозы, можно предположить, что бункерный бизнес сохранит высокую доходность и останется экономически привлекательным для компании.

«Газпромнефть марин бункер»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», созданное в 2007 г оду для организации круглогодичных поставок судового топлива и масел для морского и речного транспорта

Лидер розничного бункеровочного рынка Российской Федерации, доля по итогам 2013 года составляет 18,6%. Суммарный объем реализации судового топлива компанией в 2013 году — 3,2 млн тонн, из них «в борт» компания реализовала 2,2 млн тонн судового топлива. В состав компании входят девять региональных представительств — в Калининграде, Архангельске, Мурманске, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Владивостоке, Ярославле, Азове — и шесть дочерних обществ: Gazpromneft Marine Bunker Balkan SA — бункеровка судов в черноморском порту Констанца; AS Baltic Marine Bunker — осуществление деятельности в балтийском порту Таллин; «Газпромнефть Шиппинг» — управление собственным флотом компании, состоящим из восьми судов; «Газпромнефть Терминал СПб» — эксплуатация бункерного терминала в Санкт-Петербурге; «Новороснефтесервис» — припортовый терминал, обеспечивающий перевалку и хранение судового топлива компании на Черном море; «Новороссийский нефтеперевалочный комплекс» — морской терминал, основная задача которого — перевалка топлива «Газпромнефть Марин Бункера» на Черном море.

Компания представлена во всех основных морских портах России — Находка, Владивосток, Восточный, Посьет, Зарубино, Козьмино, о. Сахалин, Новороссийск, Туапсе, порт Кавказ, Тамань, Сочи, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград, Балтийск, Мурманск, Архангельск, — а также в 14 речных и устьевых портах — Санкт-Петербург, Азов, Ярославль, Шексна, Нижний Новгород, Череповец, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань, порт Оля, Ростов-на-Дону, Усть-Кут, Нижнекамск.

Клиентская база «Газпромнефть Марин Бункера» насчитывает более 200 компаний, большая часть из которых — иностранные.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ