Полный учет

Развитие информационных технологий и автоматизации бизнес-процессов в «Газпромнефть-Аэро»

Автоматизированные узлы учета будут установлены на протяжении всей технологической цепи: от получения авиатоплива на ТЗК до его выдачи в крыло Фото: Владимир Антропов

За счет высочайшего уровня автоматизации бизнес-процессов лидеры мирового рынка авиатопливообеспечения обслуживают клиентов, в какой бы точке планеты они ни находились, при этом максимально эффективно управляя собственным бизнесом. Реализация плана развития информационных технологий «Газпромнефть-Аэро» позволяет компании конкурировать и в России, и за рубежом с мировыми лидерами рынка авиатопливообеспечения

Текст: Элина Синдина

Международный рейс совершает посадку на дозаправку в аэропорту. К лайнеру на стоянке подъезжает автомобиль-топливозаправщик (ТЗА). Пилот, как на обычной автоматической АЗС, платит за топливо пластиковой картой — для этого ТЗА оборудован мобильным терминалом. Водитель заправщика с планшета оформляет и распечатывает документы, подтверждающие факт заправки для пилота, — уже через 10 минут в офис авиакомпании приходят необходимые финансовые документы, а баки самолета заполняются топливом.

Это не фантастика — расчеты по такой схеме уже сегодня ведут крупнейшие поставщики авиатоплива мира. Один из лидеров в этой сфере — Air Total International, клиенты которого в онлайн-режиме могут заказать заправку своего самолета в одном из 270 аэропортов присутствия Air Total.

В России подобные системы только начинают развиваться, и для любой топливной компании их внедрение означает переход на новый эволюционный уровень информатизации. «Газпромнефть-Аэро» с 2012 года реализует программу, направленную на унификацию и автоматизацию бизнес-процессов на всех предприятиях группы. Программа позволяет оперативно включать новые активы в информационный контур, принимать качественные управленческие решения, основанные на достоверных данных, формировать IT-инструменты, использование которых дает компании дополнительные конкурентные преимущества как на российском, так и на международном рынках авиатопливообеспечения.

От завода до самолета

Современные системы оценки эффективности делят бизнес на несколько уровней информационного развития. На высшем этапе IT-функция становится равноправным партнером бизнеса в решении как оперативных, так и стратегических задач. Курс на повышение информационной зрелости «Газпромнефть-Аэро» позволил разработать концепцию автоматизации, в рамках которой находятся все процессы системы обеспечения авиатопливом.

Флагман процесса автоматизации — программа «Комплексный коммерческий учет» (ККУ), реализация которой рассчитана до 2025 года и предполагает поэтапную автоматизацию бизнес-процессов в привязке к стратегическим бизнес-целям группы. Автоматизированные узлы учета будут установлены на протяжении всей технологической цепи: от получения авиатоплива на ТЗК до его выдачи в крыло. В комплекс замеров и расчетов войдут четыре основных показателя — температура, плотность, масса и объем авиационного керосина; на каждом этапе данные автоматически будут передаваться с приборов технологического учета в систему оперативного учета. За счет унификации процесса учета данных на всех предприятиях группы и полного отказа от ручной корректировки результатов замеров удастся фактически полностью решить проблему пресловутого человеческого фактора. Реализация программы ККУ стартует одновременно на двух предприятиях «Газпромнефть-Аэро»: гражданском «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и военном — в филиале «Крымск» (аэродром в Южном федеральном округе), где летом 2014 года вводится в эксплуатацию новый топливозаправочный комплекс. ККУ объединяет три базовых элемента, которые сегодня параллельно внедряются в компании: оперативный учет нефтепродуктов ТЗК, систему «Нефтеконтроль» и систему контроля перемещения топливозаправщиков на базе ГЛОНАСС.

Система оперативного учета нефтепродуктов внедряется в компании уже второй год. Цель проекта — связь основных бизнес-процессов компании (закупки и продажи нефтепродуктов, поступления и расходования авиатоплива и горюче-смазочных материалов) с процессами бухгалтерского и налогового учета. Уже сейчас в системе оперативного учета формируется баланс распределения нефтепродуктов по группе «Газпромнефть-Аэро», филиалы и дочерние общества ежедневно получают информацию об отгрузках с заводов в свой адрес. При этом сотрудники головного офиса компании видят всю необходимую информацию о движении нефтепродуктов в резервуарных парках.

В рамках государственной системы учета и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов «Нефтеконтроль» сегодня в тестовом режиме ведется три реестра учета: производителей нефтяного сырья, производителей нефтепродуктов и субъектов перевалки нефтепродуктов. Каждая партия нефти и нефтепродуктов получает при оформлении документов на отгрузку специальный идентификационный код — маркер, с помощью которого в идеальной модели ее можно будет идентифицировать на каждом этапе пути к конечному потребителю.

К созданию системы контроля перемещения аэродромных топливозаправщиков «Газпромнефть-Аэро» приступило в 2013 году. Более 20 машин подключено к навигационной системе ГЛОНАСС, передающей сигнал через спутниковые каналы связи. Система позволяет отслеживать местонахождение ТЗА, контролировать выполнение заданий и количество перевозимого топлива. Установка автоматизированных узлов учета на топливозаправщиках в будущем позволит с высокой точностью определять объем топлива в цистерне и количество выданного авиакеросина.

Информационная эволюция

Проект комплексного коммерческого учета — из разряда стратегических, полностью меняющих не только IT-ландшафт, но во многом и сами принципы ведения бизнеса. Однако фундамент для этого закладывается уже сейчас. Фундамент, который позволит «Газпромнефть-Аэро» уже к 2016 году открыть круглосуточный центр приема заказов от контрагентов — российских и зарубежных авиакомпаний, то есть выйти на схему, по которой со своими клиентами сегодня работает Air Total. Наличие единой информационной базы с личными кабинетами клиентов даст возможность операторам центра круглосуточно принимать заявки от авиакомпаний на заправку в аэропортах присутствия «Газпромнефть-Аэро», контролировать заключение договоров и проводить оплату. Специалисты центра также смогут оценивать количество топлива на ТЗК, где будет вестись заправка, и при необходимости формировать оперативную заявку на поставку необходимого объема нефтепродуктов.

Для реализации проекта необходимы IT- инструменты, позволяющие сделать расчеты между «Газпромнефть-Аэро» и авиакомпаниями максимально прозрачными и удобными, а также значительные вычислительные мощности. Компания получила их с созданием в 2013 году уникального вычислительного центра на базе Центра обработки данных (ЦОД) «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. В ЦОД размещены кластеры серверов, обрабатывающих запросы более тысячи сотрудников «Газпромнефть-Аэро» в режиме реального времени. Телефонный узел центра позволяет связывать в конференции одновременно более ста абонентов, телемосты между корпоративным центром и дочерними обществами стали неотъемлемой частью повседневной работы.

Еще одна важная тактическая задача автоматизации бизнес-процессов «Газпромнефть-Аэро» — оперативное включение новых предприятий в структуру компании. В рамках проекта разработано шаблонное решение для филиалов и дочерних обществ «Газпромнефть-Аэро» на базе платформы 1С, унифицирующее работу базовых процессов: бухгалтерского и налогового учета, выполнения казначейских операций, управления персоналом и расчета заработной платы, планирования и бюджетирования. За счет применения шаблонных IT-решений время, необходимое на процедуру интеграции нового предприятия в структуру группы, сократилось с полугода до 1–2 месяцев. Корпоративный центр компании, в свою очередь, получил инструменты управления деятельностью новой структурной единицы и возможность соблюдения единых принципов формирования консолидированной отчетности.

За два года реализации плана развития информационных технологий компания «Газпромнефть-Аэро» поднялась на одну ступень информационно-технологического развития с крупнейшими российскими ВИНКами. Впереди — уровень лучших мировых образцов.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА «КАК БУДЕТ» ШЕРЕМЕТЬЕВО

Смотреть в большом размере

Инфографика: Рамблер Инфографика / Столяров Алексей, Борисов Валерий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ