Лобби двойного действия

Лобби двойного действия

СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ «ГАЗПРОМ НЕФТИ» В РЕГИОНЫ РФ

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ, ТРЛН РУБ.

Налоговые поступления — основной источник пополнения региональных бюджетов. И у властей субъектов Российской Федерации достаточно полномочий для того, чтобы с помощью регулирования налогового режима на региональном уровне создавать эффективные механизмы привлечения инвестиций на свои территории. Эффективные как для бизнеса, так и для самих регионов

Текст: Анна Градобоева

Вопрос предоставления налоговых преференций на региональном уровне нередко вызывает дискуссии о том, кто же в конечном счете больше выигрывает — региональная экономика или бизнес. Но ответить на этот вопрос однозначно нельзя, так как сама постановка его в таком виде некорректна. Ведь разговор о «выпадающих доходах» возможен только в случае наличия базы, с которой эти налоги будут выплачены. А она во многом зависит от инвестиционного климата, возможностей не только для появления новых производств, но и сохранения уже имеющихся. Должны приниматься во внимание и вопросы занятости, которые значительно влияют на региональную экономику. Поэтому оценка эффективности налоговых льгот базируется на комплексном анализе, учитывающем многие факторы. И в результате этого анализа становится ясно, что налоговые льготы бизнесу — это для региона не только выпадающие доходы, но и конкурентные преимущества и возможности развития. Корректировка фискального режима выгодна и бизнесу, и территории.

Что касается бизнеса, то он не может обойти вниманием такую возможность повышения эффективности, как получение налоговых преференций. Для нефтяной отрасли это возможность и поддерживать объем добычи на истощенных месторождениях, не допуская резкого снижения показателей, и наращивать объемы на новых участках. Особое место занимают проекты в нефтедобыче, которые находятся на грани рентабельности и без налоговых льгот будут свернуты. А это, в свою очередь, может привести к сокращению налогов и рабочих мест. Особый налоговый режим также создает дополнительные возможности для инвестиций во внедрение инновационных технологий или накопление опыта разработки нетрадиционных категорий запасов.

Для региона же активная инвестиционная деятельность — это приток дополнительных налоговых поступлений, новые рабочие места, развитие смежных отраслей, строительство инфраструктуры и в конечном итоге — повышение уровня и качества жизни, в общем, все, что можно назвать социально-экономическим развитием.

Поэтому постоянный диалог бизнеса и властей регионов в этом направлении вполне естественен, и одна из ключевых тем для нефтяных компаний, как правило, — льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Что касается налога на прибыль, то здесь права органов власти субъектов Федерации в предоставлении льготы ограничены 4,5 процентными пунктами. То есть часть налога на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет, можно сократить с 18% до 13,5% (напомним, общеустановленная ставка налога на прибыль организаций — 20%, из них 2% зачисляются в федеральный бюджет и 18% поступают в бюджеты регионов). Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ в пределах от 0% до 2,2%.

Если оценивать общую картину по предоставлению налоговых льгот бизнесу субъектами Федерации, то их объем не так уж и велик: всего 2,5% доходов региональных бюджетов по данным за 2012 год (результаты прошлого года еще не подведены. — «СН»), в абсолютных цифрах — это 138 млрд рублей на льготы по налогу на имущество и 63 млрд рублей — льготы по налогу на прибыль.

В целом это цифры одного порядка с региональными налоговыми выплатами в бюджеты более 50 субъектов РФ одной только «Газпром нефти». В 2013 году группа перечислила в региональные бюджеты порядка 38 млрд рублей (без учета акцизов, платежи по которым проходят ряд перераспределений, прежде чем поступить в региональные бюджеты). 60% от этой суммы пришлось на налог на прибыль, порядка 20% — на налог на имущество. Основную часть налоговых выплат «Газпром нефти» получили бюджеты базовых для компании регионов — Санкт-Петербурга, Омской области, ХМАО-Югры, ЯНАО и Москвы.

На одном берегу

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — пионер в процессе предоставления налоговых льгот нефтяникам. Здесь система льгот успешно действует более 10 лет. Согласно опросу, проведенному аналитическим агентством RusEnergy, ХМАО занял второе место (после Татарстана) по привлекательности для нефтяного бизнеса. В округе реализуются несколько десятков крупных инвестиционных проектов, получивших налоговые преференции. Инвестиционная привлекательность — визитная карточка региона, и главная цель, декларируемая властями, — рост объемов добычи нефти. И что особенно важно для российской экономики — декларациями власти не ограничиваются. В Югре нефтяникам создан максимально комфортный режим налогообложения: действуют льготы по налогу на прибыль, есть и льгота по налогу на имущество для компаний, разрабатывающих новые месторождения. За 2012 год общая сумма льгот, предоставленных регионом, составила 23 млрд рублей (порядка 10% доходов окружного бюджета), из них по налогу на прибыль — 19,8 млрд рублей (19,3 млрд рублей в нефтегазодобывающем секторе); по налогу на имущество — 3,5 млрд рублей (2,8 млрд рублей соответственно).

«Cозданная в ХМАО-Югре система налоговых льгот сегодня — пример формирования эффективного налогового климата для всей страны, — считает член правления „Газпром нефти“ Александр Дыбаль, курирующий вопросы взаимодействия с регионами в компании. — Главное в том, что создано, — разумный баланс интересов региона и нефтегазовых компаний. Например, ключевую преференцию — льготу по налогу на прибыль получают нефтекомпании, вкладывающие инвестиции в основной капитал или в геологоразведку».

В зависимости от объема и динамики инвестиций ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет ХМАО-Югры, снижается на 3–4 процентных пункта (т.е. с 18% до 14% или 15% соответственно). Эффективность работы механизмов налоговых льгот подтверждает ежегодная отчетность правительства Югры, демонстрирующая увеличение объема инвестиций в экономику региона, рост налоговой базы по налогу на имущество и увеличение занятости. В свою очередь, предприятия «Газпром нефти» в 2013 году получили в ХМАО налоговых льгот около 600 млн рублей. Значительная часть дополнительных средств была направлена на поддержание низкорентабельных проектов в добыче и на бурение новых скважин.

Еще один административный стимул наращивать добычу нефти в регионе — освобождение от налога на имущество в отношении месторождений, введенных в разработку после 1 января 2011 года. У «Газпром нефти» в ХМАО сегодня один такой актив — Южно-Киняминское месторождение, лицензия на которое принадлежит «Газпромнефть-Хантосу». В мае 2014 года актив был включен в перечень льготируемых месторождений округа.

Впрочем, идеальные ситуации возможны лишь в кино — разногласия между властью и бизнесом, конечно, возникали и в ХМАО. Например, в 2011 году окружное правительство всерьез рассматривало возможность впервые за 10 лет лишить нефтяников налоговых преференций, предложив оставить льготы только для предприятий, вкладывающих средства в глубокое разведочное бурение и сейсморазведку. Такие поправки в региональное законадательство могли бы привести к сокращению инвестиций в бурение и другие геолого-технические мероприятия на действующих месторождениях и к сокращению объемов добычи в регионе. Однако благодаря консолидированной позиции нефтяных компаний и готовности власти к диалогу действующие льготы по налогу на прибыль удалось во многом сохранить. «Мы с вами находимся на одном берегу», — заявил тогда первый заместитель губернатора Югры Александр Ким в беседе с нефтяниками.

База на Ямале

Наращивание инвестиционной активности — ориентир и для «полуострова сокровищ», как часто называют Ямал. Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ занимает в России второе место по объему инвестиций на душу населения. Для инвесторов предусмотрены различные варианты государственной поддержки. Так, крупные проекты, стоимость которых превышает 1 млрд рублей, получают статус приоритетных проектов ЯНАО, и инвесторы пользуются механизмом предоставления льгот по налогам на прибыль и на имущество.

Размер льготы по налогу на прибыль зависит от категории инвестиционного проекта, определенной исходя из его стоимости. «Стратегические проекты» с объемом капитальных вложений более 5 млрд рублей получают максимально возможное снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет ЯНАО, — на 4,5 процентных пункта. «Значимые проекты» (1–5 млрд рублей) получают скидку в размере 3,5 процентных пункта. «Социальные проекты», стоящие не менее 1 млрд рублей и направленные на решение социальных задач региона, пользуются льготой в размере 2,5 процентных пункта. Что немаловажно, при реализации инвестиционных проектов льготы предоставляются не на один год. Например, льгота по налогу на прибыль действует в течении пятилетки.

Что касается налога на имущество, то для приоритетных проектов ЯНАО применяется пониженная ставка — 1,1% вместо общеустановленной 2,2%. Однако попасть в ямальский список приоритетных проектов непросто. Для этого необходимо убедить региональные власти в важности проекта для экономики региона, продемонстрировав как бюджетный эффект — прирост налоговых платежей в результате реализации проекта, так и его социальную отдачу — повышение уровня занятости и доходов жителей региона.

В 2010 году с этой задачей успешно справились две «дочки» «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» и «Заполярнефть». Однако для пользования льготами участникам списка, помимо достижения целевых показателей инвестиционных проектов, необходимо обеспечить еще и ежегодный прирост налога на прибыль в окружной бюджет. И это оказалось сложной задачей для базовых предприятий компании в регионе, работающих в основном на истощенном фонде. В 2013 году группа столкнулась с реальным риском потери налоговых преимуществ в ЯНАО.

Однако и здесь результат дал диалог с правительством региона. «Газпром нефть» выступила с инициативой облегчить условия предоставления льгот стратегическим партнерам региона, в число которых входит и компания. С 2014 года в режим льготного налогообложения ЯНАО были внесены изменения, позволяющие инвесторам, реализующим проекты стоимостью более 50 млрд рублей, не оцениваться по «сложному» критерию.

В целом в 2013 году совокупный экономический эффект от применения налоговых преференций предприятиями «Газпром нефти» в ЯНАО достиг 1 млрд рублей.

Распределение основных налоговых платежей между уровнями бюджетов
Наименование налога Зачисляются
в Фед. бюджет в Регион. Бюджет
1 НДС 100% 0%
2 Налог на прибыль 10% 90%
3 НДФЛ 0% 100%
4 НДПИ (нефть, природный газ, газовый конденсат) 100% 0%
НДПИ (общераспространенные полезные ископаемые) 0% 100%
5 Акцизы 28% 72%
6 Водный налог 100% 0%
7 Налог на имущество 0% 100%
8 Земельный налог 0% 100%
9 Транспортный налог 0% 100%
Новый приоритетный

Если в ЯНАО работают старейшие предприятия «Газпром нефти», то Оренбургская область для компании — новый регион, вошедший в ее периметр лишь в 2011 году. Однако планы на Оренбуржье у группы глобальные, здесь активно формируется новый кластер добычи. И, судя по высказываниям губернатора Оренбургской области Юрия Берга, регион к сотрудничеству готов: «Привлечение инвестиций в экономику региона является одной из стратегических задач правительства области. Инвестиции — это налоги, новые рабочие места и в итоге рост уровня жизни людей».

Как и в ЯНАО, для инвесторов, прошедших региональную «аккредитацию», существуют преференции как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Оренбургской области, снижается на 4 процентных пункта, а от налога на имущество проекты, получившие статус приоритетных для региона, освобождаются на пять лет.

Для получения льгот в Оренбургской области также необходимо пройти долгий путь от подачи заявки на предоставление мер государственной поддержки до включения проекта в реестр приоритетных проектов Оренбургской области и заключения инвестиционного договора с правительством региона, в котором, в частности, предусмотрены обязательства по инвестированию и гарантированному объему налоговых поступлений в областной бюджет. В случае невыполнения взятых обязательств льготу инвестору придется вернуть.

Компания «Газпромнефть Оренбург», реализующая масштабный проект разработки Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения стоимостью более 50 млрд рублей, этот путь уже успешно прошла. Инвестиционный договор с региональным правительством был подписан на Петербургском международном экономическом форуме в мае нынешнего года.

Незавершенный диалог

Россия, конечно, далеко не однородна с точки зрения оценки региональными властями важности мер по стимулированию бизнеса и созданию условий для развития производства. Зачастую инвестиционный климат кардинально различается даже в географически близких регионах. Например, в Омской области, где работает крупнейший в России Омский НПЗ, принадлежащий «Газпром нефти», с созданием благоприятных условий для развития нефтепереработки региональные власти не торопятся. Кого только не стимулирует область налоговыми льготами: производителей полипропилена и шин, сельское хозяйство. Но нефтепереработки, являющейся ключевым сектором региональной экономики, в списке по-прежнему нет. И это при том, что за последние пять лет налоговые поступления «Газпром нефти» в омский бюджет выросли на 80% и продолжают расти. Более того, по общему объему налоговых поступлений от группы компаний «Газпром нефть» Омская область вышла на первое место среди производственных регионов.

Еще одна сложная с точки зрения инвестклимата территория — Томская область. До 2007 года здесь действовал льготный режим налогообложения для нефтегазовых компаний, предусматривавший снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта, если компания занимается геологическим изучением участков недр. Но с 2008 года предприятия ТЭК утратили и эти льготы.

Результатом многолетнего общения представителей «Газпром нефти» и региональной власти стало появление областного закона, по которому инвесторам, работающим в сфере добычи углеводородов, предоставляется право на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, на 4,5 процентных пункта в отношении прибыли, относящейся к инвестиционному проекту, и применение ставки налога на имущество в 1,1%. Однако критерии предоставления льгот и порядок их применения направленными на улучшение инвестклимата в регионе назвать пока сложно. В частности, эффект от льгот изначально ограничен величиной прироста налоговых поступлений в областной бюджет в текущем году по сравнению с предыдущим, увеличенным на коэффициент роста налогов, который утверждает региональная администрация. Старые месторождения с падающей добычей (а таких в Томской области большинство) не могут обеспечить предприятиям существенный рост налоговых платежей, а значит — либо реального права на льготу не возникает вовсе, либо эффект от льгот будет несущественен для экономики проектов. По сути, в Томской области льготы не могут работать в реальных условиях и не стимулируют приток инвестиций.

Привлекательные столицы

А в это время Москва делает много для привлечения нефтяных компаний. В мае нынешнего года Мосгордума приняла закон «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций нефтяной отрасли». В соответствии с документом с 2015 года ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Москвы, будет снижена до 13,5% в отношении суммы прироста при- были по сравнению с суммой прибыли за предыдущий налоговый период для организаций, у которых основной вид деятельности (более 70% в общем объеме выручки) — реализация нефти и нефтепродуктов. Льгота распространяется как на отдельных налогоплательщиков, так и на консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Кроме того, чтобы попасть в периметр льготирования, организации необходимо заплатить в бюджет Москвы минимум 1 млрд рублей налога на прибыль (КГН — 5 млрд рублей). От создания крупными компаниями центров прибыли в Москве столичные власти ожидают 2 млрд рублей в год дополнительных налоговых поступлений. Таким образом московское правительство старается возместить потери, которые понесла городская казна от вступления в силу закона о КГН в 2012 году, перенаправившего часть налоговых потоков в регионы. Регионы «московской скидкой», конечно, недовольны; впрочем, они располагают точно такими же возможностями для создания оптимального налогового режима.

«Газпром нефти» с ее петербургской пропиской, чтобы воспользоваться налоговыми преимуществами в Северной столице, необходимо инвестировать в экономику города не менее 15 млрд рублей. Если эта сумма будет накоплена не более чем за пять лет с 1 января 2012 года, можно будет применять минимальную ставку налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга — 13,5%. Такой объем инвестиций, конечно, выглядит чрезмерным, особенно если сравнивать с условиями, которые предлагает Москва. Но у «Газпром нефти» потенциал есть, ведь выгоду от эффективного налогового режима всегда получают обе стороны.

Эффект от успешного диалога между регионами и бизнесом не ограничивается исключительно экономической сферой. Средства, которые компания получает от применения налоговых льгот, вкладываются не только в производство — это еще и база для реализации программы социальных инвестиций. В итоге в регионах, где действуют льготы для компании, мы реализуем самые значительные проекты по совершенствованию социальной инфраструктуры в области здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, сбалансированность и эффективность налоговой политики позволяют региональным администрациям решать свою главную задачу — обеспечивать достойное качество жизни жителям территорий, а социально ответственный бизнес выступает в этом деле партнером власти. Безусловными лидерами по эффективности создания условий для стимулирования производства являются Югра и Ямал.

АЛЕКСАНДР ДЫБАЛЬ,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по корпоративным коммуникациям

Эффективная региональная налоговая политика для «Газпром нефти» — один из важных шагов на пути снижения налоговой нагрузки на бизнес. Добиться результатов на этом поприще можно только благодаря синергетическому эффекту от слаженного взаимодействия профильных департаментов корпоративного центра и дочерних обществ и умению выстроить конструктивный диалог с властями региона. Причем роль дочерних обществ в процессе получения налоговых преференций трудно переоценить. Они — у истоков, они — наш бизнес, проекты, инвестиции, жизнь и налоги региона, и от их активности зависит успех инициативы. Исторически самое активное ДЗО в этом направлении — «Газпромнефть-Хантос», чему в том числе способствует и благоприятный налоговый климат в ХМАО. Хочется отметить еще одно важное достижение: в 2013 году нацеленность на результат проявили сотрудники «Газпромнефть Оренбурга» — и победили, доказав право на значимую льготу по налогу на имущество по реализуемому масштабному проекту.

ИНЕССА ЯШНЕВА,
начальник налогового департамента «Газпром нефти»