129 дней

Новые объемы бензина для центра России: масштабная реконструкция на ЯНОСе

Установка каткрекинга 1А-1М на ЯНОСе эксплуатируется с 1967 года и за прошедшие десятилетия уже пережила немало модернизаций и реконструкций

Подготовка к предстоящей реконструкции полным ходом шла уже в феврале

Фото: Сергей Иноземцев

РЫНОК АВТОБЕНЗИНОВ

Производство автобензинов в России в 2013 году выросло на 2,9% и составило 39,3 млн тонн. Поставки на внутренний рынок увеличились на 1,5% — до 35,6 млн тонн. За счет изменения макроэкономической ситуации и налогового климата выросла и привлекательность экспортного направления. В 2013 году из России экспортировано 4 млн тонн автобензинов — на 25% больше, чем в 2012‑м.

«СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС»

ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» вместе с Мозырским НПЗ составляет перерабатывающий блок холдинга «Славнефть», которым на паритетных началах владеют «Газпром нефть» и «Роснефть». Это крупнейший нефтеперерабатывающий завод Центральной России, мощность которого позволяет ежегодно перерабатывать более 15 млн тонн углеводородного сырья. Располагая развитой производственной и транспортной инфраструктурой, ЯНОС входит в пятерку ведущих российских НПЗ по объему переработки углеводородного сырья. Доля предприятия в общем объеме перерабатываемой в России нефти составляет 5,5%. В 2013 году ЯНОС переработал 15,05 млн тонн нефти.

Начавшаяся на ЯНОСе реконструкция установок бензинового пула позволит увеличить объем выпуска высокооктановых автомобильных бензинов. Для акционеров завода, обслуживающего растущие топливные рынки Центра и Северо-Запада России, этот шаг имеет вполне очевидные коммерческие перспективы

Текст: Елена Мякина

Необходимость реконструкции установок бензинового пула ЯНОСа очевидна — завод находится в Центральном регионе России, более того, в непосредственной близости от самого крупного топливного рынка страны — столичного. По данным маркет-сканера ЕМИС, из 35,6 млн тонн автобензинов, поставленных отечественными нефтезаводами в 2013 году на внутренний рынок (+1,5% к уровню 2012 года), около 16% пришлась на Москву и Московскую область. Конечно, с долей Московского НПЗ в столице ЯНОС не сравнится — если МНПЗ в 2013 году поставил на московский рынок около 2,1 млн тонн автобензинов, то ЯНОС — чуть более 380 тыс. тонн (учитывая поставки и «Газпром нефти», и «Роснефти»). Впрочем, даже больший объем ярославского бензина — около 600 тыс. тонн — присутствовал на перспективном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ЯНОС — лидер по поставкам в «домашнем», ярославском регионе. Активно бензин из Ярославля продается в прилегающих к московскому регионах (тоже с растущими рынками) и даже вполне успешно ведет конкурентную борьбу на исконно лукойловском, нижегородском топливном рынке.

С одним из ключевых вызовов последних лет ЯНОС справился давно — завод с 2012 года выпускает бензины стандарта Евро-5, освоив евростандарт одним из первых в России. Низкооктанового бензина в продуктовой линейке ярославского предприятия нет вообще. Что абсолютно укладывается в русло основных рыночных тенденций — на фоне общего роста потребления автомобильного топлива в России к 2015 году до 72–75 млн тонн, по разным оценкам, на фоне постепенного обновления автопарка аналитики предсказывают самое заметное увеличение спроса именно на высокооктановый бензин.

Намеченная на ближайшие четыре месяца реконструкция установок бензинового пула ЯНОСа — следующий шаг в развитии предприятия после достижения необходимого качества продукции, обозначенный, кстати, и в четырехстороннем соглашении «Славнефти», Ростехнадзора, Ростехрегулирования и Федеральной антимонопольной службы. Основные цели проекта — увеличение объемов выпуска востребованных автомобильных бензинов, повышение эффективности производства и выход на новый уровень промышленной безопасности.

ПОЛВЕКА МОДЕРНИЗАЦИЙ

Выражение «бензиновый пул» на ЯНОСе уже превратилось в устоявшееся: реконструкция трех ключевых для процесса производства бензинов установок — каталитического крекинга 1А-1М, алкилации 25/7 и производства МТБЭ — готовилась в течение нескольких лет. Сегодня из категории планов и проектов реконструкция переходит в плоскость практическую. «Самой масштабной будет реконструкция каткрекинга: это и повышение его производительности, и изменение параметров работы оборудования (повышение давления в реакторе и регенераторе), и увеличение межремонтного пробега, — рассказал главный инженер „Славнефть-ЯНОСа“ Евгений Карасев. — Кроме того, установка будет приведена к современным требованиям промышленной безопасности». Установка каткрекинга 1А-1М на ЯНОСе эксплуатируется с 1967 года и за прошедшие десятилетия уже пережила немало модернизаций и реконструкций. За счет этого изначально проблемный технологический объект (отечественные НПЗ в то время только начинали внедрять этот процесс) с невысоким выходом бензиновой фракции, работавший на малоэффективном отечественном катализаторе, стал одной из ключевых установок. Последняя реконструкция каталитического крекинга прошла в 1998–2000 годах. На базе проекта фирмы Stone & Webster устаревшее на тот момент оборудование было заменено на новое, что позволило в том числе увеличить производительность по сырью. Мощность установки тогда выросла с 750 тыс. до 1,25 млн тонн, а межремонтный пробег увеличился до двух лет. Очередной апгрейд 1А-1М по проекту московского «Автотехпроекта» и уфимского «Башгипронефтехим» вновь призван повысить производительность — до 1,5 млн тонн — и увеличить межремонтный пробег до трех лет.

«На реконструкцию отведен очень жесткий срок — 129 дней, в этот короткий промежуток времени необходимо провести колоссальный объем работ, — отметил Евгений Карасев. — Поэтому на всех трех установках предварительные работы мы начали заранее». В марте впервые на ЯНОСе планируется провести мероприятия по ускорению пропарки оборудования: введение специальных химических реагентов, растворяющих отложения на стенках, позволит сократить срок простоя установки. Уже завершен монтаж четырех теплообменников блока водоподготовки, деаэратор Е-3 и два охладителя пара ХВ-1/1,2. Ведется монтаж фундаментов узла дренажно-факельных емкостей, кабельных эстакад, новых линий канализации. Началась замена старых шатровых печей Т-20 (подогрев сырья) и Т-19 (пароперегреватель) более эффективными вертикальными. Кроме того, проект реконструкции предполагает замену воздушных нагнетателей, модернизацию газовых компрессоров; обновление большой части аппаратов воздушного охлаждения, оборудования реакторного блока, а действующую систему управления процессом Baily сменит более совершенная Yokogawa.

ВЫСОКООКТАНОВЫЙ РОСТ

Непосредственно связаны с процессом каталитического крекинга и два технологических объекта газового цеха, где производятся эффективные высокооктановые компоненты бензинов и которые также подвергнутся реконструкции. Это установки сернокислотного алкилирования и производства метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ).

На установке сернокислотного алкилирования 25/7 строится новый реакторный блок, уже идут отделочные работы в новой аппаратной, монтируется заглубленная емкость Е-583 для закрытой системы дренирования парка установки, смонтированы емкости Е-33 и Е-7. Предстоит серьезно модернизировать компрессор и заменить систему управления. Существенное изменение технологической схемы позволит увеличить производительность более чем на 20% — со 118 тыс. тонн в год до 150 тыс. тонн высококачественного алкилбензина.

Установка по производству МТБЭ из изобутилена, содержащегося в сырье каталитического крекинга, достаточно молода — она введена в эксплуатацию на ЯНОСе в 2000 году. В рамках реконструкции установка производительностью 40 тыс. тонн в год получит новую систему управления — ее монтаж намечен на март, а строительство новой, аппаратной, уже завершено. В газовом парке и парке готовой продукции установки уже проведены подготовительные работы для монтажа заглубленных емкостей закрытой системы дренирования; ведется монтаж новых технологических эстакад. Протянуты новые ветки противопожарного водовода и промышленной ливневой канализации. Прокладываются трубопроводы пропан-пропиленовой фракции, обратной оборотной воды, а также газовые трубопроводы между сырьевым парком и установкой (для подключения секции разделения пропан-бутан-бутиленовой фракции (секция 300), которая будет фактически заново построена в период капитального ремонта. Строится метанольная насосная, на площадку завезены колонна К-301 и реактор Р-403. Полностью смонтирован каркас печи нагрева теплоносителя на новом фундаменте, выполнена ее футеровка и закончен монтаж змеевиков камеры радиации. За счет всего этого, по информации начальника газового цеха Николая Лукашова, производительность установки МТБЭ вырастет на 30%.

Реконструкция установок бензинового пула — часть масштабной программы технического перевооружения предприятия, реализация которой, по сути, не прекращалась никогда. С 2014 по 2018 год в развитие и техническое перевооружение завода планируется вложить более 40 млрд рублей. Следующие проекты будут направлены на повышение глубины переработки и выхода светлых — это строительство комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков, а также создание производства масел III группы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ