129 дней

Текст: Елена Мякина
Фото: Сергей Иноземцев

Начавшаяся на ЯНОСе реконструкция установок бензинового пула позволит увеличить объем выпуска высокооктановых автомобильных бензинов. Для акционеров завода, обслуживающего растущие топливные рынки Центра и Северо-Запада России, этот шаг имеет вполне очевидные коммерческие перспективы

Необходимость реконструкции установок бензинового пула ЯНОСа очевидна — завод находится в Центральном регионе России, более того, в непосредственной близости от самого крупного топливного рынка страны — столичного. По данным маркет-сканера ЕМИС, из 35,6 млн тонн автобензинов, поставленных отечественными нефтезаводами в 2013 году на внутренний рынок (+1,5% к уровню 2012 года), около 16% пришлась на Москву и Московскую область. Конечно, с долей Московского НПЗ в столице ЯНОС не сравнится — если МНПЗ в 2013 году поставил на московский рынок около 2,1 млн тонн автобензинов, то ЯНОС — чуть более 380 тыс. тонн (учитывая поставки и «Газпром нефти», и «Роснефти»). Впрочем, даже больший объем ярославского бензина — около 600 тыс. тонн — присутствовал на перспективном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ЯНОС — лидер по поставкам в «домашнем», ярославском регионе. Активно бензин из Ярославля продается в прилегающих к московскому регионах (тоже с растущими рынками) и даже вполне успешно ведет конкурентную борьбу на исконно лукойловском, нижегородском топливном рынке.

С одним из ключевых вызовов последних лет ЯНОС справился давно — завод с 2012 года выпускает бензины стандарта Евро-5, освоив евростандарт одним из первых в России. Низкооктанового бензина в продуктовой линейке ярославского предприятия нет вообще. Что абсолютно укладывается в русло основных рыночных тенденций — на фоне общего роста потребления автомобильного топлива в России к 2015 году до 72–75 млн тонн, по разным оценкам, на фоне постепенного обновления автопарка аналитики предсказывают самое заметное увеличение спроса именно на высокооктановый бензин.

Установка каткрекинга 1А-1М на ЯНОСе эксплуатируется с 1967 года и за прошедшие десятилетия уже пережила немало модернизаций и реконструкций. Фото: Сергей Иноземцев Установка каткрекинга 1А-1М на ЯНОСе эксплуатируется с 1967 года и за прошедшие десятилетия уже пережила немало модернизаций и реконструкций

Намеченная на ближайшие четыре месяца реконструкция установок бензинового пула ЯНОСа — следующий шаг в развитии предприятия после достижения необходимого качества продукции, обозначенный, кстати, и в четырехстороннем соглашении «Славнефти», Ростехнадзора, Ростехрегулирования и Федеральной антимонопольной службы. Основные цели проекта — увеличение объемов выпуска востребованных автомобильных бензинов, повышение эффективности производства и выход на новый уровень промышленной безопасности.

Рынок автобензинов

Производство автобензинов в России в 2013 году выросло на 2,9% и составило 39,3 млн тонн. Поставки на внутренний рынок увеличились на 1,5% — до 35,6 млн тонн. За счет изменения макроэкономической ситуации и налогового климата выросла и привлекательность экспортного направления. В 2013 году из России экспортировано 4 млн тонн автобензинов — на 25% больше, чем в 2012-м.

Полвека модернизаций

Выражение «бензиновый пул» на ЯНОСе уже превратилось в устоявшееся: реконструкция трех ключевых для процесса производства бензинов установок — каталитического крекинга 1А-1М, алкилации 25/7 и производства МТБЭ — готовилась в течение нескольких лет. Сегодня из категории планов и проектов реконструкция переходит в плоскость практическую. «Самой масштабной будет реконструкция каткрекинга: это и повышение его производительности, и изменение параметров работы оборудования (повышение давления в реакторе и регенераторе), и увеличение межремонтного пробега, — рассказал главный инженер „Славнефть-ЯНОСа“ Евгений Карасев. — Кроме того, установка будет приведена к современным требованиям промышленной безопасности». Установка каткрекинга 1А-1М на ЯНОСе эксплуатируется с 1967 года и за прошедшие десятилетия уже пережила немало модернизаций и реконструкций. За счет этого изначально проблемный технологический объект (отечественные НПЗ в то время только начинали внедрять этот процесс) с невысоким выходом бензиновой фракции, работавший на малоэффективном отечественном катализаторе, стал одной из ключевых установок. Последняя реконструкция каталитического крекинга прошла в 1998–2000 годах. На базе проекта фирмы Stone & Webster устаревшее на тот момент оборудование было заменено на новое, что позволило в том числе увеличить производительность по сырью. Мощность установки тогда выросла с 750 тыс. до 1,25 млн тонн, а межремонтный пробег увеличился до двух лет. Очередной апгрейд 1А-1М по проекту московского «Автотехпроекта» и уфимского «Башгипронефтехим» вновь призван повысить производительность — до 1,5 млн тонн — и увеличить межремонтный пробег до трех лет.

«На реконструкцию отведен очень жесткий срок — 129 дней, в этот короткий промежуток времени необходимо провести колоссальный объем работ, — отметил Евгений Карасев. — Поэтому на всех трех установках предварительные работы мы начали заранее». В марте впервые на ЯНОСе планируется провести мероприятия по ускорению пропарки оборудования: введение специальных химических реагентов, растворяющих отложения на стенках, позволит сократить срок простоя установки. Уже завершен монтаж четырех теплообменников блока водоподготовки, деаэратор Е-3 и два охладителя пара ХВ-1/1,2. Ведется монтаж фундаментов узла дренажно-факельных емкостей, кабельных эстакад, новых линий канализации. Началась замена старых шатровых печей Т-20 (подогрев сырья) и Т-19 (пароперегреватель) более эффективными вертикальными. Кроме того, проект реконструкции предполагает замену воздушных нагнетателей, модернизацию газовых компрессоров; обновление большой части аппаратов воздушного охлаждения, оборудования реакторного блока, а действующую систему управления процессом Baily сменит более совершенная Yokogawa.

Подготовка к предстоящей реконструкции полным ходом шла уже в феврале. Фото: Сергей Иноземцев Подготовка к предстоящей реконструкции полным ходом шла уже в феврале

Высокооктановый рост

Непосредственно связаны с процессом каталитического крекинга и два технологических объекта газового цеха, где производятся эффективные высокооктановые компоненты бензинов и которые также подвергнутся реконструкции. Это установки сернокислотного алкилирования и производства метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ).

На установке сернокислотного алкилирования 25/7 строится новый реакторный блок, уже идут отделочные работы в новой аппаратной, монтируется заглубленная емкость Е-583 для закрытой системы дренирования парка установки, смонтированы емкости Е-33 и Е-7. Предстоит серьезно модернизировать компрессор и заменить систему управления. Существенное изменение технологической схемы позволит увеличить производительность более чем на 20% — со 118 тыс. тонн в год до 150 тыс. тонн высококачественного алкилбензина.

Установка по производству МТБЭ из изобутилена, содержащегося в сырье каталитического крекинга, достаточно молода — она введена в эксплуатацию на ЯНОСе в 2000 году. В рамках реконструкции установка производительностью 40 тыс. тонн в год получит новую систему управления — ее монтаж намечен на март, а строительство новой, аппаратной, уже завершено. В газовом парке и парке готовой продукции установки уже проведены подготовительные работы для монтажа заглубленных емкостей закрытой системы дренирования; ведется монтаж новых технологических эстакад. Протянуты новые ветки противопожарного водовода и промышленной ливневой канализации. Прокладываются трубопроводы пропан-пропиленовой фракции, обратной оборотной воды, а также газовые трубопроводы между сырьевым парком и установкой (для подключения секции разделения пропан-бутан-бутиленовой фракции (секция 300), которая будет фактически заново построена в период капитального ремонта. Строится метанольная насосная, на площадку завезены колонна К-301 и реактор Р-403. Полностью смонтирован каркас печи нагрева теплоносителя на новом фундаменте, выполнена ее футеровка и закончен монтаж змеевиков камеры радиации. За счет всего этого, по информации начальника газового цеха Николая Лукашова, производительность установки МТБЭ вырастет на 30%.

Реконструкция установок бензинового пула — часть масштабной программы технического перевооружения предприятия, реализация которой, по сути, не прекращалась никогда. С 2014 по 2018 год в развитие и техническое перевооружение завода планируется вложить более 40 млрд рублей. Следующие проекты будут направлены на повышение глубины переработки и выхода светлых — это строительство комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков, а также создание производства масел III группы.

«Славнефть-ЯНОС»

ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» вместе с Мозырским НПЗ составляет перерабатывающий блок холдинга «Славнефть», которым на паритетных началах владеют «Газпром нефть» и «Роснефть». Это крупнейший нефтеперерабатывающий завод Центральной России, мощность которого позволяет ежегодно перерабатывать более 15 млн тонн углеводородного сырья. Располагая развитой производственной и транспортной инфраструктурой, ЯНОС входит в пятерку ведущих российских НПЗ по объему переработки углеводородного сырья. Доля предприятия в общем объеме перерабатываемой в России нефти составляет 5,5%. В 2013 году ЯНОС переработал 15,05 млн тонн нефти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ