Новая нефть для Старого Света

Новая нефть для Старого Света

Маркетинг нефти Приразломного месторождения

Приразломное нефтяное месторождение

Расположено в Печорском море в 55 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи — около 6 млн тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). 20 декабря 2013 года «Газпром» начал добычу нефти на месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» — уникального объекта, рассчитанного на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и отвечающего самым жестким требованиям безопасности, и способного выдержать максимальные ледовые нагрузки. Команду на первую отгрузку с «Приразломной» дал президент России Владимир Путин — в режиме телемоста

«Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров»

Нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса (Arc6), построенные по заказу «Газпрома» на Адмиралтейских верфях (Санкт-Петербург) специально для проекта освоения Приразломного месторождения. Длина 257 м, ширина 34 м, осадка около 14 м. Дедвейт 70 тыс. тонн. Двойной корпус позволяет преодолевать без сопровождения ледокола льды толщиной до 1,2 м.
Танкеры используют принцип «двойного действия», подразумевающий возможность двигаться во льдах кормой вперед. Суда оборудованы двумя винторулевыми колонками типа «Азипод» (поворотный на 360 градусов электроприводной винторулевой комплекс), системой динамического позиционирования. Экипаж — 25 человек.
Порт приписки — Санкт-Петербург. Владелец — «Совкомфлот». Используются «Газпром нефть шельфом» на основе 25‑летнего договора тайм-чартера. Тяжелая сернистая нефть сегодня востребована НПЗ Северо-Западной Европы. Именно такую добывают на Приразломном

Фото: Александр Таран, Итар-Тасс

Первый танкер с нефтью Приразломного месторождения пришвартовался к причальной стенке порта Роттердама. Российская арктическая нефть вышла на рынок под новой маркой ARCO, и уже сейчас понятно, что наиболее востребована она будет у переработчиков Северо-Западной Европы

Текст: Сергей Орлов

Страница в истории

То, что команду на отгрузку нефти с «Приразломной» дал президент России Владимир Путин, неудивительно — рутинная технологическая операция перекачки сырья из хранилищ платформы в Печорском море в резервуары танкера открыла новую страницу в истории отечественной нефтедобычи. Именно так оценил событие председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, подчеркнув, что «с этого момента начинается отсчет возврата инвестиций в Приразломное».

По информации первого заместителя генерального директора «Газпром нефти» Вадима Яковлева, в обустройство месторождения уже вложено порядка 90 млрд рублей. Тем не менее в компании подчеркивают, что при существующем уровне цен на нефть проект рентабелен. Хотя, по оценке специалистов, мог бы быть еще более эффективным.

Дело в том, что налоговые льготы по НДПИ, экспортной пошлине, для Приразломного сейчас рассчитываются так же, как и для любого другого нового месторождения Восточной Сибири и Севера ЯНАО, хотя реализация шельфового, а тем более первого в истории арктического морского проекта априори гораздо сложнее и затратнее, чем разработка месторождения на материке. При этом все шельфовые проекты, запуск которых планируется после 2016 года, будут получать льготы по особой системе — ставка НДПИ для арктического шельфа составит 5%, при этом операторам проектов будет гарантирована неизменность налогового режима в течение 5–15 лет. Кроме того, в числе льгот — освобождение от уплаты экспортной пошлины, импортной пошлины и НДС на ввозимое высокотехнологичное оборудование, операторы проектов освобождаются от налога на имущество и транспорт.

Впрочем, пока «Газпром нефти» не до активности в этой сфере — достаточно текущих производственных задач. «Мы решили сосредоточиться на том, чтобы запустить месторождение, пройти свой путь, сделать все, что зависит от нас, а уже дальше будем добиваться справедливых экономических и налоговых условий», — заявил Вадим Яковлев. Тем более что для этого в ближайшее время появится и официальная база — «Газпром нефть» уже закрыла сделку по покупке у «Газпрома» недропользователя арктического шельфового месторождения Приразломное — ООО «Газпром нефть шельф». Вторым этапом станет переуступка платформы «Приразломная».

А фокус компании на производственные задачи уже запустил процесс формирования нового рынка — рынка российской арктической нефти.

Из Арктики в Европу

Как показал предварительный маркетинг, проведенный специалистами Gazprom Neft Trading в начале 2014 года среди европейских переработчиков, основной целевой рынок для нефти с Приразломного — Северо-Западная Европа.

Такой выбор обусловлен в первую очередь логистической доступностью и импортозависимостью региона, при этом немаловажное значение имеет специализация заводов, расположенных в регионе, именно на переработке тяжелых нефтей, сходных по качеству с новым для рынка сортом ARCO (Arctic Oil).

Нефть Приразломного месторождения существенно более сернистая (2,3%) и тяжелая (910 кг/ м3), чем Urals (сера 1,5%, 870 кг/м3), и тем более эталонного Brent. Благодаря текущей востребованности битумной нефти на рынке Северо-Западной Европы нефть ARCO реализуется по цене на уровне маркера Urals. Востребованность эту аналитики объясняют экономией на себестоимости, которую европейские нефтепереработчики получают, перерабатывая на высокотехнологичных НПЗ именно такое сырье. В Gazprom Neft Trading сообщили, что сделка с Total на первую партию ARCO была заключена на условиях DES (Delivered Ex Ship) Rotterdam, «в рамках стандартной торговой деятельности компании на данном рынке».

В компании пояснили, что пока объем добычи на Приразломном невелик — в этом году он составит порядка 300 тыс. тонн, — продажи будут вестись по спотовым контрактам, однако с увеличением объема и регулярности отгрузок возможно заключение долгосрочных контрактов, по крайней мере на часть объема ARCO.

Не исключено, что изменится и сама схема отгрузки и транспортировки нефти с «Приразломной». Если в нынешнем году весь объем добытой с платформы в Печорском море нефти удастся вывезти четырьмя рейсами челночных танкеров «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», обслуживающих месторождение, то при росте объемов добычи, вероятнее всего, возникнет необходимость сокращения маршрута челночных танкеров за счет использования промежуточной перевалки. По оценке Вадима Яковлева, исходя из существующей оценки запасов Приразломного и проекта разработки месторождения, решение о создании такой перевалочной базы необходимо будет принять в перспективе двух лет. «После бурения первых трех скважин мы актуализируем модели, возможно, уточним проект разработки месторождений», — сообщил первый заместитель генерального директора «Газпром нефти». Эта работа уже началась — компания объявила тендер на проведение оперативного подсчета запасов нефти и растворенного газа продуктивного горизонта I Приразломного нефтяного месторождения. До конца 2014 года планируется также переобработать и переинтерпретировать данные 2D и 3D сейсморазведки месторождения (2D — 357,8 пог. км; 3D — 237 кв. км).

Таким образом, проект «Приразломное», как и положено пилотному проекту, запустил процесс формирования нового рынка и параллельно стал полигоном для отработки абсолютно новых производственных, транспортных, маркетинговых схем. «Накопленный российскими судостроительными, нефтегазовыми, судоходными предприятиями и финансовыми организациями уникальный опыт взаимодействия в реализации первого российского проекта нефтедобычи на арктическом континентальном шельфе, безусловно, будет востребован в освоении природных богатств Арктики», — отметил в ходе церемонии первой отгрузки генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк. Что, по оценке Алексея Миллера, позволит решить глобальную задачу «укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке» за счет «повышения гибкости и надежности поставок нефти практически в любую точку мира».

Основные сорта нефти

URALS — российская марка экспортной нефтяной смеси. Формируется смешением в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой высокосернистой нефти Урала и Поволжья с легкой западносибирской нефтью Siberian Light. Итоговое содержание серы в нефти сорта Urals составляет 1,5%, плотность — 870 кг/м³.

BRENT (Brent Crude) — эталонный (маркерный) сорт нефти. Фактически является смесью нефтей, добываемых на шельфовых месторождениях Brent, Oseberg и Forties между побережьями Норвегии и Шотландии в Северном море. Один из основных сортов нефти, торгуемых на международных нефтяных биржах. Цена нефти Brent с 1971 года является основой для ценообразования около 40% всех мировых сортов нефти, в частности, российской смеси Urals. Классифицируется как легкая малосернистая нефть, плотность при 20°C ок. 825–828 кг/м³ (38,6–39 градусов API), содержание серы около 0,37%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ