Нобелевская вертикаль

Нобелевская вертикаль

Роль «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» в развитии российской экономики и нефтяной отрасли

Инновационная деятельность Людвига Нобеля во многом определяла направления развития всей отечественной нефтяной промышленности Создание перевалочно-распределительной сети было одной из ключевых задач товарищества. На фото склад под Рыбинском Керосиновый завод в Баку Роберт Нобель приобрел в 1875 году «Зороастр», курсировавший на Каспии, стал первым в мире наливным паровым танкером Все нефтепромысловое и нефтеперегонное оборудование проектировалось и изготавливалось на собственном механическом заводе товарищества в Санкт-Петербурге Эммануил Нобель стал достойным преемником своего отца В маркетинговой стратегии «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» рекламе отводилось важное место

Фото: LEGION-MEDIA, ИТАР-ТАСС, РИА «НОВОСТИ»

Историки промышленности по-разному оценивают роль «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» в развитии российской экономики. Существует мнение, что монополия, созданная братьями Нобель, подавляла развитие конкуренции, тормозила разработку нефтепромыслов, альтернативных бакинским. Однако большая часть историков все же сходится во мнении, что прорыв в развитии нефтяной промышленности (в том числе технологический), совершенный «Товариществом братьев Нобель» (ТБН), обеспечил рост всей экономики Российской империи

Текст: Александр Матвейчук

30 (18) мая 1879 года — дата, которая для российской нефтяной отрасли, да и для истории страны в целом имеет особое значение. Именно в этот день император Александр II утвердил устав «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» с основным капиталом в 3 млн рублей. В числе учредителей значились петербургский купец Людвиг Нобель, бакинский купец Роберт Нобель, их младший брат Альфред Нобель и гвардии полковник Петр Бильдерлинг.

Впрочем, это была, конечно, не нулевая отметка. К лету 1879‑го компания уже реализовала два прорывных для российской нефтянки проекта. В 1878 году на Апшеронском полуострове был построен первый в России нефтепровод длиной 8,5 версты с диаметром трубы 3 дюйма и пропускной способностью 80 тыс. пудов нефти в сутки, а на Каспии под российским флагом стал совершать регулярные рейсы первый в мире паровой танкер «Зороастр» грузоподъемностью 34 тыс. пудов керосина.

Эти два события одного года — результат деятельности успешного предпринимателя и талантливого изобретателя Людвига Нобеля. Образование акционерной компании для братьев Нобель стало организационным шагом в решении комплексной и масштабной задачи — создания многопрофильного предприятия вертикально интегрированного типа, лидера российской нефтяной отрасли во всех сферах — от добычи нефти до реализации нефтепродуктов.

По всем направлениям

При разработке нефтяных месторождений Нобели сразу сделали ставку на развитие машинного бурения. В апреле 1876 года первую скважину на Сабунчинской площади в Баку под руководством Роберта Нобеля пробурили вручную, а уже в 1878‑м строительство велось только с помощью механизмов — скважин к этому времени было уже семь. Первый нефтяной фонтан на промысле товарищества забил в середине 1879 года, за ним последовали другие. В 1880 году добыча на промыслах превысила 2 млн пудов, переработка которых дала 1,7 млн пудов керосина. Если оценивать работу предприятий Нобелей в разрезе всей отечественной нефтяной промышленности того времени, то динамика особенно заметна: в 1879 году объем добычи нефти на промыслах товарищества не превышал 5% от всей добычи в стране, всего два года спустя доля компании превышала 13% всей общероссийской добычи, в 1887 году на промыслах «Товарищества братьев Нобель» добывалась почти пятая часть всей российской нефти и более 7% от общемировой добычи.

Однако с ростом объемов добычи российским нефтяникам остро требовались новые эффективные технологии ее переработки. В условиях острой конкурентной борьбы на российском керосиновом рынке, в первую очередь с заокеанскими производителями, вопросы качества нефтепродуктов и удешевление себестоимости их производства вышли на первый план. Интенсификация процесса перегонки нефти и увеличение глубины ее переработки являлись главными проблемами для отечественных инженеров и техников.

Технологическим ответом на вызов времени стало создание кубовой батареи непрерывного действия — пожалуй, одного из самых значимых изобретений Людвига Нобеля в области нефтепереработки. Анализ практики эксплуатации кубовых установок периодического действия, сгруппированных, как правило, на отдельных территориях, привел его к решению технологически объединить ступенчатым образом нескольких кубов, что обеспечивало непрерывный переток нефти из одного куба в другой по мере повышения ее температуры. Кубовая батарея непрерывного действия позволяла более глубоко отбирать дистилляты из нефти и делить их на отдельные фракции. В одном из писем Людвиг Нобель писал: «Внедрение непрерывного процесса, о котором было столько споров, стало эпохальным событием! К счастью, мне удалось выправить на него привилегию (патент. — СН)».

Кубовые батареи непрерывного действия достаточно быстро стали использовать все ведущие нефтяные компании мира. А Нобель продолжал получать привилегии на усовершенствования технологии переработки нефти. Сначала на «Куб усовершенствованной системы для дробной и непрерывной перегонки нефти», затем на «Сепарационный аппарат для отделения механических примесей из нефти и ее продуктов».

Ключевым звеном в стратегии «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» стало широкое развитие собственной транспортной и сбытовой инфраструктуры. Создание разветвленной сети нефтебаз началось в 1879 году с организации складов в Царицыне, Астрахани, продолжилось год спустя организацией перевалочных и распределительных пунктов в Москве, Туле и Харькове. Уже через несколько лет нефтебазы товарищества присутствовали практически в каждом значимом городе империи от Перми до Новгорода, от Саратова до Бердичева.

Логистический пункт в Царицыне заслуживает отдельного описания. Здесь была создана крупнейшая в Европе перевалочно-распределительная нефтебаза с резервуарами емкостью 1,5 млн пудов с механизированной системой подачи и налива нефти и нефтепродуктов.

В комплекс входили также небольшой нефтеперерабатывающий завод, механические мастерские с кузницей, бондарное производство. Именно здесь в 1880 году по проекту Людвига Нобеля были построены две первые металлические наливные баржи «Елена» и «Елизавета» грузоподъемностью по 35 тыс. пудов. Впоследствии здесь строились так называемые баржи-двойники (сдвоенные), специально спроектированные для прохождения Мариининской системы каналов. В 1881 году по заказу товарищества в Швеции были построены первые речные колесные паровые танкера «Калмык» и «Татарин» грузоподъемностью по 40 и 50 тыс. пудов. Для перевозки керосина по железным дорогам был сформирован большой парк вагонов-цистерн.

Именно активность «Товарищества братьев Нобель» позволила добиться перелома в освобождении внутреннего российского рынка от привозного американского керосина. Победа в конкурентной борьбе за топливную независимость страны была достигнута за рекордно короткий срок: за пять лет — с 1879 по 1884 год — поставки керосина из США в Россию упали с 2 млн пудов в год до нуля. При этом объем потребления нефтепродуктов уверенно рос и к середине 1880‑х достиг 11,5 млн пудов. Но это был уже исключительно отечественный продукт.

Инновационный подход

Если, анализируя деятельность «Товарищества братьев Нобель», заниматься поиском основных конкурентных преимуществ, то практически сразу обращаешь внимание на системный подход к новаторству и изобретательству, который воплощен в трех главных инженерных принципах: простота, целесообразность и практичное решение задачи. При этом империя Нобелей была фактически независима: все нефтепромысловое и нефтеперегонное оборудование проектировалось и изготовливалось на собственном механическом заводе товарищества в Санкт-Петербурге. И значительной частью этого оборудования были оригинальные конструкторские разработки самого Людвига Нобеля.

В июле 1876 года по результатам поездки на Апшеронский полуостров Людвиг Нобель приступил к работе над аналитической запиской «Взгляд на бакинскую нефтяную промышленность и ее будущность». Для российской действительности того времени взгляд этот был слишком смелым и прогрессивным. Поэтому инновации товариществу приходилось внедрять сначала самостоятельно, и лишь когда становилось очевидным, что работать по-новому гораздо выгоднее, чем по старинке, изобретения и методы ТБН активно тиражировались. Правда, сами братья к этому времени оказывались уже далеко впереди.

Так было с внедрением машинного бурения, позволившим товариществу нарастить объем добычи за три года (1879–1881) почти в 10 раз. Так было с модернизацией нефтепереработки, позволившей десятикратно увеличить выпуск керосина за те же три года.

Не забывали братья и о маркетинге. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» свою обширную нефтяную экспозицию оформило в виде интерьера ханского дворца, чем привлекло внимание многочисленных посетителей. «Нефть, бензин, керосин, нефтяные остатки, смазочные масла, дистилляты смол, гексол, толуол, нафталин и антрацен», — линейка представленных ТБН продуктов по тем временам была очень широка. Отметили эксперты и разнообразие, и оригинальность машиностроительной нобелевской продукции. Однако по-настоящему, официально заслуги изобретателя и предпринимателя были признаны шесть лет спустя. Экспертная комиссия Всероссийской выставки предметов освещения и отопления, проходившей в Санкт-Петербурге в 1888 году, присудила Людвигу Нобелю почетный диплом за «широкое развитие в России нефтяного дела, выраженное в добыче и правильном способе переработки нефти, за организацию транспортировки нефтяных грузов и за полезную деятельность в разработке технических вопросов по нефтяному отоплению паровых котлов, металлургических печей и пр.». А в последние дни работы выставки в правление «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» было доставлено курьером решение ученого совета Практического технологического института о присуждении Людвигу Нобелю почетного звания «инженер-технолог», установленного «для наиболее выдающихся в Российском государстве» инженеров, технологов и организаторов промышленности. Однако в те дни он уже был тяжело болен и находился на лечении в Каннах. 12 апреля 1888 года его не стало.

В годовщину кончины Людвига Нобеля общее собрание Императорского русского технического общества решило «сделать все, чтобы честная, умная и энергичная трудовая жизнь этого человека, послужившая на пользу нашему Отечеству, была добрым заветом». Учрежденная обществом премия имени Людвига Нобеля за «лучшее сочинение или исследование по металлургии или нефтепромышленности» вплоть до 1917 года оставалась одной из самых престижных наград в российском инженерном сообществе.

Непрерывное развитие

Преемником Людвига Нобеля в нефтяном деле стал его старший сын Эммануил Нобель, вошедший в 1888 году в правление товарищества. К тому времени он уже обладал хорошей инженерной подготовкой: в 1878 году окончил техническое училище в Бармене (Германия), после чего получил диплом инженера в Стокгольмском технологическом институте. Вернувшись в Санкт-Петербург, Эммануил последовательно прошел все ступеньки карьеры на механическом заводе отца. Сын оказался достойным преемником отца: если при Людвиге Нобеле товарищество стало российским промышленным лидером, то Эммануил Нобель принес ему всемирное признание. Уже в 1890 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» экспортировало более 9 млн пудов керосина, а к 1899 году с добычей свыше 93 млн пудов обеспечивало более 8% мировой нефтедобычи и около 18% общероссийской.

К этому времени ТБН уже собрало внушительную коллекцию наград и званий. Почетный диплом и бронзовая медаль Всемирной выставки в Чикаго 1893 года, награды международных выставок в Лионе (1894) и Антверпене (1894), Гран-при Всемирной Парижской выставки 1900 года — это лишь самые важные из них. Ну и, конечно, высшая награда — «право изображения государственного герба», предоставленное товариществу на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года «за образцовую постановку завода, постоянное стремление к усовершенствованию производства нефтяных продуктов прекрасного качества в весьма обширных размерах, с утилизацией всех материалов и отбросов, за заботы о введении безопасных осветительных масел, организацию перевозок и сбыта внутри Империи и за границей, а равно и за попечение о служащих и рабочих». К началу века «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» стало безоговорочным отраслевым лидером в России. Причем не только в нефтяной отрасли.

Выдающимся событием начала ХХ века стало создание на заводе «Людвиг Нобель» первого в мире серийного производства дизельных двигателей, что открыло новые возможности использования нефтяного топлива. Еще одно достижение товарищества с приставкой «впервые в мире» — строительство в 1903 году танкера-теплохода, получившего имя «Вандал».

30 мая 1907 года решением ученого совета Петербургского технологического института Эммануил Нобель был удостоен звания почетного инженера-технолога. Не менее заслуженно, чем в свое время отец: с 1905 по 1912 год Эммануил Нобель получил от Министерства торговли и промышленности девять привилегий на свои изобретения.

В 1913 году «Товарищество братьев Нобель» добывало 65,8 млн пудов нефти, 57,6 млн пудов из которой перерабатывало. Добыча велась из 479 буровых скважин, на нефтяных промыслах эксплуатировалось 177 паровых двигателей и 131 электродвигатель. Для транспортировки нефти и нефтепродуктов компания имела в своем распоряжении 43 речных судна, 14 шхун, 209 барж, а также 1400 железнодорожных вагонов-цистерн. По сути, к самому успешному году в новейшей истории Российской империи, предвоенному, это была монополия трестового типа — такая же, как рокфеллеровский «Стандард Ойл». С которым товарищество, кстати, через дочерние общества активно сотрудничало на европейском рынке. Вот только конец у российского треста был очень непохож на американский. Если создатель «Стандард Ойл» только выиграл от принудительного разделения монополии, то все предприятия «Товарищества братьев Нобель» в июне 1918 года были национализированы, и на их основе впоследствии создавалась советская нефтяная промышленность, которая развивалась уже по совсем иным принципам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ